Эффективные методы и приёмы запоминания слов при изучении иностранного языка.
Все мы разные, одни воспринимают материал быстро и качественно, другим потребуется гораздо больше времени на его усвоение. Наибольшую трудность при изучении иностранного языка для большинства детей вызывает запоминание слов, работа с лексикой.
Необходимо, в первую очередь, добиться того, чтобы усвоение новой лексики доставляло удовольствие, приносило интерес и активизировало познавательную активность. Словарный запас иностранных слов нужно пополнять каждый день. Важную роль в этой деятельности играют не только педагоги, социум, но и родители обучающихся, которые поддерживают своих детей в кругу семьи.
Хочется привести некоторые эффективные приемы для организации работы педагога при изучении иностранного языка в школе, и для родителей, которые закрепляют и мотивируют своих детей дома.
Методические приемы и средства.
1. Словарь
Можно использовать школьные печатные издания, но для развития индивидуальных способностей обучающихся, рекомендуется вести собственные личные словари, которые оформляются исходя из личных предпочтений. Это тетради или блокноты, записные книжки - со списком новых слов.
Задания для работы со словарём: записать новое слово - перевод на русский язык, прочитать и выучить.
Приемы запоминания: повторение в чтении слова и без зрительной опоры, прослушивании его в аудиозаписи, прописывание на черновике по образцу и по памяти.
2. Картотека
Можно изготовить карточки со словами, что позволяет качественнее и интереснее проводить словарную работу в классе. Слова на иностранном языке пишут на одной стороне, а перевод на другой.
Со временем накапливается большое количество карточек со словами и получается картотека – набор карточек.
Опыт показывает, что обучающиеся подходят к этой работе творчески, поэтому возможны разные варианты оформления карточек. Сама картотека представляет собой коробку, в которую укладываются карточки по мере наполнения (изучения).
Карточки могут распределяться по темам или по блокам, количество которых зависит от степени запоминания слов – не запоминается слово, иногда воспроизводится по памяти, долговременное запоминание в речи, письме, аудировании, в коммуникации.
При изучении некоторых тем, на карточках вместо перевода можно использовать изображение: рисунок, картинка, вырезка из журналов, - что позволяет расширить репертуар тренировочных упражнений.
3. Упражнения в речевой ситуации
Тренировка в запоминании, произношении и переводе слов требует некоторых вспомогательных условий.
Визуализация – опора для запоминания и основа тренировки. Наличие большого количества зрительных опор (фото, рисунки, схемы, карты) и конечно воображения, творческого мышления - способствует усвоению лексического материала. Например.
Коллаж из фотографий: техника со зрительной опорой на новые слова и выражения. Обучающие приносят рисунки, тематические картинки, карточки или PDF файлы. Составляют по договоренности или заданию - коллективный коллаж: на бумажной основе, магнитной доске или на экране проектора, в зависимости от материала, который они принесли. Используя получившийся макет, можно устно работать над новыми словами, прослушивая и повторяя их хором, находя эквиваленты на иллюстрациях или текстовых фрагментах.
Прослушать текст и выбрать нужные слова к картинкам, обозначениям, дополнить предложения, заменить одно слово другим — все эти задания имеют коммуникативную направленность и речевую ситуативность, а также подготавливают обучающихся к следующему дополнительному приему запоминания, основанного на развитии креативного мышления – ассоциограммы.
4. Ассоциограммы
Слова должны регулярно повторяться. Но повторение отдельных слов не даёт желаемого эффекта: слова не связываются с понятиями и быстро забываются. Методика ассоциативного запоминания автоматизирует непосредственное воспроизведение слов.
Работу с ассоциограммами проводится в игровой форме и в несколько этапов.
В начале вспоминаются тематические слова, на автомате, непроизвольно, все слова подряд, которые только приходят в голову, даже без грамматики.
Пониманию иноязычной речи часто способствует языковая догадка, то есть угадывание, которое носит, в данном случае, характер опоры на уже имеющиеся знания и этого не надо бояться.
Далее слова записываются в ряд или по кругу, в виде схему, что помогает соединить слова графически и таким образом получить эффект запоминания.
На следующем этапе обучающиеся под руководством педагога продолжают исправлять ошибки, дополнять разными частями речи, изменять их в числе и т. д.
5. Форма работы
Этот прием тоже может быть фасилитирующим. Выбор формы организации работы: от индивидуальной до фронтальной, в парах и микрогруппах, - зависит от степени мотивированности обучающихся.
Определение формата проведения урока: - от комбинированного до инсценировки, путешествия или семинара, - основывается на интересах и творческой активности участников образовательного процесса.
Представленные выше методические приемы и средства активизируют дополнительные компоненты чувственного восприятия обучающихся и мотивируют их к познавательному процессу. [/b]