Доклад на тема: «Педагогический потенциал образовательной среды дошкольного учреждения в развитии личности одаренных дошкольников».
С тех пор, как существует человеческое общество, процесс духовного воспроизводства человека не обходился без становления и развития одаренных личностей. Проблема развития детской одаренности является одной из проблем, интерес к которой не ослабевает с течение времени со стороны многих отечественных и зарубежных исследователей. В научных исследованиях психологов (А. Анастази, А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, М. Карне, В.А. Леви, А.М. Матюшкина, А.В. Моляко, С.Л. Рубинштейн, Е.П. Торренса, Б.М. Теплова и др.)
Развитие личности одаренного ребенка дошкольного возраста носит скрытый характер и обеспечивается своевременным раскрытием творческих потенциалов и развития способностей:
- принципы индивидуализации и дифференцированности в сензитивных периодах развития, скачкообразного развития,
- принцип непрерывности развития, средового воздействия и взаимодействия, принцип сочетания и реорганизации природных особенностей и качеств человека под воздействием условий жизнедеятельности,
- принцип противоречивости в развитии личностных потенциалов, принцип «креативных вспышек» в ходе развития творческого потенциала.
Развитие личности одаренного ребенка дошкольного возраста идет за духовно-нравственным развитием как основы духовно-творческой самореализации:
- принципы природосообразности, духовно-нравственных переживаний и открытости,
- принцип проективности в духовно-творческих замыслах и деятельности, веры и стремления к идеалу, целостности «Я-образа».
Развитие личности одаренных детей дошкольного возраста осуществляется с учетом духовно-нравственных ценностей общества, создает возможности для появления духовно-творческого продукта:
- принципы эмпатического и субъект-субъектного взаимодействия,
- принцип толерантности, ценностно-мотивационной (смысловой) направленности самореализации, полисубъектности,
- принцип созидательной направленности взаимодействия, императивного поведения личности, гуманизма.
Развитие личности одаренных детей дошкольного возраста напрямую зависит от организации образовательного творческого пространства ДОУ:
- принцип сочетания и реорганизации природных потенциалов и качеств ребенка под воздействием условий жизнедеятельности, средового воздействия и взаимодействия;
- культурно ориентированный принцип, ценностный принцип, деятельностно-ориентированный принцип и принцип творческого развития личности ребенка дошкольного возраста.
Проблема организации педагогического процесса, развивающего одарённость, рассматривается в работах Ю.К. Кулюткина, М.И. Махмутова, А.М. Матюшкина, В.И. Панова, А.В. Хуторского и др. Исследователи отмечают, что следует осуществлять системное формирующее воздействие развития личности одаренных детей дошкольного возраста через определенный комплекс психолого-педагогических условий. Среда, в которой развития личности одарённого дошкольника могла бы актуализироваться, должна обладать следующими особенностями:
Высокой степенью неопределенности и богатством возможностей. Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых. Многовариативность обеспечивает возможность нахождения путей решения. Кроме того, такая среда должна содержать образцы креативного поведения и его результаты.
Предметно-информационное обогащение среды. Предполагает наличие необходимого (максимального) материального и информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной среде, возможность любого их использования.
Активизация трансформационных возможностей предметно-пространственной среды. Предметно-пространственная среда должна быть способна к самым разным, неожиданным преобразованиям.
Гибкость в использовании времени, средств и материалов. Предполагает отсутствие прямых указаний, предоставление дошкольникам возможности самостоятельно ставить задачу, выбирать время, последовательность, способы ее решения.
Сочетание индивидуальной игровой и исследовательской деятельности с ее коллективными формами. Одаренного ребенка необходимо обучать не только в индивидуальной, но и коллективной творческой деятельности.
На основании выделенных психолого-педагогических условий, характеристик развивающей среды можно предложить следующие рекомендации по развитию личности одаренных детей дошкольного возраста:
1) вовлечение дошкольников в свободные игры со сверстниками;
2) моделирование для детей ситуаций незавершённости и открытости деятельности и мышления в отличие от жёстко заданных и строго контролируемых условий;
3) акцент на вовлечение дошкольников в специфические детские виды деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.);
4) разрешение и поощрение высказывания множества вопросов;
5) использование в обучении дошкольников провокационных вопросов (постановка проблем или затруднений, для устранения которых нет известных средств), стимуляция выработки детьми собственных средств осуществления деятельности, а не принятие готовых;
6) привлечение внимания к интересам детей со стороны воспитателей и родителей, предоставление детям возможностей осуществления совместной с взрослыми деятельности, наличие в окружении ребенка образцов и результатов взрослой креативности;
7) обеспечение предметно-информационной насыщенности развивающей среды (наличие необходимого информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной микросреде, в т.ч. современные ИКТ-средства, возможность разнообразного их использования детьми);
8) стимулирование самостоятельности и независимости дошкольников, формирование ответственности за себя и свое поведение;
9) использование аргументированной оценки для анализа действий, а не для награды или осуждения;
10) создание атмосферы взаимопонимания (принятия) и возможности спонтанной экспрессии, творческого использования знаний.
Образовательная среда рассматривается как развивающая, если обеспечивает возможности:
для проявления творческой природы психики (в виде психических процессов, психических состояний и личностного сознания человека, а также в виде общих или специальных способностей),
для удовлетворения природной и социальной потребности индивида в творческом самовыражении в разных сферах психики (телесной, эмоциональной, интеллектуальной, личностной и духовно-нравственной) и в разных видах социально-значимой деятельности;
для удовлетворения потребности в овладении умениями и навыками, представляющими инструментальный аспект проявления творческой природы психики и позволяющими выразить свою творческую индивидуальность в социально принятых формах самовыражения;
для усвоения личностью социальных ценностей и органичной трансформации их во внутренние ценности.
Следовательно, для развивающего образования предметом развития выступает психическое развитие как актуализация природных возможностей ребенка к саморазвитию. Оно включает в себя, кроме мышления и перцептивную, эмоциональную, духовно-нравственную, психомоторную сферы психики.
В психологическом отношении развивающее образование должно обеспечивать формирование у ребенка способности быть субъектом своего развития. Необходимым условием этого является формирование рефлексивного отношения к тому, что делает, зачем делает и как он это делает.
Деятельность воспитателя при этом естественно тоже меняется. На смену репродуктивной деятельности по передаче знаний приходит творческая, продуктивная деятельность по проектированию и созданию пространственно-предметного, социального и психодидактического компонентов образовательной среды.
В связи с этим при организации воспитательно-образовательного процесса с одаренными дошкольниками приоритет переходит к психологическим целям создания социальных и образовательных условий для раскрытия и развития природных задатков детей, а также для удовлетворения их естественной (природной) потребности в саморазвитии.
Поэтому при разработке образовательных программ, а также при проектировании и реализации их на конкретных занятиях сначала должны ставиться задачи психического развития. А дидактическое содержание этих занятий должно быть использовано как средство личностного, художественного, физического развития способностей ребенка.
Список используемой литературы
1.Хромова Т.В. Панов В.И., Колосова М.А. Образовательная среда для обучения и развития детей с разными видами одарённости // Работа с одарёнными детьми в образовательных учреждениях Москвы. Выпуск №2 / Отв. ред. Л.Е. Курнешёва. М., 2004.
2. Хуторской А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. М., 1998.
3. Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению детей с признаками одаренности // Вопросы психологии. 1996. №3. С. 34-43.
4. Рабочая концепция одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. 2-е изд., расш. перераб. М., 2003.
5. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2000.
6. Савенков А.И. Психология детской одаренности. М., 2010.