СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей дошкольников «Детско- родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольника»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей дошкольников «Детско- родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольника»»

Консультация для родителей дошкольников «Детско- родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольника»

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско- родительских отношений.

Как известно, современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества. Поэтому на климат внутри семьи влияет множество факторов: и политические, и социально- экономические, и психологические. Сокращение свободного времени родителей из- за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие множества других патогенных факторов стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости. Многие родители, находясь под прессом множества проблем, считают возможным выплеснуть свои негативные эмоции на маленького ребенка, который не может противостоять психологической, а часто и физической агрессии, казалось бы, самых близких ему людей. Именно таким образом дети становятся полностью зависимыми от настроения, эмоций и физического состояния родителей. Это далеко не лучшим образом сказывается на психологическом здоровье детей, их эмоциональном благополучии, установках в общении и поведении на этапе взросления. В целом же психологи и социологи характеризуют современные детско- родительские отношения как отличающиеся общей тенденцией к пренебрежению родительскими обязанностями и повсеместным проявлением жестокости и в физическом, и в психологическом аспекте.

В ходе исследования детско- родительских отношений специалистами различных областей науки был выявлен ряд аспектов, позволяющих «нарисовать» наиболее полную картину отношений в семье: реальное взаимодействие родителя с ребенком; отношение к ребенку, основанное на неосознанной мотивации родителя; отношение к ребенку, сформированное в ходе рефлексии.

Данное триединство находится под влиянием ряда факторов:

- Особенности личности родителей и форм их поведения.

- Психолого- педагогическая компетентность родителей, уровень их образования.

- Эмоционально- нравственная атмосфера в семье.

- Диапазон средств воспитательного взаимодействия.

- Степень включенности ребенка в жизнедеятельность семьи.

- Учет актуальных потребностей ребенка в и степень их удовлетворения.

Интересным представляется взгляд американского психоаналитика Дж. Боулби на характерные особенности патогенного родительского поведения. Он считает, что наиболее болезненными для ребенка являются следующие ситуации:

  • когда родители открыто или косвенно заявляют ребенку о том, что он является причиной их неприятностей;

  • когда родители не удовлетворяют потребности ребенка в любви и полностью отвергают его;

  • когда ребенок является в семье средством разрешения конфликтов между супругами;

  • когда родители используют в качестве дисциплинарной меры угрозу «разлюбить» ребенка или уйти из семьи;

  • когда в окружении ребенка отсутствует человек, способный понять переживания ребенка.

Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально- личностном развитии ребенка играют родительские установки. Бесспорно, родители- самые значимые и любимые для ребенка люди. Их авторитет, особенно в дошкольном возрасте, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у детей непоколебима.

В отличие от сформировавшейся личности ребенок 3-4 лет не владеет защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Именно поэтому родители должны внимательно относиться к своим словесным обращениям к нему, оценкам поступков и избегать установок, которые в последствии могут отрицательно проявиться в поведении ребенка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.

Установки, по мнению Н.Л. Кряжевой, - это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире.

Примером сложившихся на всем протяжении человеческого развития и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни, в которых добро побеждает зло, а мудрость- глупость.

Как указывает Л.В. Чернецкая , родительские установки- один из наиболее изученных аспектов детско- родительских отношений. Под родительскими установками понимается система или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способа поведения с ним.

Одним из основных условий полноценного развития дошкольника является психологическая защищенность, которая складывается из многих компонентов, но главный из них- осознание ребенком того, что его любят. Для этого общение родителей должно быть не формальным (по необходимости), а эмоционально насыщенным и приносить радость, как детям, так и родителям.

Уметь слушать ребенка- не простая непростая задача для взрослого человека. Важно осознавать, что в диалоге рождаются доверие и понимание. Возникающая между собеседниками обратная связь способствует формированию рефлексии, то есть способности оценить себя с позиции партнера. Взрослый проецирует переживания ребенка на свой собственный социально- эмоциональный, житейский опыт, что стимулирует своеобразное припоминание хранимых в глубинах сознания воспоминаний о детстве, своих собственных переживаний. Только тогда, когда взрослый сам на мгновение становится ребенком и смотрит на мир его глазами, создается ситуация глубокого принятия и переживания проблемы ребенка, осознается ее значимость.

Беседуя с ребенком родители так же должны поделится с ребенком собственными воспоминаниями, пережитыми чувствами, открыть себя с новой, еще неизвестной ему стороны. Ребенку важно знать, что взрослым тоже не чужды переживания. Такие минуты откровений очень ценны для ребенка, они учат его понимать эмоциональное состояние окружающих людей, способствует формированию умения адекватно оценивать себя, анализировать собственное поведение и настроение, побуждают заботиться о близких, помогают обрести уверенность в себе. Чувство эмоционального комфорта и психологической защищенности особенно важно детям неуверенным в себе, тревожным. Поэтому родителям следует выслушивать своего ребенка, делиться своим опытом, давать советы, но не отмахиваться от его проблем фразами- штампами, а проявлять искреннюю заинтересованность. Детям важно чувствовать себя в безопасности. И это состояние должны обеспечить ребенку любящие родители.

Принятие ребенка взрослым, его чувств и особенностей, со всеми его проблемами и радостями, способствует формированию у него чувства собственного достоинства, способности понимать себя и окружающих, учит с уважением относиться к ним, развивает потребность в общении. Такое принятие является следствием, прежде всего искренней любви родителей и знания личностных особенностей ребенка.

Таким образом, представления ребенка о семье и семейных отношениях является важнейшим показателем его эмоционального благополучия.

Список литературы:

  1. Харчев А.Г. Социология воспитания. –М.: Политиздат, 1990. – 160с.

  2. Широкова Г. А Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. / Г.А. Широкова- Ростов н/Д.: «Феникс». 2005. – 304с.