СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей: «Дидактические игры по воспитанию гражданственности и патриотизма у дошкольников в коррекционной работе учителя-дефектолога»

Нажмите, чтобы узнать подробности

в данной консультации раскрываются методы и приемы патриотического воспитания приознакомлении дошкольников с различными лексическими темами.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей: «Дидактические игры по воспитанию гражданственности и патриотизма у дошкольников в коррекционной работе учителя-дефектолога»»

Консультация для родителей:

«Дидактические игры по воспитанию гражданственности и патриотизма у дошкольников в коррекционной работе учителя-дефектолога»

Наша задача, как можно раньше, пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества, воспитывать любовь и уважение к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, к родному дому, детскому саду, родной улице, городу, чувство гордости за достижения своей страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов.

Эта проблема касается и узких специалистов дошкольного учреждения, в частности, учителя-дефектолога. Поэтому при планировании логопедических занятий по лексическим темам наряду с коррекционно-речевыми задачами, планируются задачи, направленными на нравственно-патриотическое воспитание детей.

Например, изучается тема «Тело человека»

Задачи: закрепление представлений о себе, формирование пространственной ориентации и координации движений, воспитание коммуникабельности, формирование элементарных знаний о правах ребёнка.

Для усвоения этой темы ребенку помогут такие словесные игры, как:

  • Что для чего нужно?” / Голова нужна человеку для того, чтобы думать, мыслить... руки, уши, рот, глаза и т.д./;

  • Подбери признак” / Глаза - большие, маленькие, голубые, карие, внимательные, грустные, весёлые и т.д./;

  • Назови ласково” /Голова-головушка, ноги-ножки, колени-коленки, спина-спинка/.

Дети учатся образованию сложных слов. /У меня русые волосы -я русоволосый, у тебя голубые глаза - ты голубоглазый и т.д./ Дети дошкольного возраста начинают более внимательно относиться к себе и к своим товарищам. Они видят, что все они разные. И это поможет ребенку в дальнейшем принимать себя таким, какой он есть, быть более коммуникабельным и легко вступать в контакт со сверстниками.

Благодатную почву дают занятия на тему «Моя семья»

Задачи: формирование представлений о семье и родственных отношениях в ней, воспитание любви и привязанности к семье, чувства взаимопомощи и ответственности за родных и близких.

Используются следующие дидактические словесные игры:

  • Подбери признак” / Какая у вас семья? - большая, дружная, крепкая, трудолюбивая, работящая, здоровая, заботливая, счастливая и др./;

  • Обязанности в семье” /Что делает папа? Что делает мама? Какие обязанности у сестры, у брата?/

Развивается связная речь: дети учатся составлять рассказы по сюжетным картинкам и по плану.

В лексической теме «Детский сад» пополняется словарный запас, развивается связная речь.

Задачи: знакомство со всеми службами и профессиями сотрудников детского сада; воспитание уважения к людям разных профессий, посвятивших себя нелёгкому труду-заботе о детях и любви к своему второму дому.

  • Через игру “Кто что делает?” развивается и совершенствуется глагольный словарь /Что делает воспитательница? - учит, объясняет, заботится, помогает. Что делает повар? - варит, жарит, моет, режет, печёт. Что делает младший воспитатель? и т.д./Дети учатся составлять предложения о людях, работающих в детском саду.

Дети составляют рассказы по сюжетным и сериям картинок «Один день в детском саду», «Чем мы занимаемся в детском саду».

Планируя цикл занятий по темам «Растения. Животные. Птицы», отрабатываются лексико-грамматические категории.

Задачи: формирование бережного отношения и любви ко всему живому реализуются через игры “С какого дерева лист?”, “Чей это хвост?” “Кто как голос подаёт?”  Игра “У кого кто?  «Пойдём в огород, да расскажем, что в Магнитогорске на грядках растёт»

В теме «Профессии»

Задачи: закрепление представлений о наиболее распространённых профессиях, создание интереса к изучению неизвестных профессий, воспитание уважения к труду.

  • В играх: "Кто что делает?", "Четвёртый лишний", "Угадай, кем я хочу быть?", "Кто больше?", "Кто работает на машинах?", "Расскажи о себе", "Разгадай слово", "Продолжи предложение", "Небылицы" дети обогащают свой словарный запас названиями профессий:

Дети учатся составлять небольшие сообщения о профессиях своих родителей и на темы “Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?”, “Все профессии нужны, все профессии важны...”.

В феврале дети знакомятся с темой “Защитники Отечества”.

Задачи: воспитание уважения и чувства благодарности к людям, защищающим Родину от врагов.

  • В играх:“Защитники Отечества” «Разные войска» «Назови военную профессию» словарь детей пополняется новыми словами-синонимами - Отечество - Отчизна - Родина; защитник Отечества - боец, воин, солдат; защищать Родину - охранять, беречь. Также дети учатся словообразованию на примере различных военных профессий         / граница -пограничник, артиллерия - артиллерист, и др./

Первый весенний месяц всегда посвящен теме «Международный женский день».

Задачи: воспитание любви и чувства уважения к маме, бабушке, сестрёнке, воспитателю.

  • Используются словесные дидактические игры:

Расскажи какая?” /мама - добрая, ласковая, любимая, весёлая; бабушка - заботливая, мудрая, трудолюбивая; сестренка - маленькая, смешная, любознательная; воспитательница - добрая, внимательная, умная, красивая, справедливая и др./;

Назови ласково”

При изучении темы «Мой родной город, родная страна».

Задачи: воспитание любви к родной стране, гордости за неё, бережного отношения к ней.

Игры:

  • «Букет красивых слов»- Словарь детей обогащается образными выразительными средствами речи /эпитетами, метафорами, синонимами, родственными словами, относящимися к Родине и родному городу/

  • Дидактическая игра «Угадай места достопримечательности», «Узнай по описанию», «Узнай свой город».

Цель – закрепить в дошкольниках знания родного города и страны, полученные в процессе бесед воспитателя с детьми; патриотическое воспитание.

  • «Собери герб из фрагментов»

 Цель: способствовать закреплению знаний о гербе родного края, развивать логическое мышление, память дошкольника.

  • «ГЕРБ родного края»

 Цель: закрепить представление детей о гербе родного края; уметь выделять герб Республики Беларусь, родного города из других знаков.

В конце учебного года - тема великого праздника – «День Победы».

Задачи: воспитание уважения к героям Великой Отечественной войны, гордости за победу над фашисткими завоевателями, глубокой благодарности к ветеранам войны.

  • Используются игры:

•Подбери синоним” /смелый - храбрый, отважный, геройский/;

•Подбери родственное слово” /герой - геройский, героический, героиня/.

Словарный запас детей пополняется новыми словами и словосочетаниями /подвиг, Победа, героический поступок, ветеран, «мир строит, война - разрушает» и др./ .

Вот так, решая очень важный момент в жизни наших малышей, как вопрос воспитания гражданственности и патриотизма, учитель-дефектолог выполняет свои прямые профессиональные обязанности - развивает речь детей, работая над расширением и актуализацией словаря, над лексико-грамматическими категориями и связной речью.





Подготовила: учитель-дефектолог

Тутарова М. С.