СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей "Игры для развития мыслительных операций у дошкольников с ЗПР"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игры для развития мыслительных операций у дошкольников

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Игры для развития мыслительных операций у дошкольников с ЗПР"»

Дидактические игры для развития мышления у дошкольников

Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов анализа, синтеза, рассуждений.

Выделяют три вида мышления:

Наглядно-действенное. Познание происходит с помощью манипулирования предметами, игрушками.

Наглядно-образное. Познание происходит с помощью представления предметов, явлений.

Словесно-логическое. Познание с помощью понятий, слов,

рассуждений.

Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается в младшем дошкольном возрасте. На основе наглядно-действенного мышления формируется более сложная форма мышления – наглядно-образное. Ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений. Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение развивают у ребенка такие мыслительные операции как обобщение, сравнение, установление причинно-следственных связей, способность рассуждать. Если с ребенком проводятся специальные игры и упражнения, то развитие мышления происходит быстрее. А сами показатели мышления могут улучшаться в 3-4 раза. Большую помощь своему ребенку могут оказать родители. Обучение лучше осуществляется в естественном, самом привлекательном для дошкольников виде деятельности – игре. Важное достоинство игровой деятельности – это внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. Развивающие игры делают учение интересным занятием, порождают интерес к окружающему миру. Работа по развитию мышления должна проводиться систематически. Развивать мышление можно по дороге домой, на прогулке и даже во время занятий домашними делами. Самое важное в этом деле – создать положительный эмоциональный настрой. Если ребенок по какой-то причине не хочет заниматься, перенесите занятие на более подходящее для этого время. Предлагаем некоторые игровые упражнения, способствующие развитию, как мышления, так и речи вашего ребенка. Эти упражнения можно превратить в интересную игру. В игре вы можете установить правило – за верный ответ ребенок получает фишку или какую-то другую награду. Это вызывает дополнительную заинтересованность в игре.



Игры на развитие логического мышления

1. Игры на формирование умений выполнять классификацию

Игра «Разложи предметы»

Оборудование: набор из 8 игрушек и предметов различных по назначению, но одни – деревянные, а другие – пластмассовые: машинки, пирамидки, грибочки, тарелочки, бусы, кубики, домики, елочки по 2; две одинаковые коробочки.

Ход игры:

Родитель рассматривает с ребенком все игрушки по одной, а затем говорит: «эти игрушки надо разложить в 2 коробочки так, чтобы в каждой коробке оказались игрушки – чем-то похожие между собой». В случае затруднения родитель первую пару игрушек – елочки ставит их рядом и просит ребенка сравнить: «чем эти елочки различаются между собой?». Если ребенок не может найти основное отличие, родитель обращает внимание ребенка на материал, из которого сделаны эти игрушки. Затем ребенок действует самостоятельно. В конце игры надо обобщить принцип группировки: «в одной коробке – все деревянные игрушки, а в другой – все пластмассовые».

Игра «Летает – не летает»

Ход игры:

Родитель предлагает ребенку быстро назвать предметы, которые летают, когда он скажет слово «летает», а затем назвать предметы, которые не летают, когда он скажет слово «не летает».

Игра «Съедобное – не съедобное»

Игра проводится по аналогии с предыдущей. Родитель произносит слова «съедобное», «не съедобное».

Игра «Будь внимательным» или «Найди лишнее слово»

Ход игры: Родитель говорит ребенку: «я буду называть четыре слова, одно слово сюда не подходит. Ты должен слушать внимательно и назвать лишнее слово». Например: матрешка, неваляшка, чашка, кукла; стол, диван, цветок, стул и т.д. После каждого выделенного «лишнего» слова родитель просит ребенка объяснить, почему это слово не подходит в данную группу слов.

Предложите определить слово, которое является «лишним».

1. Яблоко, слива, огурец, груша.

2. Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

3. Платье, свитер, рубашка, шапка.

4. Береза, дуб, земляника, сосна.

5. Мыло, зубная паста, метла, шампунь.

6. Хлеб, молоко, творог, сметана.

