СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей "Основные методы работы с неговорящими детьми"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последнее время мы всё чаще сталкиваемся с безречевыми детьми, т.е. с детьми , у которых отсутствует речь.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Основные методы работы с неговорящими детьми"»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3 «Соловушка»








Консультация для родителей

«Основные методы работы с неговорящими детьми».













Подготовила: учитель – логопед

Жарких О.Г.









Рыльск 2022 г.





Уважаемые родители!

В последнее время мы все чаще сталкиваемся с безречевыми детьми, т.е. с детьми, у которых отсутствует речь. Их становится все больше и больше и степень тяжести речевых нарушений возрастает. Такие дети имеют комплексное органическое нарушение, что тем более затрудняет логопедическую работу с ними. Что же является общим для всех детей? Отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость. Всё это мешает полноценному взаимодействию ребёнка с окружающим миром.

Работа с неговорящими детьми начинается с их родителей. А они по-разному относятся к такой ситуации. Одни не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит… Действительно, многие дети начинают говорить после 2,5-3 лет. Но подобная задержка сама по себе уже должна насторожить: значит какие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии есть.

Другие родители, напротив, много читают, ищут выход из ситуации, но, четко следуя советам, не могут или не хотят признать, что у всех детей разные стартовые возможности, и удивляются: Я все делаю, как рекомендуется: не сюсюкаю, говорю полными словами, много читаю, ставлю для прослушивания аудиокассеты. А он по-прежнему молчит. Таким родителям приходится объяснять, что они награждают ребенка непосильной работой. Да, один малыш встанет на ножки и легко потопает сам, без посторонней помощи, а другой будет долго ходить по стенке, и ему придется специально формировать, корригировать походку. Так же и с речью. Если родитель видит, что ребенок не справляется, он должен помочь ему, облегчить задачу.

Но,реальную и полноценную помощь малышу могут оказать только те лица, которые постоянно взаимодействуют с ним, используя в игровой и предметно-практической деятельности с ребёнком специальные методы и приёмы для стимуляции речевой активности и речевого общения

В педагогике выделено 3 группы методов: словесные, наглядные, практические. В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт комплексного использования этих методов.

Наглядные методы:

•наблюдение за живыми объектами - кошкой, собакой, птицей и т. д.;

•наблюдения в природе; рассматривание игрушек, предметов и картин; •изобразительная наглядность.

Практические методы:

•дидактические игры и упражнения;

•пальчиковые игры;

•хороводные игры;

•игры–драматизации;

•инсценировки;

•игры – сюрпризы;

•игры с правилами.

Словесные методы:

•чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности; •чтение и рассказывание рассказов и т. д .


Я поделюсь своим опытом работы с неговорящими детьми и методами,которые использую в работе.

Все дети разные и зона ближайшего развития у детей отличается. Поэтому подход к каждому ребенку индивидуален. Одному ребенку интересно работать с карточками, другой за стол садиться совершенно не хочет. Что же будет являться базой, прежде чем ребенок заговорит? 

Это, конечно же, формирование контактности.  Для этого вовлекаю ребенка в игру со мной. Любые попытки сотрудничества от ребенка (в поведении, в речи) всегда поощряю.

И когда ребенок «подсаживается» на игру со мной, тогда начинаю постепенно вводить свои правила. А за речевые реакции применяю поощрения (будь то хлопки в ладоши либо сладости).  В случае с неговорящими детьми важно не отпугнуть их настойчивым “скажи”. На первых порах лучше не требовать от них речевой активности.

Так как на этапе формирования контактности дети не всегда имеют желание заниматься,  хочу отметить удобность «визуального расписания».

Например, перед ребенком выкладываются в ряд карточки с символами этапов занятия. Объясняю ребенку:

– Сначала мы с тобой выполним дыхательную гимнастику, зарядку для язычка, затем поиграем в «волшебный мешочек» и т.д.

Когда ребенок видит конечный результат, а это может быть любимая игра, то и занимается охотней.

Немаловажным видом работы на начальных этапах является развитие двигательного подражания, что является предпосылкой к речевому подражанию (звукам, слогам, коротким словам).Оно возникает естественно и легко, когда опирается на опыт неречевой имитации. 

Использую такие игры, как «Часики», «Где наши ручки», «Большие ноги идут по дороге», «Баба-Яга».А сейчас давайте все вместе поиграем в игру «Баба-Яга»:

«Покажем, какая злая Баба Яга, страшная. Громко крикнем: “Ух!”, сильно затопаем ногами,, брови НАХМУРИМ, щеки надуем, руками помашем. Еще раз громко крикнем “Ух!” Баба Яга страшная, а мы с тобой красивые, давай улыбнемся». (Спасибо за помощь).

Так же применяю речевые игры, сопровождаемые движениями. Детская психика устроена так, что при эмоциональном возбуждении у ребенка повышается двигательная активность, а усилении двигательной активности вызывает у малыша чувство радости. При этом на эмоциональном фоне у ребенка может появиться слово.

