СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей по теме: "Осуществление взаимосвязи в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой консультацию для родителей. В ней рассказывается об этапах взаимодействия в работе школьного учителя-логопеда и учителя начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей по теме: "Осуществление взаимосвязи в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов"»

Консультация  на тему:

«Осуществление взаимосвязи в работе школьного учителя-логопеда

 и учителя начальных классов»

  

Для того, чтобы работа школьного учителя-логопеда была более эффективной, ему необходима тесная взаимосвязь с учителем начальных классов. И у логопеда, и у учителя общая цель – дать качественное образование обучающимся. Для достижения этой цели учителю необходимо, чтобы каждый учащийся имел достаточно высокий уровень речевого развития. Задача учителя-логопеда – устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, при котором он мог бы успешно обучаться в школе. В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребенка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, т.е. происходит интеграция логопедической работы и образовательного процесса.

    Логопедическую работу в начальных классах условно можно разделить на 4 этапа: ориентировочный, диагностический, коррекционный и оценочный. Каждый из них имеет свои цели и задачи. Продолжительность этапа определяется совокупностью и сочетаемостью различных факторов, выявляемых в процессе обследования, диагностики и коррекции. Также поэтапно осуществляется и взаимосвязь в работе логопеда и учителя.

1 этап – ориентировочный (октябрь – апрель).

Задачи этапа:

-определение уровня речевого развития будущих первоклассников;

-выявление детей с речевыми нарушениями;

-консультативная помощь родителям в подготовке к школе детей с речевыми нарушениями.

      В школе организуются специальные еженедельные занятия для будущих первоклассников – «Школа будущего первоклассника», которые проводит учитель. Логопед во время этих занятий имеет возможность обследовать состояние речи каждого ребенка, выявить детей с речевыми нарушениями.

2 этап – диагностический  (1-15 сентября).

Задачи этапа:

-определение структуры и степени выраженности речевых нарушений у школьников;

-планирование соответствующей коррекционной работы.

      В первые две недели сентября учитель-логопед проводит полное обследование состояния речи первоклассников, знакомит учителя с его результатами.  Логопед знакомится с учебной программой и стандартом начального общего образования, интересуется технологиями, применяемыми учителем, его методами и приемами работы.

     Затем логопед приступает к планированию коррекционной работы. При этом обязательно учитываются программные требования по русскому языку, чтению и другим предметам, последовательность и время изучения тех или иных тем. Иначе говоря, учитель-логопед стремится, чтобы его работа имела преемственные связи с учебной программой в данном классе.

Кроме того, на данном этапе планируются следующие мероприятия:

-совместное проведение родительских собраний;

-участие логопеда в работе методического объединения учителей начальных классов;

-консультации учителя-логопеда для учителей;

-участие в работе школьного ППк и др.

3 этап – коррекционный (15 сентября-15 мая).

Задачи этапа:

- устранение речевых нарушений;

-развитие устной и письменной речи до уровня, при котором ребенок мог бы успешно обучаться в школе.

    Длительность данного этапа для каждого ребенка определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, а также динамикой его коррекции. Так, при нарушениях звукопроизношения коррекция может продолжаться в среднем от 2-х до 6-ти месяцев, а при общем недоразвитии речи – до 3-х лет.

    В это время взаимосвязь логопеда и учителя становится все более тесной. Логопед периодически информирует учителя о специфике и содержании коррекционной работы с детьми, одновременно получает информацию об их успеваемости (в течение учебного года).

     На логопедических занятиях школьники приобретают новые речевые навыки и умения, которые затем совершенствуются в ходе учебного процесса. Например, учитель имеет прекрасную возможность помочь детям в автоматизации поставленных  звуков. Для этого  при чтении текстов или заучивании стихов он напоминает ребенку, какие звуки нужно произносить правильно.

    Учитель с помощью логопеда осуществляет контроль над правильной речью детей, участвует в воспитании у них самоконтроля. Кроме того, он помогает ребенку в оформлении ответа на уроках и в организации речевого общения ученика со сверстниками. Это особенно важно для заикающихся детей, имеющих проблемы с коммуникацией, для детей с общим недоразвитием речи.

    В содержание уроков русского языка учитель включает упражнения по развитию фонематического восприятия. Учитель, как и логопед, тоже учит различать гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки; учит соотносить звуки и буквы, производить звукобуквенный анализ слов. Для того, чтобы детям было интересно, эти упражнения проводятся в виде дидактических игр. Некоторые из таких игр учитель-логопед может предложить учителю применять на своих уроках.

       Программа обучения в начальных классах насыщена, ее усвоение детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, затруднено. Поэтому логопед не дает заданий сверх программного материала, не перегружает первоклассников дополнительной информацией. Например, при автоматизации звука [р] на учебном материале по русскому языку логопед предлагает детям такие задания:

-прочитать словарные слова с буквой [р];

-прочитать и записать названия птиц (сорока, ворона, воробей);

-составить предложения с этими словами и т.д.

    Логопед и учитель начальных классов предъявляют единые требования к ученику с речевыми отклонениями. 

При этом необходимо учитывать:

- структуру нарушения и подбор соответствующего речевого материала для каждого школьника (как на логопедических занятиях, так и на уроках);

- возрастные особенности детей;

- предъявление программных требований к учащимся с учетом возможных специфических (речевых) ошибок и оказание опережающей помощи для их предупреждения;

- осуществление индивидуального подхода на фоне коллективной деятельности;

- закрепление знаний и навыков, приобретенных как на логопедических занятиях, так и на уроках;

- придание обучению воспитывающего характера;

- всестороннее развитие личности учащегося.

     Такие требования способствуют повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала данными детьми. Выработать такое  единство помогают взаимопосещение уроков учителя и логопедических занятий.

    Для своевременного предупреждения, выявления нарушений письма логопед периодически проводит анализ письменных работ детей (обычно во время каникул) и обращает внимание учителя на ошибки, обусловленные речевыми отклонениями, которые следует отличать от орфографических ошибок.

    В целях пропаганды своей работы логопед проводит индивидуальные и тематические консультации для педагогов по вопросам развития и коррекции устной и письменной речи учащихся. Взаимосвязь в работе логопедов и учителей начальных классов осуществляется также на методических объединениях, совещаниях, где решаются разнообразные организационные вопросы, изучается передовой опыт. Логопед выступает с докладами, проводит дискуссии на темы, представляющие интерес для педагогов. Также он принимает участие в работе педсоветов: например, знакомит педагогов со связью коррекционной работы с программой обучения русскому языку и чтению.

       Учитель-логопед, как и учителя начальных классов, является членом школьного ППк, на заседаниях которого рассматриваются причины неуспеваемости детей и разрабатываются пути их психолого-педагогического сопровождения.