СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Фольклор как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В дошкольном возрасте , начинается период активного становления художественного восприятия. Дети активно знакомятся с малыми формами фольклора, начиная с колыбельных песенок, пестушек, потешек, закличек и т. д. Они дают детям уроки на всю жизнь: уроки физической и нравственной чистоплотности (потешка «Водичка, водичка…»). Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песни, пестушки, потешки. Малые формы фольклора формируют у ребёнка чувство принадлежности к своему народу, его культуре, чувству родного языка. Языком фольклора до сознания ребёнка можно донести самые сложные истины, фольклор не позволяет «скатиться к обыденности», не допускает обыденности восприятия, потому что всегда таит в себе подтекст, который открывается не каждому, а лишь тому, кто добрыми глазами смотрит на мир, кто щедр душой и чист совестью. Это, прежде всего, свойственно детям.

 

Просмотр содержимого документа
«КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Фольклор как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ   «Фольклор как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Фольклор как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

  Фольклор  – это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования. Детство – это то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Фольклор  – это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования.

Детство – это то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Фольклор — это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт и передавало их младшим поколениям. Фольклорные произведения, начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая пословицами, сказками, дают детям уроки на всю жизнь, уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи. Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песенки, потешки.     Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей: обогащая словарь, развивая артикуляционный аппарат, фонематический слух, давая образцы для составления описательных рассказов и др.

Фольклор — это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт и передавало их младшим поколениям. Фольклорные произведения, начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая пословицами, сказками, дают детям уроки на всю жизнь, уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи. Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песенки, потешки. 

Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей:

  • обогащая словарь,
  • развивая артикуляционный аппарат,
  • фонематический слух,
  • давая образцы для составления описательных рассказов и др.
Детский фольклор даёт возможность уже на ранних этапах жизни ребёнка приобщить его к народной поэзии. Что же относится к детскому фольклору? Колыбельные песни. Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребёнком. Потешки – игры взрослого с ребёнком (с его пальчиками, ручками). Заклички – обращение к явлениям природы. Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх. Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи. Дразнилки – весёлые, шутливые стишки. Прибаутки, шутки, перевёртыши – забавные песенки, которые своей необыкновенностью веселят детей. Сказки, загадки, пословицы и поговорки и т. д. Потешки вызывают у ребёнка положительные эмоции. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание.

Детский фольклор даёт возможность уже на ранних этапах жизни ребёнка приобщить его к народной поэзии.

Что же относится к детскому фольклору?

Колыбельные песни.

Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребёнком.

Потешки – игры взрослого с ребёнком (с его пальчиками, ручками).

Заклички – обращение к явлениям природы.

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки – весёлые, шутливые стишки.

Прибаутки, шутки, перевёртыши – забавные песенки, которые своей необыкновенностью веселят детей.

Сказки, загадки, пословицы и поговорки и т. д.

Потешки вызывают у ребёнка положительные эмоции. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание.

   Не плачь, не плачь, детка, Прискачет к тебе белка. Принесёт орешки, Для маминой потешки. Или : Не плачь, не плачь, Куплю калач. Не ной, дорогой, Куплю другой. Не плачь, не кричи, Куплю тебе три.

Не плачь, не плачь, детка,

Прискачет к тебе белка.

Принесёт орешки,

Для маминой потешки.

Или :

Не плачь, не плачь,

Куплю калач.

Не ной, дорогой,

Куплю другой.

Не плачь, не кричи,

Куплю тебе три.

   Фольклорные  произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребёнком в разные режимные моменты. Например, когда ребёнка укладывают  спать : Баю-баю, баю-бай, Ты, собачка, не лай, Белолапа, не скули Мою Дашу не буди. *** Баю-баю-баиньки В огороде заиньки Зайки траву едят, Малым деткам Спать велят. Ай, Бай-бай-бай.

Фольклорные  произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребёнком в разные режимные моменты. Например, когда ребёнка укладывают  спать :

Баю-баю, баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули

Мою Дашу не буди.

***

Баю-баю-баиньки

В огороде заиньки

Зайки траву едят,

Малым деткам

Спать велят.

Ай, Бай-бай-бай.

   При умывании: Водичка, водичка. Умой Насте личико. Чтобы глазки блестели. Чтобы щёчки краснели. Чтоб смеялся роток. Чтоб кусался зубок. *** Нужно мыться непременно. Утром, вечером и днём. Перед каждою едою. После сна и перед сном.

При умывании:

Водичка, водичка.

Умой Насте личико.

Чтобы глазки блестели.

Чтобы щёчки краснели.

Чтоб смеялся роток.

Чтоб кусался зубок.

***

Нужно мыться непременно.

Утром, вечером и днём.

Перед каждою едою.

После сна и перед сном.