7. Час, минута, лето, секунда.

8. Ласточка, ворона, курица, сорока.

2. Игры на формирование умений выполнять систематизацию

Игра «Новоселье у матрешек»

Цель: учить детей сравнивать предметы, видеть в предметах разные их свойства, располагать предметы в определенном порядке, выделив при этом существенный признак.

Ход игры: родитель рассказывает: «матрешки поселились в новом доме.

Каждая получила свою квартиру. Самая маленькая – на первом этаже, на втором – немного побольше, на третьем – еще побольше, на четвертом – еще больше. А на пятом, последнем этаже – самая большая. Они порадовались своим квартирам и пошли в парк гулять. Пришли вечером и забыли, кто где живет. Помоги же матрешкам найти свои квартиры. Расскажи им, где их квартиры.

Игра «Что тяжелее?»

Цель: учить детей раскладывать изображения предметов в определенной последовательности, ориентируясь на качество предметов.

Оборудование: набор карточек с изображением следующего вида

одежды: зимнее и осеннее пальто, зимнее платье, летнее платье, купальник; на обратной стороне полоски соответствующей длины: самая длинная изображает зимнее пальто, короче – осеннее пальто, еще короче – платье и т.д.

По аналогии проводятся следующие игры: «Кто старше?», «Что ярче светит?», «Что быстрее?», «Кто быстрее?»

Игра «Угадай-ка: плывет – тонет?»

Ход игры:

Ребенку предлагают угадать, какие предметы плавают, а какие – тонут.

Родитель называет попарную группу предметов: деревянная палочка – гвоздь, деревянная и металлическая линейки, деревянный и металлический шарики, деревянный и металлический корабли, металлическое и деревянное колечки и т.д. В случае затруднений родитель организует практические действия с этими предметами. Предметы даются в случайном порядке, а не попарно. В конце

игры следует предложить ребенку обобщить, какие же предметы плавают, а какие тонут, почему?

Рассказы-загадки

«Что было ночью?»

«В детском саду воспитатель подошел к окну и сказал: «Дети,

посмотрите в окно, все вокруг белое – земля, крыши домов, деревья. Как вы думаете, что было ночью?». Что ответили дети?».

«Дождливая погода»

«Девочка Таня гуляла на улице, потом побежала домой. Мама ей

открыла дверь и воскликнула: «Ой, какой пошел сильный дождь!». Мама в окно не смотрела. Как мама узнала, что на улице идет сильный дождь?».

«Не покатались»

«Два друга – Олег и Никита взяли лыжи и пошли в лес. Ярко светило солнышко. Журчали ручьи. Кое-где проглядывала первая травка. Когда мальчики пришли в лес, то покататься на лыжах не смогли. Почему?».

Продолжи предложения:

• Мы включили свет, потому что … .

• Мама вернулась, чтобы взять зонт, потому что … .

• Дети надели теплую одежду, потому что … .

• Щенок громко залаял ,потому что … .

• Алеша выглянул в окно и увидел … .

• Таня проснулась утром и … .

Игра «Чем похожи и чем отличаются?»

Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи.

Оборудование: 8 пар предметных картинок: мухомор – подосиновик, платье – юбка, ваза – кувшин, заяц – кролик, кот – рысь, трамвай – троллейбус, аист – лебедь, ель – лиственница.

Взрослый поочередно выкладывает каждую пару картинок и предлагает ребенку найти сходство и различие между изображенными предметами.

Игра «Подбери пару к слову»

Цель: развитие внимания, мышления и речи.

Оборудование: мяч.

Родитель бросает мяч ребенку и говорит: «Игрушка». Ребенок должен поймать мяч и назвать, например: «Кукла».

Игра «Что это? Кто это?»

Цель: развитие мышления и речи.

Оборудование: предметные картинки.

Родитель и ребенок садятся на удалении друг от друга. Берут

одинаковые комплекты картинок с изображением овощей, фруктов, животных и т. д. Каждый поочередно дает описание одной из картинок. Если описание правильное и картинка угадывается, то её откладывают в пользу отгадавшего.

