Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида №37 г. Кузнецка Пензенской области.
Консультация на тему:
«Особенности математических представлений у детей
с задержкой психического развития».
Подготовила
воспитатель первой квалификационной категории
Биксалеева Наталья Николаевна
2023 г.
Консультация на тему: «Особенности математических представлений у детей с задержкой психического развития».
Каждый вид деятельности, характерный для дошкольного возраста, у детей с задержкой психического развития не развивается полноценно без специального обучения. Развитие математических представлений ребенка-дошкольника с задержкой психического развития в гораздо большей степени зависит от качества педагогических условий, в которых он обучается. Коррекционное воздействие на такого ребенка состоит в формировании психологических механизмов деятельности. В то же время многочисленные исследования подтверждают, что ребенок с задержкой психического развития, может овладеть математическими представлениями при наличии своевременной коррекционно-развивающей помощи.
Известно, что полноценное развитие ребенка возможно только при наличии совокупности нескольких условий. Первое - сохранность биологической основы обеспечивает возможность развиваться в соответствии с возрастом, второе - благоприятная социально-педагогическая развивающая среда, включающая специально организованное предметно-игровое пространство, обеспечение условий для эмоционального развития, которое невозможно без общения со взрослыми и сверстниками. Третье - двигательная, познавательная, речевая, коммуникативная активность самого ребенка. Следовательно, для интеллектуального и личностного развития дошкольника с задержкой психического развития формирование элементарных математических представлений, является столь же значимо, как и для детей с нормальным интеллектуальным развитием. Однако это происходит лишь в том случае, если создаются особые условия для развития ребенка и он включается в процесс систематически осуществляемой коррекционно-воспитательной работы, элементом которой становится целенаправленное формирование первоначальных математических представлений.
Восприятие ребенка с задержкой психического развития характеризуется замедленностью и фрагментарностью. Страдают зрительное и слуховое внимание, группировка по различным признакам. Все это затрудняет формирование количественных представлений, осуществлению счета на основе зрительного или слухового восприятия, дети допускают ошибки в счете предметов, звуков и т. п. В то же время отмечается, что дети с ЗПР могут дифференцировать простые объемные формы, цвета, оттенки, в соответствии с образцом осуществлять выбор по цвету и по величине (большой/маленький).
В структуре познавательной деятельности детей с ЗПР особое место занимает мышление, поскольку именно в мышлении наиболее отчетливо проявляются недостатки всей познавательной деятельности. Особенности мышления у детей с задержкой психического развития сочетаются с нарушенной динамикой мыслительных процессов. Для всех детей характерна замедленность мышления. У некоторых из них отмечаются недостаточная последовательность и целенаправленность мышления, побочные ассоциации. У этих детей значительно выражены нарушения целенаправленной интеллектуальной деятельности, отмечается также недоразвитие внутренней речи. Замедленность мышления в большинстве случаев сочетается с низкой интеллектуальной работоспособностью. Если нормально развивающиеся дети дошкольного возраста проходят все этапы развития наглядных форм мышления без специальных целенаправленных педагогических воздействий. То дети с задержкой психического развития могут достичь положительных результатов в развитии мышления только в процессе длительной коррекционной работы. И к концу дошкольного возраста различия в развитии мышления несколько сглаживаются, но продолжают иметь качественные отличия.
Для детей с ЗПР, характерны недостатки зрительно-двигательной координации, узость объема восприятия, замедленность узнавания предметов в необычном положении, различения фигуры и фона, целого и частей, недоразвитие функции речи.
Для формирования математических представлений необходимы развитая познавательная активность, интерес, произвольность деятельности и самоконтроля. Детям дошкольного возраста с задержкой психического развития, свойственны познавательная пассивность, связанная со снижением интереса, а также несформированные произвольная деятельность и самоконтроль.
У детей дошкольного возраста с ЗПР отмечаются своеобразные особенности количественных представлений и решения арифметических задач. К ним можно отнести затруднения в обратном счете в пределах 5, неумение называть итоговое число, большие трудности при установлении взаимно однозначного соответствия между множествами, отсутствие умения оперировать множествами. Дети часто не понимают задачу, не дают числового ответа или называют любое число, неверно пересчитывают количество предметов. Наиболее доступными для детей являются задачи, в которых ответ можно найти путем «механического» пересчета. У большинства детей вызывают сложности решения задач с закрытым результатом, с использованием счетного материала для нахождения ответа. Как правило, они затрудняются в оформлении ответов, в подавляющем большинстве случаев опускают названия самих предметов, не умеют составлять задачи по наглядно представленной ситуации.
Наиболее несформированными у данной категории детей оказываются пространственно-временные представления. Сложность развития пространственных представлений у этих детей проявляется, прежде всего, в том, что они, ориентируясь в схеме собственного тела на наглядном уровне, недостаточно владеют словесными обозначениями пространственного расположения частей тела, что тормозит формирование других видов пространственной ориентировки.
Дошкольники с задержкой психического развития могут определять пространственное расположение объектов относительно себя на наглядном уровне, но значительные трудности вызывает у них пространственная ориентировка по словесной инструкции и самостоятельного определения и называние пространственных отношений. Они не умеют определять расположение объектов относительно себя. По сравнению с нормально развивающимися детьми, дошкольники с ЗПР, испытывают трудности в выявлении пространственных отношений между несколькими предметами (между, вокруг) в наглядном плане. Детям сложно ориентироваться в сторонах собственного тела и словесно определять направления — справа и слева от другого объекта. Дошкольники с задержкой психического развития, зачастую не могут выполнить задания по словесной инструкции, что объясняется непониманием «пространственных» обозначений.
Литература:
1. Бараева Л.Б., Зарин А. Методика формирования количественных представлений у детей с ЗПР. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000;
2. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. – М.: Гном-Пресс, 2007;
3. Дунаева З.М. Формирование пространственных представлений у детей с ЗПР // Дефектология. – 2008;
4. Ералиева С.Г. Представления дошкольников с отклонениями в умственном развитии о социально выделенных отрезках времени // Дефектология. -2011;
5. Капустина Г.М. Формирование элементарных знаний и представлений у детей дошкольного возраста // Дефектология. – 2006.