МКДОУ «Детский сад №3 п. Теплое»
Пересказ рассказа М. М. Пришвина
«Золотой луг»
Подготовил воспитатель
подготовительной к школе группы
Галицкая Е. В.
Задачи:
Образовательные задачи:
Познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг». Расширить и уточнить знания детей об одуванчике.
Связная речь: довести до детей содержание и художественную форму рассказа в единстве; закрепить понимание специфики жанра рассказа; учить пересказывать от третьего лица.
Словарь и грамматика: познакомить с понятиями: промысел, идти в пяту, фукать; учить подбирать определения и сравнения, упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде и числе.
Развивающие задачи: развивать у детей слуховое внимание; умение эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения.
Воспитательные задачи: воспитывать у детей чувство красоты окружающего мира.
Познакомьте детей с поговоркой
«Весна красна цветами, а осень пирогами».
Предложите подумать и сказать, почему так говорят?
(Весной все цветет. Осенью собирают урожай.)
Расскажите ребенку об этом удивительном человеке. Больше всего он любил детей и природу. Взгляните на его портрет. Это Михаил Михайлович Пришвин – и звестный русский писатель, писал произведения о природе, рассказы и повести для детей.
Михаил Михайлович Пришвин написал замечательное произведение о солнечных цветах. Называется оно «Золотой луг».
Отгадав загадку, вы узнаете, о каких цветах поведал писатель.
В летний солнечный денёк,
Золотой расцвёл цветок.
На высокой ножке
Всё дремал он у дорожки,
А проснулся-
Улыбнулся:
«Вот пушистый я какой!
Ах, боюсь, что разлечусь.
Тише ветер луговой.»
Вы, конечно, догадались, о каких солнечных цветах написано произведение? Верно, об одуванчиках.
Прочитаем произведение М. М. Пришвина «Золотой луг»
У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел — он впереди, я в пяту.
«Сережа!» — позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы.
Но раз мне удалось сделать открытие. Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: “Очень красиво! Луг — золотой”.
Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел.
Тогда я пошел, отыскал, одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.
(Илл. Н.Устинова)
Главная мысль рассказа "Золотой луг"
В природе так много удивительного, но эти чудеса надо уметь видеть.
Чему учит рассказ "Золотой луг«?
Рассказ учит любить природу, видеть красоту природы, учит видеть необычное и чудесное в самом обычном. Учит внимательности и наблюдательности.
После прочтения текста задайте ребенку вопросы :
- Спросите, что вы ему прочитали: сказку, рассказ, стихотворение? Предложите пояснить свою точку зрения.
(Это рассказ. В нем нет волшебства. Все как в жизни.)
- Как называется рассказ? О чем в нем рассказывается? («Золотой луг». О природе; о зеленом, о золотом луге).
- С чем автор сравнивает одуванчик? Какое описание тебе запомнилось?
Пальчиковая гимнастика
Наши жёлтые цветки
Расправляют лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
- Сожмите ладошку в кулачок.
Какого цвета сейчас наши одуванчики?
Правильно, зелёные.
Наши жёлтые цветки
Закрывают лепестки,
Головой качают,
Тихо засыпают.
- Вот так и одуванчики на ночь сжимают свои лепестки, а утром раскрывают их.
Словарная работа.
Обратите внимание ребенка, что в рассказе автор употребил слова, которые мы редко используем в нашей современной жизни. Предложите подумать и выяснить, что они могут обозначать?
Промысел , что это слово может обозначать? (Промысел-это добывание чего-нибудь. Каким промыслом могли заниматься ребята в лесу, что могли они там добывать?)
Слово « в пяту », что оно может обозначать? (Слово «в пяту» обозначает идти друг за другом, сзади.) В рассказе это слово встретилось нам в предложении: «Бывало, идём куда-нибудь на свой промысел-он впереди, я в пяту.» Попробуйте так походить со своим ребенком. Кто будет впереди, кто в пяту?