Игра «Разложи карточки»

Цель: развитие логического мышления.

Оборудование: квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток; поднос с девятью картинками, три из которых – одинаковые. На столе перед ребенком находится квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток, и поднос с девятью картинками, три из которых – одинаковые. Родитель предлагает ребенку разложить картинки по клеткам так, чтобы в рядах и столбах не оказалось по две одинаковых картинки.

Игра «Разложи картинки по группам»

Цель: развитие навыков анализа и синтеза.

Оборудование: поднос с двенадцатью картинками. Которые можно

разделить на четыре группы, например, овощи: лук, морковь, капуста; фрукты:

яблоко, груша, персик; посуда: чашка, тарелка, чайник; инструменты –молоток, пила, лопата и т.д.

Перед ребенком находится поднос с двенадцатью предметными

картинками. Родитель предлагает ребенку разделить все картинки на четыре группы.

Задание «Закрой лишнюю картинку»

Цель: развитие мыслительных процессов (эмпирическое обобщение).

Оборудование: карточка к заданию и квадратик из плотной бумаги (4*4см).

Перед ребенком находится карточка к заданию и квадратик из плотной бумаги. Ребенку предлагается найти картинку, которая не подходит к остальным, и закрыть ее бумажным квадратиком.

Задание «Нарисуй и зачеркни»

Цель: развитие слухового внимания, памяти и мышления.

Оборудование: лист бумаги и простой карандаш.

На столе перед ребенком находятся лист бумаги и простой карандаш.

Взрослый предлагает детям:

• Нарисовать два треугольника, один квадрат, один прямоугольник и зачеркнуть третью фигуру;

• Нарисовать три круга, один треугольник, два прямоугольника и

зачеркнуть вторую фигуру;

• Нарисовать один прямоугольник, два квадрата, три треугольника и зачеркнуть пятую фигуру

Игра «Придумай загадку»

Цель: развитие речи и мышления.

Оборудование: игрушки и знакомые ребенку предметы На столе лежат различные игрушки и знакомые ребенку предметы.

Ребенку предлагается, не показывая на предмет, составить его описание в форме загадки. Тот, кто угадает. О каком предмете идет речь, становится ведущим.

Игра «Составь предложение по двум картинкам»

Цель: развитие внимания, мышления и речи.

Оборудование: пары предметных картинок: бабушка – кофта (чашка - ваза, девочка – кролик, мальчик – кот (велосипед, коньки), аист – гнездо и т.д.

Родитель поочередно прикрепляет к магнитной доске пару картинок и предлагает ребенку составить по ней как можно больше предложений.

Игра «Любимая еда»

Цель: развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых

объектах признаки сходства и различия.

Оборудование: предметные картинки, например: корова – сено, кролик– капуста, медведь – мед, кошка – молоко и т.д.

Подбираются картинки с изображением животных и пищи для этих

животных. Перед ребенком раскладываются картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагается каждому животному разложить его любимую еду.

Игра «Скажи мне наоборот»

Цель: развитие мышления, внимания, умения подбирать слова-

антонимы.

Родитель предлагает ребенку назвать слова противоположного

значения, например: большой – маленький. Можно использовать следующие пары слов:

Веселый – грустный

Быстрый – медленный

Пустой – полный

Худой –толстый

Умный – глупый

Тяжелый – легкий

Храбрый – трусливый

Твердый – мягкий

Шершавый – гладкий

Трудолюбивый – ленивый и т.д.

Игра «Нелепицы»

Цель: развитие речи, внимания, мышления.

Оборудование: карточка к заданию.

Родитель предлагает ребенку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей, просит ребенка найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ.

Предлагается ответить, как бывает на самом деле.

Игра «Дополни фразу»

Цель: развитие слухового внимания, мышления, речи.

• Если песок мокрый, то...

• Мальчик моет руки, потому что…

• Если переходить улицу на красный свет, то…

• Автобус остановился, потому что...

Игра «Рассказ наоборот»

Предлагается попробовать сочинить рассказ или сказку наоборот.

