Консультация для родителей «Чем занять ребёнка дома»
Часто приходится слышать жалобы родителей: «Ну что мне с ним (с ней) делать? Нет никакого сладу. В детском саду ведёт себя хорошо, слушается, охотно помогает детям, воспитателям. Домой приходит - на голове ходит, всем грубит, игрушки разбрасывает, играть самостоятельно не хочет». Разговор о том, почему дети в детском саду и дома ведут себя по - разному, можно было бы продолжать бесконечно. Подумаем о другом : в чём причина этого.
День малыша в детском саду заполнен интересными делами, неожиданными событиями, увлекательными прогулками и играми с ровесниками. А дома? Все заняты. Мама по хозяйству хлопочет, папа газету читает или телевизор смотрит, брат или сестра уроки готовят. От взрослых ребёнок только и слышит: «Иди, не мешай, займись чем – нибудь! » Чем? Малыш начинает томиться, капризничать, сам себя не умеет занять.
В наше стремительное время, среди перегруженности повседневными делами, очень важно выкроить хотя бы несколько минут для общения с детьми или внуками. В субботние или воскресные дни этих минут должно быть гораздо больше. Время желательно распределить так, что бы его хватило и для выполнение домашних дел, и для более продолжительной прогулке, и для просмотра детской телевизионной передачи с последующим обсуждением её, и для занятия любимым делом, если оно, конечно, есть, а если нет- надо помочь ребёнку найти его.
Малыш с интересом прислушивается и присматривается к взрослым, к окружающему его миру, делает открытия для себя. И важно в этот момент стать настоящим другом ребёнку, научить его использовать свободное время, что бы он почувствовал его, необходимость своего труда, занятий, игр.
Для игр нужны игрушки. Совсем не обязательно дорогостоящие, магазинные. Игрушки можно сделать своими руками.
На что следует обращать внимание на занятиях с детьми дома?
Во- первых, на самостоятельность - сам придумал, вырезал, склеил, построил и т. д. В то же время не следует отказывать малышу в помощи, когда он встречается с какими-то трудностями.
Во-вторых, что бы он бережно хранил свои поделки. Важно не упускать случая, что бы подтолкнуть фантазию, воображение ребёнка. Например: малыш помогал вам перебирать фасоль, рис. По окончанию работы предложите сыну или дочери выложить из них «дорожку», «цветочек» или другие формы. Выпел малыш компот, съел варенье - остались косточки: соберите их, подвигайте по столу, что бы что-то получилось. Хороши для рассматривания воздушные рисовые хлопья. Их форма может напомнить кого-то или что-то. Вдруг узнается червячок, цыплёнок и т. д.
Попробуйте изготовить самоделки с детьми, учитывая их возможности и способности. Малыши должны почувствовать, что самоделка доставляет радость и взрослым.
Много говорится сейчас о трудовом воспитании детей, о профориентации. Дошкольникам, разумеется, рано выбирать будущую профессию: в этом возрасте одно влечение быстро сменяет другое. Но любовь и уважение к труду, элементарные трудовые навыки необходимо воспитывать уже сейчас.
Ребенок 3-5 лет Примерно с трех лет ребенок начинает понимать гендерные различия. В речи осознано проставляет окончания мужского или женского рода. Многие дети в этом возрасте уже ходят в детсад, где получают новые представления о различии мальчиков и девочек. И манера взаимодействия начинает делиться: с мальчиками можно игриво сражаться, а девочкам — помочь забраться на горку. И хотя таких уж острых делений на мужское и женское еще нет, а ребенок стремиться познавать все новое и необычное, в этом возрасте уже появляются относительно «мальчиковые» и «девичьи» занятия.
1. Дочки-матери После трех лет дети, которые до этого твердили родителям, что они уже большие, могут снова внезапно стать «маленькими». Игры в дочки-матери сблизят вас с ребенком и помогут вспомнить, как это было — укачивать младенца, кормить и ухаживать за ним. Такое занятие научит ребенка проявлять заботу и доброту. Игра одинаково может нравиться как мальчикам, так и девочкам.
2. Автогонки Как правило, к трем годам машинками увлекаются больше мальчики, чем девочки, хотя, конечно, бывают и исключения. Распределите игрушечные автомобили, продумайте маршрут и устройте настоящие гонки.
3. Изучение стихов Память ребенка легко и эластично развивается. Помочь в этом может периодическое заучивание несложных добрых стихотворений. Регулярно читайте ребенку сами или включите аудиозапись детских стихов Чуковского, Маршака, Токмаковой, Хармса.
4. Парикмахерская Условно эту игру маркируют пометкой «для девочек», хотя ее могут оценить и мальчики этой возрастной категории. Предложите ребенку устроить день красоты. Моделью может стать мама или папа, любимая кукла или любая другая игрушка. Покажите ребенку, как нужно причесать, заплетите вместе косу, сделайте хвостики или какую-то удивительную прическу.
5. Необычное рисование Для развития творческих способностей ребенка предложите ему порисовать на необычных материалах: к примеру, пальцами на манной крупе, песке или красками по воде. Или просто — в воздухе. Чертите фигуры, образы и отгадывайте, что было нарисовано друг у друга. Эта игра одинаково полезна как для мальчиков, так и для девочек.
6. Веселые нити Возьмите картон, проделайте в нем дыроколом отверстия и предложите ребенку создать узор цветными нитками. Девочки могут «вышивать» рисунок, продевая нити в отверстия закрытыми булавками, имитирующими иголки. Мальчики могут продевать цветные мулине пальцами.
7. Абстрактные пальчиковые игры
Отлично провести время с пользой для малыша можно и без каких-либо подручных материалов. Потребуются только руки. Предложите ребенку пальцами показать очки. А теперь зайчика. И птичку. Фантазируйте, удивляйтесь, смейтесь и сочиняйте целые сюжеты вместе с ребенком. Играть в это интересно и полезно детям любого пола.
8. Умный массаж Выделите с дочкой или сыном время для массажа. Но не простого, а умного. В процессе процедуры проговаривайте части тела малыша, но уже более сложные, чем просто рука и нога. Найдите щиколотку, поясницу, локоть, лопатку и переносицу. Поменяйтесь ролями, называйте части тела и предложите ребенку сделать вам массаж именно там.