Консультация для родителей «Мелкая моторика - что это? Нужно ли развивать мелкую моторику рук?»
Изъясняясь понятно и кратко, мелкая моторика – это ловкость рук. Вокруг много взрослых людей, у которых все валится из рук, движения их неуклюжи и сами они неповоротливы. Причины такого явления уходят в раннее детство человека, когда развитию его мелкой моторики не уделялось должного внимания.
Так происходит, потому что двигательные способности пальцев и головной мозг находятся в прямой зависимости друг от друга.
Физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.
Возрастные особенности развития тонкой (мелкой) моторики:
Ребенок в 3-4 года может держать карандаш тремя пальчиками, копировать формы несколькими чертами. Собирает постройки из 9 кубиков. Рисует карандашами или цветными мелками. Складывает бумагу более чем 1 раз.
Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации:
Ребенок в 3-4 года обводит по контурам, воспроизводит формы. Хватает катящийся к нему мяч
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, к шести – семи годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Что же делать, если обнаружилось недостаточно хорошее развитие тонкой моторики?
Во-первых, надо набраться терпения и постепенно, шаг за шагом, исправлять этот недостаток.
Во-вторых, заниматься развитием руки не время от времени, а систематически, каждый день.
Особенно много об этом говорят в последнее время, создавая целые системы и пособия.
А ведь можно сделать все намного проще!
Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.
Существует много игр, приемов и упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук, которые можно порекомендовать для домашних занятий, например:
- массаж кистей рук;
- пальчиковые игры: со стихами, скороговорками, со счетными палочками;
- лепку из пластилина и глины;
- аппликацию;
- конструирование;
- работу с бумагой в технике «Оригами»;
- рисование красками различными способами: кистью, пальцем и т. д;
- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, завязывание веревочек, вырезание ножницами);
- рисование по трафаретам;
- дорисовку (по принципу симметрии);
- штриховку;
- графические диктанты;
- копирование (по точкам, по образцу);
- пазлы;
Хорошо, если ребенок учится сам завязывать шнурки на ботинках, , застегивать и расстегивать пуговицы, даже самые тугие. Все это заставляет пальчики ловко действовать и очень пригодится в дальнейшем.
Сейчас можно найти очень много развлекательно - развивающих заданий, например, когда требуется соединить точки и посмотреть, что за рисунок получится. К заданиям такого же типа относятся и различные лабиринты, дорисовка картинок, раскрашивание картинок и т. д. Важно приучать ребенка стремиться все делать аккуратно. Если у него не получается хорошо, не следует ругать его, торопить. Наоборот, его следует постоянно поощрять и вселять у него уверенность, что у него все получится.
Мелкую моторику развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание. Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы ребенка, развивают мышцы. Ребенок, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.
Очень полезны мозаики, аппликации, рисование карандашами, мелками, красками, а то и просто пальчиками, а также вырезание из бумаги. В общем-то, практически все действия, требующие работы руки и пальцев, способствуют формированию тонкой моторики руки.
Использование упражнений на развитие мелкой моторики позволяет:
- регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи у детей;
- совершенствовать внимание и память, психологические процессы, тесно связанные с речью;
- облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма;
- положительно влиять на коррекцию звукопроизношения у детей;
Таким образом, развитие мелкой моторики характеризуется как один из способов развития речи детей и подготовки их к школьному обучению.