Предположим, родитель говорит: «И началась у них с тех пор счастливая и спокойная жизнь». Ребенок: «Вернулись братья в свою деревню». Родитель: «Наконец поняли они, что мир лучше ссоры. Четвертый: «Сколько в одиночку старались мост построить, а ничего не выходит» и т.д.

Игра «Ассоциация»

Предлагается два любых слова. Например, щенок и мячик. Ребенку

предлагается связать эти два слова в одно предложение. В предложенном примере могут возникнуть следующие ассоциации.

Щенок играет в мячик.

Щенок прыгает как мячик.

Щенка надо кормить, а мячик – нет.

Щенок пушистый и теплый, а мячик гладкий и холодный.

У щенка глаза круглые, как мячик.

Игра «Рыбка-червячок»

Игра учит аргументировать свои ответы, расширить кругозор

Необходимый инвентарь: картинки животных, птиц (можно вырезанные из старых книг, журналов; открытки).

Как играем: сначала читается стихотворение:

Зайчик любит морковку, дети любят играть со щенком и мячиком Мишка – малинку, Воробушек – рябинку, Рыбка – червячка,

Избегай, рыбка, крючка.

Вы называете животное, а ребенку нужно быстро и правильно сказать, что оно кушает, например: корова – сено, собака – кость, мышка – сыр, кошка – молочко и т. д.

Периодически меняйтесь ролями с ребенком, это является для него

прекрасным стимулом. Закрепляем: задайте ребенку вопросы: «А что любит Карлсон?» и пр.

Сыграйте в игру «Наоборот»: морковка – заяц, зерно – птица, лошадь –сено.

Когда представится возможность, кормите вместе птиц, белочек,

животных. Наблюдайте за их повадками.

Усложняем: а может ли цыпленок грызть кость? А собака клевать зерно? Попросите ребенка аргументировать свой ответ, если малыш затрудняется, Когда представится возможность, кормите вместе птиц, белочек, животных. Наблюдайте за их повадками.

Игра «Раз, два, три лишний уходи»

Игра помогает формировать понятийное мышление; отсекать лишнее (анализ – синтез)

Необходимый инвентарь: картинки.

Как играем: покажите картинки с предметами одного класса, но разных групп, например: автобус, машина, мотоцикл – самолет; трамвай, автобус, электричка – КамАЗ; пожарная машина, скорая помощь, продуктовая машина – такси и т. п. Какая картинка из четырех лишняя? Почему?

Закрепляем: меняйтесь ролями. Можно играть и в словесный вариант этой игры. Желательно брать различные понятия, знакомые ребенку, например: «одежда», «обувь» и т.д. Помогайте ребенку, если он затрудняется, обосновывать ответы.

Игра «Небылицы»

Игра помогает формировать логическое мышление, творческое

воображение.

Необходимый инвентарь: мяч.

Как играем: в эту игру лучше играть всей семьей, тогда ребенок быстрее освоит ее.

Ведущий бросает мяч игроку и говорит какую-либо фразу. Если эта

фраза – небылица, то ловить мяч не надо, например: «Волк по лесу гуляет», -игрок ловит мяч. «Волк на дереве сидит» - мяч ловить не нужно. «Девочка рисует домик» - игрок ловит мяч. «Домик рисует девочку» - мяч ловить не нужно и т.д.

Старайтесь придумать как можно больше смешных, нелепых фраз.

Выиграет тот, кто ни разу не ошибется.

Играйте в эту игру чаще, ведь ребенок этого возраста любит

придумывать перевертыши, небылицы.

Закрепляем: поиграйте в «Небылицы», используя короткие рассказы.

Например: «На день рождения Вани дети ели яблоки, мороженое, печенье и...соленые конфеты». Ребенок должен исправить вашу ошибку и объяснить, почему это неверно.

Вы варите на кухне борщ? Используйте и эту ситуацию для игры. «Я кладу в борщ свеклу, морковку, капусту... грушу». Посмейтесь вместе с ребенком, поменяйтесь ролями.

