«Музыкальная терапия»
Консультация для родителей
Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребенка.
Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания сплачивается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволяет детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют дошкольников физически.
Таким образом, музыка – одно из средств физического развития детей. А здоровье ребенка – это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Поэтому оздоровление детей становится приоритетным направлением в детском саду. О лечебной силе музыки свидетельствуют самые древние источники. Так Пифагор, Аристотель, Платон считал, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. Врач Авиценна ещё тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями. Музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.
В своей работе с детьми я использую следующие виды оздоровления:
дыхательную гимнастику, психогимнастику, валеологические распевки, музыкотерапию, динамические и музыкально - ритмические упражнения, которые укрепляют физическое и психическое здоровье детей.
Дыхательная гимнастика.
Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем центральной нервной системы. Каждый из органов речи имеет свои функции.
Для профилактики заболеваний органов дыхания на музыкальных занятиях следует уделять внимание формированию физиологически правильного дыхания: выполнять необходимые дыхательные упражнения.
Я включаю в музыкальные занятия упражнения дыхательной гимнастики А. Стрельниковой. В результате проведения на занятиях дыхательной гимнастики развиваются певческие способности детей.
Упражнения для дыхание полезны не только для профилактики простудных заболеваний, бронхитов и синуситов, они обучают ребенка правильному дыханию. Предлагаемый несложный комплекс упражнений для правильного дыхания можно выполнять не только на музыкальных занятиях, но и дома, на прогулке.
Подготовительное упражнение
Исходное положение. Стоя, сидя или лежа.
. Выполнение. Закрыть глаза, постараться успокоиться, расслабиться. Делаем глубокий вдох и задерживаем дыхание насколько возможно. Выполняем 5-10 раз.
Упражнение «Окно и дверь»
Исходное положение. Встать ровно, выпрямиться.
Выполнение. В этом упражнении воздух заходит через «окно», а выходит через «дверь». Сначала «окно» — левая ноздря, а «дверь» — правая. Правой рукой зажимаем правую ноздрю, медленно вдыхаем через «окно», потом левой рукой зажимаем левую ноздрю и медленно выпускаем воздух через «дверь». Выполняем 4-6 раз. Затем «окно» и «дверь» меняются местами.
Певческие упражнения также имеют большой потенциал в оздоровлении детей, так как они позволяют видоизменить темпо ритм дыхания и нормализовать этим все обменные процессы организма.
Пение – основной вид музыкальной деятельности ребенка. Дети поют с удовольствием, целиком отдаваясь этому занятию. Наиболее доступными являются так называемые певческие упражнения. Это небольшие песенки с простым, интересным текстом, который понятен детям.
Например: «Доброе утро», валеологическая песня - распевка с оздоровительным массажем. Автор О.Н. Арсеневская.
1. Доброе утро!
Улыбнись скорее!
И сегодня весь день
Будет веселее. Разводят руки в стороны
и слегка кланяются друг другу.
«Пружинка».
2. Мы погладим лобик,
Носик, и щечки.
Будем мы красивыми,
Как в саду цветочки!
Выполняют движения по тексту.
Наклоны головы к правому
и левому плечу поочередно.
3. Разотрем ладошки
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Движения по тексту.
4. Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы!
Разводят руки в стороны.
«Листопад». Речевая игра со звучащими жестами.
Громко: Осень!Осень!Листопад! щелчки пальцами.
Лес осенний конопат.
Тихо: Листья рыжие шуршат трут ладошкой о ладошку.
И летят, летят, летят! качают руками.
Громко: Дождь, дождь, дождь с утра шлепки по коленям.
Веселится детвора.
Тихо: Дождик, нас не поливай, грозят пальцем.
Лучше капельки считай.
Упражнения на выработку певческой установки.
Певческая установка – положение тела, постановка корпуса, правильная осанка. Чтобы напомнить детям о правильном положении корпуса, можно использовать упражнение «Сидит дед» (Муз. М.Картушиной, сл. народные)
Сидит дед. Ему сто лет. (2 раза).
А мы детки маленькие,
У нас спинки пряменькие. ( 2 раза)
Давать возможность менять позу, используя динамические паузы.
Упражнение «Медведь»
Сел медведь на бревнышко, Дети садятся, ссутулившись, опустив плечи,
положив расслабленные руки на колени.
Посмотрел на солнышко, Поднимают голову вверх.
Покачался, Покачиваются вправо – влево.
Потянулся, Потягиваются.
Вправо, влево повернулся, Поворачиваются вправо, затем влево.
Сел красиво, Садятся прямо.
Улыбнулся. Улыбаются.
И сказал: « Хоть я медведь, Грозят пальцем.
Но хочу красиво петь!» Покачивают головой вправо и влево.
Пальчиковые игры
Важное место в здоровьесбережении имеют пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Такие игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, формируют образно-ассоциативное мышление. Пальчиковая гимнастика - основа для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движения рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию, способствуют эмоциональному благополучию.
«Зайка»
Ушки длинные у зайки Пальчики в кулак.
Из кустов они торчат Выставить вверх
Он и прыгает и скачет, указательный и средний пальцы
Веселит своих зайчат: («ушки» ) Ля- ля- ля, ля- ля – ля!
«Квасим капусту» (мелодия «Во саду ли, в огороде»)
Это что еще за куст? Стоя, руки перед грудью в «замке»
Это что еще за хруст? Куст «распружинился», подрос – руки соединены только основаниями ладоней и кончиками пальцев. Ладони чуть-чуть поворачиваем во встречном направлении и при этом издаем хруст, как умеем (горлом, языком, щеками…)
- Как же мне без хруста, «Капуста» вырастает и становится размером с кольцо из рук, кончики пальцев соединены над головой. В порядке разминки можно в этом положении проверить осанку и прочувствовать каждую мышцу спины.
Если я – капуста?
Музыкотерапия.
Музыкотерапия проводится по рекомендации и под наблюдением врача детского сада. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, снимает головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «исцеление музыкой». Существует много определений понятия «музыкотерапия». Значительная часть ученых считают музыкотерапию вспомогательным средством психотерапии, средством специфической подготовки пациентов к использованию сложных терапевтических методов. Другие авторы определяют музыкотерапию как:
— системное использование музыки для лечения физиологических и психосоциальных аспектов болезни или расстройства;
— средство реабилитации, профилактики, повышения резервных возможностей организма;
— средство оптимизации творческих сил и педагогико-воспитательной работы;
— одну из новейших психотехник, которая призвана обеспечить эффективное функционирование человека в обществе, гармонизировать его психическую жизнь.
Музыкотерапия все более утверждается в статусе универсальной воспитательной системы, способной оптимизировать процесс личностного развития человека в сложных условиях современной общественной жизни.
Подготовила музыкальный руководитель: Ярещенко Светлана Николаевна
4