Консультация для родителей.
Как рассказать детям о войне 1941-1945 в
детском саду, детям 3-5 лет?
К 3 годам ребенок уже понимает, кто такие враги и друзья. В этом
возрасте конечно же не стоит вдаваться в подробности. Достаточно
рассказать о том, что наша страна победила в этой войне. 9 мая люди
празднуют праздник победы!
В День Победы ветераны надевают ордена, звучат военные песни,
устраивается праздничный салют. Для наглядности родителям стоит
сводить ребенка в музей или к памятнику боевой славы. Зрительное
восприятие усилит понимание героического подвига страны, поможет
осознать недопустимость военных действий в будущем. Перед Днем
Победы в дошкольных учреждениях проводятся беседы о героях войны,
разучиваются стихи и песни, беседы по иллюстрациям.
В беседе с ребенком нужно обязательно указать, что вся страна
объединилась против захватчиков. Происходили бои не только в
специально отведенных местах – на простых полях.
Военные действия возникали везде, где появлялись враги. В каждом
городе или деревне жители отстаивали свою свободу, не желая
подчиняться оккупантам.
Так появились партизаны. Это люди, которые не служили в армии, а
вели подпольную деятельность, защищая свой народ.
Прятались они в лесу, уничтожали противника, выводили из строя
боевую технику. Солдаты, которые уходили на фронт, воевали целыми
отрядами, дивизиями. Это были самые простые ,обычные люди, которые
хотели помочь своей стране.
Как рассказать ребенку 4 лет о войне?
В таком возрасте не стоит
говорить слова «убивать», «ранить», «взрывать». Достаточно рассказать о
том, что враги захватили страну. Но герои отстояли города, защитили
свои семьи и победили.
Прежде чем рассказать ребенку 5 лет о войне, можно прочитать
рассказ или стихотворение, показать репродукцию, фотографию с мест
боевых действий. Нужно донести до сознания ребенка, что война – это
плохо. Это разрушенные города, отсутствие еды и спокойной жизни.
Следует также познакомить ребенка с военной техникой (пушками,
танками).
В старшем дошкольном возрасте уже можно заострить внимание на
том, что взрослые и дети не жалели своих жизней. Они под пулями
рисковали собой, пытаясь принести стране победу.
Родители о войне.
Почти в каждой
семье есть свои истории о дедушках и бабушках, которые участвовали в
боевых действиях или трудились в тылу. Можно показать семейные
фотографии, ордена ветеранов.
Самое главное в таком разговоре – искренность. Следует также
объяснить малышу, что войны случались всегда. Даже на примере
сказочных героев можно рассказать о сути боевых действий.
Можно сходить с ребенком к Вечному огню или в музей, возложить
цветы в память о погибших героях, посмотреть Парад Победы по
телевизору, выразить в творчестве неприятие войны.
Творчество детей в преддверии 9 Мая.
Дома можно сделать поделку
и подарить ее дедушке, бабушке. Это может быть танк, самолет, корабль.
Или можно нарисовать рисунок и повесить его в квартире.
Не стоит пугать ребенка тем, что война может начаться в любой
день. Лучше дать ему ощущение стабильности. Пояснить, что победа
дала нам возможность жить в мире, учиться и работать, спокойно гулять
и не бояться врагов. За это следует благодарить ветеранов. Когда ребенок
спрашивает о войне, он больше желает услышать то, что его любят и не
дадут в обиду.
Родителям следует помочь малышу справиться с тревогой,
беспокойством.
Советы родителям: как рассказать детям о войне?
Рассказывать о войне следует простым, лаконичным языком.
Чем младше ребенок, тем понятнее и доступнее должна быть
информация.
Не нужно пытаться рассказать все и сразу.
Лучше разделить разговор на несколько частей.
Об оружии поговорить в музее, о героизме – у памятника, о
благодарности – создавая подарок ветерану.
Детям старшего возраста обязательно нужно максимально правдиво
доносить информацию о некоторых нюансах войны.
Родителю следует быть готовым к нелицеприятным вопросам. Если
нет желания отвечать сразу, предупредите ребенка, что он все узнает, но
позднее.
Сохранить память о войне, о ее героях нам помогают книги.
Знакомить детей с такими произведениями можно уже с младшего
школьного возраста.
Но чтение книг о войне — это не развлечение, это серьезная работа,
интеллектуальная и духовная, во многом сложная и тяжелая, особенно
для детей. Однако без этой работы обойтись нельзя…
Прежде чем начать чтение книг о войне, стоит поговорить с
ребенком об истории, в доступной форме изложить основные факты,
рассказать о том, что солдаты защищали свои дома и своих родных от
жестоких захватчиков, проявляя при этом мужество и героизм.
Книги можно читать вместе, а можно оставить ребенка с выбранной
книгой наедине и обсудить, когда он сам к этому будет готов.
Как говорится в книге Светланы Алексиевич «У войны не женское
лицо»: «Если не забывать войну, появляется много ненависти. А если
войну забывают, начинается новая».
СПИСОК КНИГ О ВОЙНЕ ДЛЯ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
-Воронкова Л. Девочка из города (История о девочке-сироте,
оказавшейся в годы войны в чужом селе и нашедшей новую семью и
дом)
-Кассиль Л. Улица младшего сына (Повесть, посвященная
трагической судьбе Володи Дубинина, юного партизана — героя
Великой Отечественной войны.)
-Катаев В. Сын полка (Повесть о мальчике-сироте Ване Солнцеве,
попавшем в военную часть к разведчиками и ставшем сыном полка.)
-Осеева В. А. Васёк Трубачёв и его товарищи (Произведение о судьбе
мальчишки Васе Трубачёве и его друзьях, чье мирное детство
оборвала война.)
-Симонов К. Сын артиллериста (Баллада о майоре Дееве и Лёньке,
сыне его друга, основанная на реальных событиях.)
-Яковлев Ю. Девочки с Васильевского острова (Пронзительный
рассказ о девочке Тане Савичевой, умершей вместе со всей своей
семьей от голода в блокадном Ленинграде, написанный на основе её
дневника.)
А так же:
-Алексеев С. Рассказы о Великой Отечественной войне
-Гайдар А. Клятва Тимура
-Кассиль Л. Дорогие мои мальчишки
-Маркуша А. Я — солдат, и ты — солдат
-Паустовский К. Похождения жука-носорога
-Яковлев Ю. Как Серёжа на войну ходил