Можно поиграть с картинками. Например: на картинке нарисовано лето: солнце, цветы, бабочки и... снеговик. Спросите ребенка, почему снеговик лишний, что может с ним произойти? Что придумать, чтобы он не растаял?

В следующий раз можете придумать до 3-4 небылиц в рассказе.

Например:

Сел воробушек на дом,

Провалилась крыша.

Под березою с котом

Пляшут польку мыши. Мухи съели паука.

Рыбы ловят рыбака.

На телегу села лошадь,

Погоняет ездока.

Автор: В. Чантурия.

Игра «Сладкоежки»

Игра помогает формировать зрительный контроль; развивает

восприятие величины

Необходимый инвентарь: рисунки банок с вареньем, надкусанных

яблок.

Как играем: покажите ребенку несколько нарисованных банок с

вареньем различной степени наполнения. Спросите, из какой банки Карлсон съел больше всего варенья? Попросите объяснить, почему он сделал такие выводы? Покажите рисунки надкусанных яблок. Попросите его ответить, какое яблоко, по его мнению, кусал медведь, заяц, воробей, гусеница? Почему он так решил?

Закрепляем: нарисуйте следы медведя, зайца, мышки. Где чьи следы? На улице попросите ребенка определить, где на снегу или песке следы взрослого человека, а где ребенка? А где следы птички и собаки?

Игра «Сели мы на саночки»

Игра учит подбирать нужные предметы для каждого времени года;

отстаивать свое мнение

Необходимый инвентарь: картинки времен года, сопутствующих

предметов к ним.

Как играем: покажите картинки времен года и сопутствующих этому сезону предметов. Например: санки, лыжи, коньки, ледянки, резиновые сапоги, зонтик, мяч, сачок, корзинка, ведерко, лопатка, формочки и пр.

Ребенок должен правильно соотнести предметы с временами года. Попросите объяснить, почему санки нельзя положить к летней картинке, а велосипед – к зимней и т. д.

Закрепляем: вспомните стихи и песни про времена года: «По малину в сад пойдем...», «Сели мы на саночки, взяли мы коньки...». Когда собираетесь на прогулку, спрашивайте, почему вы взяли с собой сегодня именно эти игрушки?

Усложняем: сыграйте в словесную игру «Наоборот». Называйте сначала время года, потом его атрибут. Например: лето – самокат, зима – санки, весна – бумажный кораблик, а осенью что? И т. п.

Игра «Да - нет, говорите»

Игра учит угадывать предмет по описанию методом наводящих и

отсекающих вопросов.

Как играем: предложите ребенку угадать овощ, который вы загадали, по его описанию. Например: овощ, бывает крупный и мелкий, растет на грядке (морковь). Пусть ваш исследователь методом наводящих вопросов (какого он бывает цвета, какой формы, что из него готовят?) с вашей помощью попробует дать верный ответ.

Закрепляем: загадывать можно любой знакомый предмет, постепенно усложняя задачу. Например: «Это предмет женской одежды» {платье).

Ребенок перечисляет: «Юбка?» (нет), «Кофта?» (нет), «Длинное?» (бывает – да, бывает – нет). Подскажите, что бывает вечерним или бальным, если малышу сложно угадать.

Пусть ребенок попробует сам загадать предмет, а вы будете пытаться с помощью вопросов угадывать.

Игра «Загадочные умники»

Игра учит делать выводы, доказывать их правильность

Как играем: вы знаете, что умение отгадывать загадки, формирует

логическое мышление? Итак, загадываем:

В клетке пестрая головка,

Чистит перышки так ловко.

Что за птичка, угадай,

В клетке верно... (попугай)

В клетке обычно держат попугая, у него пестрая голова и т.д.

Поощряйте ребенка, меняйтесь ролями: ребенок загадывает – вы

отгадываете.

Закрепляем: загадывать загадки можно по 5-10 минут каждый день. А может, ребенок придумает свою загадку? Например, вот загадка ребенка 4,5 года: «По лесу ползет, иголки на себе несет». А если завести книжку и туда зарисовывать свои загадки? Назвать ее

«Загадай-ка».

