Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Плохие слова"»



Раньше, когда мы были детьми, стеснялись в присутствии взрослых говорить плохие слова. А теперь никто никого не боится. Смотришь, девочка пять-шесть лет, а такое скажет, что повторить стыдно.
Слово причиняет боль ничуть не меньшую. Им можно обидеть, унизить, высмеять. Маленький ребёнок тоже может произносить ругательства, но он не понимает значения сказанной фразы. Дети же трёх-четырёх лет выражают бранью свои агрессивные намерения. Они повторяют плохие слова, услышав ранее их от взрослых.
Агрессивность выражает ребёнок не только словами, но и соответствующими интонациями. Вызывающий тон, например, такой же признак агрессивного настроя, негативного отношения к человеку, как и оскорбительные фразы.
Некоторые из взрослых, столкнувшись с данной проблемой, начинают возмущаться, набрасываются на детей с упрёками, ответной руганью. Звучит это примерно так: «Ах ты, негодник такой, что же ты такое говоришь?!» При этом дети считают, что они правы, формируется убеждённость в подлинной действительности подобной формы выражения отношений. Ведь раз получена ожидаемая реакция, средство сработало, и можно будет использовать его в сходных ситуациях.
Другие взрослые стараются делать вид, что не слышат бранных слов и выражений в разговорах детей. Они считают, что, не акцентируя внимания ребёнка на плохих словах, он их скоро забудет. Хотя здесь можно поспорить. Память пятилетнего ребёнка почти ни в чём не уступает памяти взрослых людей, а цепкости даже превосходит. И вообще, подобная форма реагирования, а точнее нереагирования, может быть расценена как попустительство. Это ведёт к тому, что маленькие дети обоего пола ещё сильнее словесно обижают своих обидчиков. Есть часть взрослых, которые стараются объяснить ребёнку, что ругаться не хорошо, что это стыдно. Но как правили, дети на такие объяснения не реагируют. Дошкольники сами прекрасно понимают, что это плохо, и именно поэтому так поступают.
Как же быть? Как решить эту проблему часто встречающуюся в семьях? Неужели нет никакой приемлемой формы реагирования на словесную агрессию представителей подрастающего поколения? Мне хочется привести здесь пример неразрешимой задачи, гениально понятой и решенной одним малышом. Услышав вопрос, кого надо спасать первым, если одновременно тонут старушка и ребёнок, а вы можете вытащить лишь одного, он авторитетно заявил: «Надо сделать так, чтобы никто не тонул».
Нам, уважаемые родители, нужно создать условия жизни детей такими, чтобы у них не возникало желание использовать словесную агрессию для достижения своих целей. Учить нужно добру, и не подзатыльниками и окриками, а личным примером. Тогда у ребёнка будет меньше поводов прибегать к брани, ругани и оскорблениям.