СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей "Игры и упражнения для развития речевого дыхания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Игры и упражнения для развития речевого дыхания"»

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речевого дыхания»

Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде.

Дыхание в процессе речи – речевое дыхание – по сравнению с физиологическим (неречевым) имеет существенные отличия. Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое – автоматически. Развитие речевого дыхания у ребёнка начинается параллельно развитию речи. Уже в возрасте 3-6 месяцев идёт подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций.

В работе над звукопроизношением одно из основных направлений – выработка воздушной струи, которая является источником образования звуков речи. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, её ритмического рисунка, плавности и интонационной выразительности.

Речевое дыхание – основа звучащей речи, а потому так важно обучить ребёнка правильному дыханию.

Какие же существуют игры для развития дыхания?

  • «Пускание мыльных пузырей» - соревнование «Чей пузырь будет лететь дольше?»

  • «Цветочек» - вдохнуть и задержать дыхание – «понюхать цветочек».

  • «Свеча» - задуть свечу резким выдохом. Маленькие свечи можно запустить плавать в миску с водой, так ещё интереснее. Помним о технике безопасности!

  • «Одуванчик» - сдуть семена-пушинки: сначала сделать вдох носом, а затем плавно и длительно подуть на одуванчик.

  • «Бабочка» - сдуть бабочку с цветка, вырезанного из цветной бумаги и приклеенного на неё.

  • «Пёрышко» - сдуть пёрышко с ладони.

  • «Снежинка» - сдуть с ладони бумажную снежинку. Можно заменить снежинку ваткой, ватным шариком, кусочком бумажной салфетки.

  • «Листья летят» - вдохнуть через нос, сдуть листок с ладошки.

  • «Жук полетел» - сдуть бумажного жука со стола.

  • «Покатай карандаш» - вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить карандаш по столу.

  • «Рыбки плавают» - подуть на бумажную рыбку (вырезать из цветной бумаги рыбку и подвесить её за ниточку, например к люстре).

  • «Вертушки» - подуть на вертушку, как бы имитируя «сильный ветер». Взрослый может сопровождать действия ребёнка стихами:

«Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч!»

  • «Дудочка»/ «Свистулька»/ «Губная гармошка» - учить извлекать звук из музыкального инструмента, в который надо дуть. (Перед покупкой убедитесь, что для извлечения звука из игрушки не требуется больших усилий, что ребёнок справится сам).

  • «Самолёт» - подуть на бумажный самолёт, подвешенный на ниточке.

  • «Воздушный шарик» - подуть на воздушный шарик, соревнование «Чей шарик полетит выше/ дальше?»

  • «Спортивный свисток» - соревнование «Чей свисток будет свистеть дольше?»

  • «Прокати шарик» - вдохнуть через нос и дуть на шарик, лежащий на столе (любой лёгкий шарик). Можно дуть в трубочку (из-под сока или коктейля), а вместо шарика использовать кусочек ваты.

  • «Кто там?» - дуть на тонкую занавеску, чтобы посмотреть, кто за ней спрятался (предварительно поставить за занавеску игрушку).

  • «Футбол» - подуть на шарик, чтобы он оказался «в воротах». «Ворота» устанавливаем на столе (кубики, коробка или ворота от игры в настольный хоккей). Эту же игру можно разнообразить, дуя на шарик в трубочку.

  • «Сдуй снежинку» (на прогулке) – сдувать снег с варежки. Можно вырезать варежку из картона и сдувать с неё «снежинку» (кусочек ватки) дома.

  • «Погрей руки» - вдыхать через рот и дуть на «озябшие» руки.

  • «Снежок тает» - подуть на снег, выдыхая ртом, чтобы снег растаял.

  • «Песня ветра» - подуть на китайский колокольчик «песня ветра» подвешенный на уровне лица ребёнка. Предложить подуть сильнее, чтобы звук стал громче.

  • «Шторм в стакане» - подуть через трубочку, чтобы вода забурлила.

  • «Морской бой» - через трубочку дуть на бумажные кораблики в воде. Хорошо играть во время купания.

Использованная литература:

1. Белякова Л.И., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи/ Под. ред. Л.И. Беляковой. – М.: Книголюб, 2004.

2. Воробьёва Т.А., Воробьёва П.А. Дыхание и речь: Работа над дыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2014.