Внимание: при загадывании загадки нужно обращать внимание на

отличительную черту предмета, явления: если это дождь, то он идет с неба, из тучи, ведь дождик можно устроить и из лейки. Например, придумываем:

«Водичка льется с неба, как из лейки» (аналогия) и т. д.

Игра «Ребятушки-загадушки»

Игра учит определять предмет по его характерным признакам

Необходимый инвентарь: игрушки.

Как играем: поставьте на стол игрушки, сходные по общим признакам: животные, птицы. Загадайте загадку: «Мягкая, пушистая, бегает по деревьям» и т.п. Ребенок должен отгадать ее и дополнить, например: собирает грибы, живет в дупле. Меняйтесь ролями – это развивает логичность речи ребенка.

Кто загадок загадает больше, тот и победил.

Закрепляем: играть можно на улице, в дороге.

Усложняем: в дальнейшем используйте словесный вариант игры. Берите качества предметов, их функции: на нем сидят или это нужно для работы в огороде и т.д.

Игра «Математические круги»

Игра учит работать с пересекающимися и непересекающимися

множествами. Необходимый инвентарь: обручи большие и маленькие, мелкие предметы, геометрические фигуры.

Как играем: положите на пол два обруча, в них разложите предметы по группам, например: деревянные игрушки в одном, пластмассовые – в другом

или большие красные круги в одном, маленькие синие – в другом. А если в другом должны лежать все круги, среди которых будут большие красные. Каких разложить? Помогите ребенку пересечь обручи и положить в пересечение большие красные круги. Можно положить маленький обруч внутри большого– в большом большие квадраты, в маленьком – маленькие.

Закрепляем: раскладывать можно предметы, картинки. А сделать круг из веревки или скакалки.

Игра «Парные картинки»

Игра учит находить смысловые связи в парных картинках; формирует произвольную память.

Необходимый инвентарь: 5-6 пар карточек со схожими по смыслу

изображениями (можно взять из любых настольных игр).

Как играем: положите перед ребенком парные картинки. Например:

дерево и лес, дом и окно или бревно и топор, машина и улица и т.д. Картинки кладутся слева направо, следующая пара кладется под ними. Ребенок должен рассмотреть две пары картинок в течение 1-2 минут и запомнить. Затем правый ряд уберите. Ребенок должен вспомнить, что лежало справа от оставшихся картинок. Спросите, что общего между изображениями на картинках?

Возьмите следующие две пары картинок и поиграйте еще раз. Можно играть до тех пор, пока ребенок не устанет.

Усложняем: можно взять по три карточки, имеющие смысловые связи.

Например: ваза, вода, цветок; девочка, бантики, расческа – ребенок должен объяснить их соседство. Оставьте только первые карточки. Ребенок должен вспомнить убранные.

Игра «Отрицалки»

Игра учит делать логические выводы методом отрицания/исключения.

Необходимый инвентарь: опорные картинки.

Как играем: предложите ребенку отгадать загадку: «У Коли и Лены по одному шарику, синий и красный. У Коли не синий шарик, какого цвета шарик у Лены?», или «У Тани и Светы по кукле. У Светы кукла не маленькая. Какая кукла у Тани, у Светы?», или «Катя и Таня стоят справа и слева от дерева. Таня стоит не справа от дерева. Где стоит Катя, Таня?» и т.п. Таких вариантов вопросов очень много. Старайтесь придумывать такие загадки сами, загадывая и цвет, и форму, и размер.

Внимание: Если ребенок вначале не справляется, можно использовать опорные картинки, например – рисунок синего и красного шарика в первом вопросе и т.д.; аналогично при других задачах.

Закрепляем: Когда ребенок будет правильно решать задачи, играть

можно уже без опорных картинок. Поэтому их можно решать везде, когда будет свободное время.

Усложняем: увеличиваем количество отрицаний. Например: «У Оли, Пети и Тани три мяча: желтый, синий и красный. У Оли не желтый и не синий мяч, у Пети не синий. У кого из детей желтый мяч? Какого цвета мячи у Оли, Пети и Тани?».