Слово « фукну » встречается в предложении: «Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо.» Малыш, как ты думаешь, что означает слово «фукну»? (Слово «фукну» означает дунуть. Знакома ли вам такая игра с одуванчиками? Поиграйте в нее во время прогулки.)
Предложите ребенку вспомнить содержание рассказа с опорой на вопросы:
Почему луг был весь желтый, золотой? (Потому что на нем росло много одуванчиков.)
Куда обычно ходили братья? (На промысел.)
Что значит «в пяту»? Что имел в виду автор? (Значит шёл за братом, след в след.)
Какая забава была у мальчиков? (Дуть созревшими одуванчиком в лицо друг другу.)
Какое слово изобрели ребята? (Фукну, фукнет.)
Что значит «созревают одуванчики»? (Когда желтые лепестки сменяют белые пушинки.)
Как автор называет одуванчики? (Неинтересные цветы.)
А что значит неинтересные цветы? (Простые, обычные, без всякой тайны, без особой красоты.)
Куда утром пошел один из братьев? (На рыбалку.)
Что он заметил? (Луг был не золотой, а зеленый.)
Какое наблюдение провел мальчик? (Наблюдал за лугом утром, днем и вечером.)
На какую особенность он обратил внимание? (Одуванчики умеют закрывать и раскрывать свои лепестки.)
С чем сравнивает Михаил Пришвин лепестки одуванчика? (С пальчиками на ладонях.)
Какое открытие сделал мальчик? (На ночь одуванчики закрываются, а с восходом солнца снова распускаются.)
Почему одуванчик стал для ребят интересным цветком? (Потому что спать ложились одуванчики вместе с детьми и вместе с ними вставали.)
Прочитайте ребенку рассказ еще раз с показом схемы для более легкого запоминания последовательности событий: «Я тебе прочитаю рассказ еще раз, а ты внимательно послушай, а потом будешь его пересказывать. Чтобы лучше запомнить, я приготовила для тебя схему рассказа, по которой тебе будет легко запомнить его содержание и пересказать».
А сейчас мы должны вспомнить имя мальчика, про которого будем рассказывать. Как зовут автора этого рассказа? Правильно, Михаил. А когда он был маленьким, его звали Миша. Ты будешь говорить: «Не я с братом, а Миша с братом. Не я пошел удить рыбу, а он пошел удить рыбу.» Пересказ рассказа ребенком.
Физкультминутка «Одуванчик»
Одуванчик, одуванчик!
Стебель тоненький, как пальчик
(приседают, потом медленно поднимаются).
Если ветер быстрый-быстрый
На поляну налетит
(разбегаются в разные стороны),
Всё вокруг зашелестит
(говорят «ш-ш-ш-ш»).
Одуванчика тычинки
Разлетятся хороводом
И сольются с небосводом
(берутся за руки и идут по кругу).
Речевая игра «Подбери слово»
Автор сказал про луг-золотой. А как ещё можно сказать про луг? Какой он? Верно, цветущий, весёлый, яркий, весенний.
Что говорили люди, когда видели луг? (Очень красиво.) Как можно сказать по-другому? (Необыкновенно! Чудесно! Удивительно!)
Цветы растут в поле, значит это полевые цветы.
Цветы растут на лугу, значит это…
Цветы растут в комнате, значит это…
Цветы растут в саду, значит это…
Подберите определения к слову «цветы». Верно, цветы могут быть душистыми, ароматными, нежными, хрупкими, маленькими, крупными.
Придумайте определение к слову «одуванчик». Какой он? Конечно, одуванчик может быть жёлтым, белым, пушистым, лёгким.
С чем вы можете сравнить одуванчик? Одуванчик похож на парашютик, на снежок, на пушинку, на солнышко.
А про что можно сказать золотой? Золотой дождь, лес, золотой куст, золотой лес.
В заключении спросите у ребенка, что нового он узнал сегодня,
что ему понравилось больше всего?
Предложите нарисовать «золотой луг», совершите виртуальную
экскурсию по цветочным лугам.
Спасибо за внимание!