При приёме пищи: ***  Травка-муравка со сна поднялась. Птица-синица за зерно взялась, Зайки - за капустку, Мышки за корку, Ребятки – за молоко. *** Гу-ту-ту! Гу-ту-ту! Вари кашу круту, Подливай молочка, Накорми казачка.

При приёме пищи:

***

Травка-муравка со сна поднялась.

Птица-синица за зерно взялась,

Зайки - за капустку,

Мышки за корку,

Ребятки – за молоко.

***

Гу-ту-ту! Гу-ту-ту!

Вари кашу круту,

Подливай молочка,

Накорми казачка.

При расчёсывании волос: Уж я косу заплету. Уж я русу заплету. Я плету, плету, плету, Приговариваю : - Ты расти, расти, коса Всему городу краса. *** Расти коса до пояса Не вырони ни волоса Расти, коса, не путайся Маму, дочка, слушайся.

При расчёсывании волос:

Уж я косу заплету.

Уж я русу заплету.

Я плету, плету, плету,

Приговариваю :

- Ты расти, расти, коса

Всему городу краса.

***

Расти коса до пояса

Не вырони ни волоса

Расти, коса, не путайся

Маму, дочка, слушайся.

При одевании: Вот как хорошо! Валенки! Валенки! Невелички, маленьки. Опушка бобровая. Маша чернобровая. *** Раз, два, три, четыре, пять Собираемся гулять. Завязала Катеньке Шарфик полосатенький. Наденем на ножки Валенки-сапожки И пойдём скорей гулять, Прыгать, бегать и скакать.

При одевании:

Вот как хорошо!

Валенки! Валенки!

Невелички, маленьки.

Опушка бобровая.

Маша чернобровая.

***

Раз, два, три, четыре, пять

Собираемся гулять.

Завязала Катеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки

И пойдём скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

Русские народные сказки также являются прекрасным материалом для развития речи детей младшего дошкольного возраста. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Всё это позволяет вовлечь ребёнка в активную речевую работу через театрализованные игры; игры – драматизации на темы знакомых детям фольклорных произведений. Рассказывание сказки напрямую связано с задачами развития речи. В сказке есть утверждение нравственного закона жизни, предельно ясно выражены нравственные принципы, нормы, эстетические идеалы. Все эти особенности делают сказку незаменимым средством речевого развития и воспитания детей разных возрастов.

Русские народные сказки также являются прекрасным материалом для развития речи детей младшего дошкольного возраста. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Всё это позволяет вовлечь ребёнка в активную речевую работу через театрализованные игры; игры – драматизации на темы знакомых детям фольклорных произведений. Рассказывание сказки напрямую связано с задачами развития речи. В сказке есть утверждение нравственного закона жизни, предельно ясно выражены нравственные принципы, нормы, эстетические идеалы. Все эти особенности делают сказку незаменимым средством речевого развития и воспитания детей разных возрастов.

Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Разгадывание загадок развивает у детей способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы. Умозаключения, умение чётко выделять наиболее характерные выразительные признаки предмета или явления, развивает у детей «поэтический взгляд» на действительность. Загадки обогащают словарь детей за счёт многозначности слов, формируют представления о переносном значении слова.

Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Разгадывание загадок развивает у детей способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы. Умозаключения, умение чётко выделять наиболее характерные выразительные признаки предмета или явления, развивает у детей «поэтический взгляд» на действительность. Загадки обогащают словарь детей за счёт многозначности слов, формируют представления о переносном значении слова.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и лаконично выражать свои мысли и чувства. Народные пословицы содержат мораль, выработанную многими поколениями. «Нет друга – ищи, а нашёл – береги». В приобщении ребёнка к человеческой мудрости и состоит большое педагогическое значение пословиц. По меткому определению К. Д. Ушинского: «Пословицы и поговорки помогают «выломать» язык ребёнка на русский лад». Малые формы фольклора лаконичны и чётки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся чёткому звонкому произношению. Многие считалки, прибаутки способствуют развитию дикции, формируют через слово, сказки, присказки, поговорки национальный характер мышления ребёнка.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и лаконично выражать свои мысли и чувства. Народные пословицы содержат мораль, выработанную многими поколениями. «Нет друга – ищи, а нашёл – береги». В приобщении ребёнка к человеческой мудрости и состоит большое педагогическое значение пословиц. По меткому определению К. Д. Ушинского: «Пословицы и поговорки помогают «выломать» язык ребёнка на русский лад».

Малые формы фольклора лаконичны и чётки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся чёткому звонкому произношению.

Многие считалки, прибаутки способствуют развитию дикции, формируют через слово, сказки, присказки, поговорки национальный характер мышления ребёнка.

Фольклор – это богатейший материал словесного творчества народа, который можно и нужно использовать для развития речи детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Фольклор – это богатейший материал словесного творчества народа, который можно и нужно использовать для развития речи детей младшего и старшего дошкольного возраста.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!