Внимание: вы купили родственникам подарки? Поиграйте. Загадайте загадку: «Я купила папе и дедушке брюки, джинсы и свитер. Дедушке я купила не джинсы и не брюки. Что я купила папе, а что дедушке?». Таких житейских примеров много, используйте их для игры и с пользой для ребенка. Игра «Закончи слово» Вы будете начинать слово, произнося первый слог, а ребенок – его заканчивать.

Игра «Отгадай, что я хочу сказать»

Предлагается 10 слогов: по-, за-, на-, ми-, му-, до-, че-, пры-, ку-, зо-

Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, то предложите ему придумывать не одно слово, а столько, сколько сможет.

Например: по-лет, по-лотенце, по-душка.

Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое

является показателем мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.

Игра «Назови слово»

Предложите ребенку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

1. Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, рябина,

осина…)

2. Назови слова, обозначающие домашних животных.

3. Назови слова, обозначающие зверей.

4. Назови слова, обозначающие овощи.

5. Назови слова, обозначающие фрукты.

6. Назови слова, обозначающие транспорт. 7. Назови слова, относящиеся к спорту.

8. Назови слова, обозначающие наземный транспорт.

Варианты заданий вы можете подбирать по своему усмотрению. Если ребенок ошибся и неправильно назвал слово, то необходимо обсудить его ошибку и исправить ее.

Следующие игры способствуют развитию мышления и

сообразительности. Они также способствуют увеличению словарного запаса.

Игра «Бывает – не бывает»

Для игры Вам понадобится мяч.

Вы называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то ловить мяч не нужно.

Ситуации можно предлагать разные:

• Папа ушел на работу.

• Поезд летит по небу.

• Человек вьет гнездо.

• Почтальон принес письмо.

• Яблоко соленое.

• Дом пошел гулять.

• Волк бродит по лесу.

• На дереве выросли шишки.

• Кошка гуляет по крыше.

• Собака гуляет по крыше.

• Девочка рисует домик.

• Лодка плавает по небу.

• Ночью светит солнце.

• Зимой идет снег.

• Зимой гремит гром.

• Рыба поет песни.

• Ветер качает деревья

Игра «Угадай по описанию»

Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном,

игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: это овощ, он красный, сочный. (Помидор)

Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами. Ребенок находит нужное изображение.

Игра «Кто кем будет»

Взрослый показывает или называет предметы и явления, а ребенок

должен ответить на вопрос: «Как они изменятся, кем будут?»

Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, семечко, гусеница, мука, деревянная доска, кирпич, ткань.

Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько правильных ответов.

Игра «Что внутри?»

Ведущий этой игры называет предмет или место, а ребенок в ответ

называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.

Например:

дом – стол;

шкаф – свитер;

холодильник – кефир;

тумбочка – книжка

кастрюля – суп;

дупло – белка;

улей – пчелы;

нора – лиса;

автобус – пассажиры;

корабль – матросы;

больница – врачи,

магазин – покупатели.

Игра «Отвечай быстро»

Взрослый бросает ребенку мяч, называет цвет. Ребенок, возвращая мяч, должен постараться быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но и любое качество (вкус, форму) предмета.

Игра «Придумай название»

Для нее необходимо подготовить несколько небольших детских

стихотворений. Прочитайте ребенку стихотворение, не называя заголовка. Предложите ему самому придумать каждому стихотворению какое-то название. Эта игра научит ребенка обобщать и выделять главную мысль в стихотворении. Часто дети придумывают даже более удачные названия, чем авторские.

Уважаемые родители!

Чтобы Ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь

следующими советами:

1. Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, он учится лучше. Интерес делает детей по настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.

2. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.

3. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.

4. Будьте терпеливы, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

5. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он устал, расстроен. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.

6. Избегайте недоброжелательной оценки, находите слова поддержки. Чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими

детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

Постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд. Радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения. Помните, что у Вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком. Постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд.

Радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения. Помните, что у Вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.

Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится.

Успехов Вам и больше веры в себя и возможности своего ребенка!