Консультация для родителей
«Особенности развития внимания и памяти дошкольника»
Внимание - это форма организации познавательной деятельности. Избирательная направленность сознания на определенный объект, внешний или внутренний. Внимание играет немаловажную роль в развитии дошкольника.
Выделяют три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
Произвольное внимание возникает как бы собой, без усилий воли. Именно этот вид характерен для познавательной деятельности дошкольников (в сознании детей фиксируется то, что ярко, эмоционально). С возрастом, в процессе игры, обучения, общения со взрослыми начинает формироваться произвольное внимание, которое требует от ребёнка волевых усилий для своего возникновения, оно необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется, а то что необходимо.
В процессе обучения, игры может возникнуть интерес, увлеченность, вдохновение, которые обычно снимают волевое напряжение. Данный процесс реализуется без особых затруднений, так возникает третий вид внимания - послепроизвольный.
Наблюдая за поведением ребенка во время занятий в детском саду, можно узнать, какие виды внимания преобладают в его учебной деятельности, а так же определить уровень развития свойств внимания.
Свойства внимания - объем, устойчивость, распределения, переключение, сосредоточение. По тому, сколько объектов ребенок может сознательно удержать в своем сознании за короткий промежуток времени, судят об объеме его внимания.
Устойчивость внимания - это способность сохранить долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от постороннего. Противоположным свойством, является отвлекаемость внимания.
Невнимательность, рассеянность, отвлекаемость – это отрицательные свойства.
Однако, с возрастом происходит ускоренное развитие внимания ребёнка, хотя до школьной скамьи у него сохраняется непроизвольность внимания. Так как у дошкольников небольшая устойчивость внимания (20-30 мин), что связано с возрастной слабостью процесса торможения.
Маленький ребенок психологически не в состоянии быть внимательным к тому, что ему неинтересно. На шестом году мы наблюдаем перелом в данной сфере. Дети уже могут заставлять себя быть внимательными, они начинают овладевать и управлять собой, своим поведением и психическими процессами.
Дети впервые приобретают налёт взрослости, серьезности и ответственности за свои поступки.
Взрослым следует учитывать индивидуальные особенности внимания каждого ребёнка, чтобы оказать помощь в умении концентрировать себя вырабатывая произвольность внимания.
Одним их основных свойств личности является память. Но хорошая память не всегда гарантирует хороший интеллект. И всё же, память - одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению.
Существуют 2 типа памяти в зависимости от длительности хранения информации:
-кратковременная память, когда материал запоминается быстро. Но ненадолго;
-долговременная память, требующая больших усилий, но позволяет сохранить информацию на долгие года.
Непроизвольная память – когда материал без усилий, воли, порой и против, «всплывает» в памяти человека.
Произвольная память - когда человек прилагает усилия для запоминания или припоминания воспринятого, т.е. направляет активность на достижение поставленной цели.
Все люди отличаются друг от друга еще и тем, какой материал они лучше запоминают. Так музыкант успешно запоминает музыку, у него лучше развитие слуховая память. Художник или охотник имеют высокую зрительную память и т.д.
Для каждой возрастной группы детей характерны свои особенности памяти.
Дети 2-4 лет прекрасно запоминают то, что им интересно, или то, что им понравилось – песенку, стихотворения, какой-либо разговор, событие. В то же время детей нельзя попросить запомнить то или иное простейшее содержание, потому что они не могут управлять своей памятью и заставлять себя запомнить то, что само не запоминается. Попытка давать детям несложные поручения, например, принести несколько предметов из соседнего помещения, пойти и попросить что- то у другого человека, очень часто заканчиваются тем, что придя на место, ребенок просто забывает, зачем пришел.
Как показали психологические исследования, непроизвольное запоминание является косвенным, дополнительным результатом выполняемых ребенком действий восприятия и мышления. На шестом году (у некоторых и в возрасте четырех-пяти лет) впервые появляется способность ставить перед собой определённую задачу и более или менее успешно решать её.
В психологии произвольность поведения ещё называется посредственностью. Это значит что, для того, чтобы произвольно, без отсутствия личной заинтересованности проявить внимание или запомнить, ребёнок должен использовать определенные средства, которые и помогут ему овладеть вниманием и памятью и т.д. Средства, которые использует человек различны и зависят от того, какие конкретные задачи стоят перед ними. Народное средство - узелок (крестик) на память и человек, посмотрев на него вспоминает то, что было с ними связано.
Для внимательного прослушивания нужны другие средства, например повторение про себя или обдумывание услышанного.
Важно подчеркнуть, что с возрастом происходит переход от использования внешних средств к внутренним, когда ребёнок использует имеющиеся у него «в уме» знания и образы. Развитая память как раз и отличается использованием таких «внутренних» средств.
Овладение произвольными формами памяти включает несколько этапов. Сначала ребенок начинает выделять только задачу запомнить и припомнить, еще не владея необходимыми приемами. При этом задача припомнить выделяется раньше, так как ребенок в первую очередь сталкивается с ситуациями, в которых от него ждут именно припоминания, воспроизведения того, что он раньше воспринимал или желал. Задача запомнить возникает в результате опыта припоминания, когда ребенок начинает осознавать, что если он не постарается запомнить, то потом не сможет и воспроизвести необходимое.
Произвольность поведения и психических процессов, которая интенсивно развивается между 5-7 годами, имеет решающее значение для готовности ребенка к школьному обучению.
Для развития произвольности внимания и памяти используются разнообразные приемы. Игры - основной и любимый вид деятельности детей, они широко применяется для развития внимания и памяти.
Предлагаем игры, в которые Вы можете играть с ребёнком дома, в дороге, в гостях.
«Цветы»- всем детям даются имена цветов. Выбирается водящий. Водящий говорит: « Я был в саду, видел много цветов, только розы там не было». « Нет, отвечает ребенок - Роза, - роза там была, а вот ромашки не было». Дальше говорит ромашка. Кто зазевался - проиграл.
«Солнце - заборчик - камешки» - ведущий кричит:
Солнце» – дети поднимают руки, растопыривают пальцы.
«Заборчик»- ладони выпрямлены, пальцы сжаты.
«Камешки» - руки сжаты в кулаки. Темп увеличивается, кто сбился - выбывает.
« Я - фотоаппарат»- Ребенок в течение нескольких секунд рассматривает предметы на письменном столе. Закрывает глаза, перечисляет, что запомнил.
«Каскад слов»- ребенок повторяет заранее подготовленный список слов. Интервал 1 сек.
«Счетные палочки» - ребёнок смотрит на фигуру в течение 10 сек. Затем повторяет. Усложнение - цветные палочки.
«Цифры, буквы» Предложить цифровой ряд. Повторить его. Увеличивать на 1 цифру. Упражнение: зачитывать цифры без подсказа. Так же играем с буквами.