Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться,
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане,
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде – вечная слава воде!
К.И. Чуковского
ПАМЯТКА
для родителей
«Плавание, укрепляет здоровье!»
Первые трудности в обучении плаванию обусловлены специфическими свойствами воды. При соприкосновении вода попадает в рот, нос, уши, вызывая неприятные ощущения. Чаще всего это происходит потому, что при погружении у ребенка рот остается открытым, а многие даже пытаются делать вдох в толще воды. Поэтому сначала нужно научить ребенка задержке дыхания на вдохе и каждый раз (в домашних условиях) напоминать ребенку, чтобы его рот оказывался при соприкосновении с водой закрытым. Необходимо многократно напоминать, что в воде нельзя делать вдох. Вдох выполняется только над водой! Такие напоминания нужны до тех пор, пока у занимающего не выработается стойкая привычка следить за этим самостоятельно.
Если же все-таки вода попала, её обязательно нужно удалить. Для этого склони голову набок, после чего потряси головой, вода, как правило, вытекает. Если же вода попала в нос, надо над поверхностью воды сделать интенсивный выдох в воздух (при закрытом рте) через нос.
Чтобы вода не попадала в носоглотку и не заполняла преддверие уха, следует создать в носоглотке повышенное давление. Попробуйте произнести «пэ». Что-то аналогичное можно несколько раз выполнить перед контактом с водой.
Большие проблемы возникают при соприкосновении слизистой носа или глаз с водой. У ребенка это вызывает неприятные ощущения и, конечно же, эмоции. Эффект усиливается, если вода оказывается не очень чистая. В бассейне при добавлении к воде хлора и других добавок воздействие на слизистую ещё больше. При этом ребенок рефлекторно закрывает глаза. При выключенном зрительном анализаторе теряется ориентировка в пространстве, появляется страх, неуверенность в своих силах, возрастают отрицательные эмоции. Поэтому с первых занятий необходимо ребенка приучать открывать в воде глаза, все упражнения выполнять с открытыми глазами.
Другой трудностью является то, что все предметы в воде расплывчаты и воспринимаются в несколько искажённом виде. К этому тоже нужна привычка.
В воде значительно лучше, чем в воздухе, распространяется звук. Звук распространяется сразу мгновенно во все стороны, а воспринимается не только слуховым анализатором, но и всеми костями черепа. Источник звука таким образом становится неопределенным, возникают необычные ощущения.
Плавание – всегда охлаждение. Если температура тела равна примерное 37 градусов, то температура воды для занятий – 28-30 градусов. В воде имеет место огромная теплоотдача. Если движения ребенка неинтенсивны, у него может быстро появиться озноб. Признаками озноба могут быть «гусиная кожа», появляющаяся дрожь, синева на губах и участках кожи. Нужно внимательно следить за постоянством температуры воды и за состоянием ребенка.
Самое главное, о чем должны помнить уважаемые родители: нужна последовательность и постепенность при знакомстве с водой. Нельзя лишить ребенка всех трудностей, связанных с освоением с водой, нельзя предусмотреть все возникающие трудности, они безусловно будут. С каждым шагом трудностей станет все меньше и меньше, ребенок почувствует уверенность в своих силах.
УПРАЖНЕНИЯ В ДОМАШНЕЙ ВАННЕ
1. Сядь в ванну, задержи дыхание, опусти лицо в воду.
Проверь: глаза остались открытыми или закрытыми?
Для родителей: ребенок должен в воде научиться контролировать свое поведение; установка «закрыты или открыты» глаза этому способствует.
2. Сделайте все, как в упражнении 1, только в воде открой глаза. Повторите то задание несколько раз.
3. Посмотри, как выглядит в воде игрушка (игрушка разбросаны на дне ванны).
4. Сосчитай, сколько игрушек на дне.
5. Посмотри, какого цвета в воде игрушки.
6. Выбери самую твою любимую игрушку.
Для родителей: Вы уже догадались, что эти похожие задания, направленные на закрепления навыка погружения лица в воду и открывания глаз в воде.
Если ребенок не может выполнить первого задания, «отступите» чуть-чуть «назад»:
- намочите губку или полотенце и, прикладывая к лицу, медленно выжимайте воду;
- чуть более трудное задание: аккуратно зачерпните в свою ладонь горсть воды и спокойно полейте с ладони воду на лицо ребенка;
- не спеша поливайте воду из ковша на лицо, шею, на голову ребенка.
Ребенок не должен стряхивать воду резкими движениями головы, закрываясь руками, отворачиваться.
Кто из вас, ребята, знает,
Что закалке помогает
И полезно нам всегда?
СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ и ВОДА!!!