Игра в мяч, взрослый и ребенок перекидывают друг другу, произнося звук(а).

Подбрасывая мяч со словами в 1 варианте «И…ух!». Во 2 варианте «Высоко!». «Кто выше?». «Я», «Ты».

Первоначальные этапы расширяют объем понимания речи, формируют умение вслушиваться в речь.

Работая над пониманием речи, использовала различные инструкции. Покажи. Кто это? Что это? Кто сидит? Кто лежит? Кто рисует, а кто раскрашивает? И т.д.  

Чтение сказок на занятиях способствует как развитию понимания речи, так и установлению контакта. Ее использование позволяет снять эмоциональное напряжение, преодолеть негативизм, развивает мышление ребенка. Сказки беру с повторяющимися словами, действиями, которые позволяют многократно проговаривать одни и те же песенки. Это «Колобок», «Теремок», «Репка». Слушая сказку, ребенок очень скоро начинает повторять либо договаривать слова.

Вызывая междометия и звукоподражания используюметод сенсорной интеграции.Это игры с водой и мылом, и мокрыми губками. Например,брала чашки с холодной, теплой водой, отрабатывая междометия: ух, ммм, ай.

Важно только, чтоб игра всегда была новой. Ведь, задействуя сенсорные сигналы, у ребенка формируются ассоциации. И как для всякого ассоциативного обучения требуется источник положительных эмоций. В данном случае сенсорные игры, в которые ребенку интересно играть и элементы новизны. 

Формируя общеречевые навыки, начинаю работу с развития слухового внимания и восприятия. Наряду с этим уточняю произношение гласных звуков. У безречевых детей гласные звуки звучат нечетко. Поэтому работу начинаю именно с них. Последовательность работы с любым звуком: знакомим со звуком; учим символ звука, слоги, звукоподражания, учим слова со звуком из двух слогов, закрепляем с помощью игровых заданий.(показ).

В работе мне помогает метод пиктограмм для безречевых детей.

Пиктограмма это символ, который передает информацию об объекте.   

Создавала игровую ситуацию: «Аня плачет». Ребенку нужно провести указательным пальцем (остальные прижаты к ладони и закрыты большим пальцем) по дорожке, произнося звук «А», чтобы успокоить Аню. Далее предлагаю ребенку нажать на кнопочку, произнося звук «А».(показ) При этом использовала принцип «слева-направо» и указательный жест. Затем, ребенок, ведя пальчиком слева-направо от одной картинки к другой произносит получившийся слог.(показ)

После уточнения гласных звуков перехожу к согласным звукам раннего онтогенеза.Это звуки, появляющиеся одними из первых в речи ребенка. Такими звуками являются после гласных – губные (М,П,Б), заднеязычные (К,Г, Х), переднеязычные (Н,Т,Д) и губно-зубные (В,Ф).

Здесь опираюсь на понятные ребенку жесты И если при овладении гласными звуками ребенок почти не испытывает затруднений, то при овладевании произношением согласных– он уже ищет позу, перебирая артикуляционные уклады.. Каждому звуку соответствуют конкретные жест и фигурка. Затем закрепляю их в игре.

Например:

♦Т-(молоточек, стучат кулачки др. о друга).

♦С - ладошку подносим ко рту и дуем.

♦З- левая ладонь на горле, правой в воздухе рисуем букву З.

♦Б - стучим кулачками по щекам.

♦М - ладони на щеки.

♦Н - пальцы на нос и т.д.

Если мы обратимся к раннему онтогенезу, то после гуления у ребенка наступает лепет. Сначала ребенок произносит ряд одинаковых слогов: ма-ма-ма. Постепенно слоговый ряд усложняется: ма-ма-ма-ба.

По такому же принципу и я работала над слогами. Сначала проговаривали открытые слоги, затем со сменой гласных: ма-мо-му-мы, затем со сменой согласных: ма-га. Это и будет являться предпосылкой к образованию слов.(показ линий)

При успешном продвижение в односложныхсловах у детей перехожу к двусложнымсловам и предложению.(Показ предложения) Конечно, необходима домашняя преемственность, когда родители стимулируют употребление изучаемых на занятии слов и предложений в бытовых ситуациях. 


Таким образом,  сочетание разнообразных методов:

- вызывает у ребенка желание пользоваться речью;

- уточнять и пополнять пассивный и активный словарь;

- по возможности вводит в обиходный словарь хотя бы лепетные варианты названий предметов, наиболее распространенных глаголов, название основных цветов и признаков;

- создает базу для дальнейшего развития речи и познавательной деятельности ребенка;

- развивает высшие психические функции, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы;

А так же в ряде случаев компенсирует у «неговорящих» детей отсутствие полной речевой активности.

В итоге все это поможет детям реализовать личные устремления, желания, занять активную жизненную позицию в сообществе людей, овладеть полезными умениями и навыками для успешной социализации в современном обществе.