СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей "Правила поведения на дорогах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

безопасность на дорогах важно, привлекать к этому родителей 

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Правила поведения на дорогах"»














Доклад на тема: «Педагогический потенциал образовательной среды дошкольного учреждения в развитии личности одаренных дошкольников».


















С тех пор, как существует человеческое общество, процесс духовного воспроизводства человека не обходился без становления и развития одаренных личностей. Проблема развития детской одаренности является одной из проблем, интерес к которой не ослабевает с течение времени со стороны многих отечественных и зарубежных исследователей. В научных исследованиях психологов (А. Анастази, А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, М. Карне, В.А. Леви, А.М. Матюшкина, А.В. Моляко, С.Л. Рубинштейн, Е.П. Торренса, Б.М. Теплова и др.)

Развитие личности одаренного ребенка дошкольного возраста носит скрытый характер и обеспечивается своевременным раскрытием творческих потенциалов и развития способностей:

- принципы индивидуализации и дифференцированности в сензитивных периодах развития, скачкообразного развития,

- принцип непрерывности развития, средового воздействия и взаимодействия, принцип сочетания и реорганизации природных особенностей и качеств человека под воздействием условий жизнедеятельности,

- принцип противоречивости в развитии личностных потенциалов, принцип «креативных вспышек» в ходе развития творческого потенциала.

Развитие личности одаренного ребенка дошкольного возраста идет за духовно-нравственным развитием как основы духовно-творческой самореализации:

- принципы природосообразности, духовно-нравственных переживаний и открытости,

- принцип проективности в духовно-творческих замыслах и деятельности, веры и стремления к идеалу, целостности «Я-образа».

Развитие личности одаренных детей дошкольного возраста осуществляется с учетом духовно-нравственных ценностей общества, создает возможности для появления духовно-творческого продукта:

- принципы эмпатического и субъект-субъектного взаимодействия,

- принцип толерантности, ценностно-мотивационной (смысловой) направленности самореализации, полисубъектности,

- принцип созидательной направленности взаимодействия, императивного поведения личности, гуманизма.

Развитие личности одаренных детей дошкольного возраста напрямую зависит от организации образовательного творческого пространства ДОУ:

 - принцип сочетания и реорганизации природных потенциалов и качеств ребенка под воздействием условий жизнедеятельности, средового воздействия и взаимодействия;

- культурно ориентированный принцип, ценностный принцип, деятельностно-ориентированный принцип и принцип творческого развития личности ребенка дошкольного возраста.

Проблема организации педагогического процесса, развивающего одарённость, рассматривается в работах Ю.К. Кулюткина, М.И. Махмутова, А.М. Матюшкина, В.И. Панова, А.В. Хуторского и др. Исследователи отмечают, что следует осуществлять системное формирующее воздействие развития личности одаренных детей дошкольного возраста через определенный комплекс психолого-педагогических условий. Среда, в которой развития личности одарённого дошкольника могла бы актуализироваться, должна обладать следующими особенностями:

  • Высокой степенью неопределенности и богатством возможностей. Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых. Многовариативность обеспечивает возможность нахождения путей решения. Кроме того, такая среда должна содержать образцы креативного поведения и его результаты.

  • Предметно-информационное обогащение среды. Предполагает наличие необходимого (максимального) материального и информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной среде, возможность любого их использования.

  • Активизация трансформационных возможностей предметно-пространственной среды. Предметно-пространственная среда должна быть способна к самым разным, неожиданным преобразованиям.

  • Гибкость в использовании времени, средств и материалов. Предполагает отсутствие прямых указаний, предоставление дошкольникам возможности самостоятельно ставить задачу, выбирать время, последовательность, способы ее решения.

  • Сочетание индивидуальной игровой и исследовательской деятельности с ее коллективными формами. Одаренного ребенка необходимо обучать не только в индивидуальной, но и коллективной творческой деятельности.

На основании выделенных психолого-педагогических условий, характеристик развивающей среды можно предложить следующие рекомендации по развитию личности одаренных детей дошкольного возраста:

1) вовлечение дошкольников в свободные игры со сверстниками;

2) моделирование для детей ситуаций незавершённости и открытости деятельности и мышления в отличие от жёстко заданных и строго контролируемых условий;

3) акцент на вовлечение дошкольников в специфические детские виды деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.);

4) разрешение и поощрение высказывания множества вопросов;

5) использование в обучении дошкольников провокационных вопросов (постановка проблем или затруднений, для устранения которых нет известных средств), стимуляция выработки детьми собственных средств осуществления деятельности, а не принятие готовых;

6) привлечение внимания к интересам детей со стороны воспитателей и родителей, предоставление детям возможностей осуществления совместной с взрослыми деятельности, наличие в окружении ребенка образцов и результатов взрослой креативности;

7) обеспечение предметно-информационной насыщенности развивающей среды (наличие необходимого информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной микросреде, в т.ч. современные ИКТ-средства, возможность разнообразного их использования детьми);

8) стимулирование самостоятельности и независимости дошкольников, формирование ответственности за себя и свое поведение;

9) использование аргументированной оценки для анализа действий, а не для награды или осуждения;

10) создание атмосферы взаимопонимания (принятия) и возможности спонтанной экспрессии, творческого использования знаний.

Образовательная среда рассматривается как развивающая, если обеспечивает возможности:

  • для проявления творческой природы психики (в виде психических процессов, психических состояний и личностного сознания человека, а также в виде общих или специальных способностей),

  • для удовлетворения природной и социальной потребности индивида в творческом самовыражении в разных сферах психики (телесной, эмоциональной, интеллектуальной, личностной и духовно-нравственной) и в разных видах социально-значимой деятельности;

  • для удовлетворения потребности в овладении умениями и навыками, представляющими инструментальный аспект проявления творческой природы психики и позволяющими выразить свою творческую индивидуальность в социально принятых формах самовыражения;

  • для усвоения личностью социальных ценностей и органичной трансформации их во внутренние ценности.

Следовательно, для развивающего образования предметом развития выступает психическое развитие как актуализация природных возможностей ребенка к саморазвитию. Оно включает в себя, кроме мышления и перцептивную, эмоциональную, духовно-нравственную, психомоторную сферы психики.

В психологическом отношении развивающее образование должно обеспечивать формирование у ребенка способности быть субъектом своего развития. Необходимым условием этого является формирование рефлексивного отношения к тому, что делает, зачем делает и как он это делает.

Деятельность воспитателя при этом естественно тоже меняется. На смену репродуктивной деятельности по передаче знаний приходит творческая, продуктивная деятельность по проектированию и созданию пространственно-предметного, социального и психодидактического компонентов образовательной среды.

В связи с этим при организации воспитательно-образовательного процесса с одаренными дошкольниками приоритет переходит к психологическим целям создания социальных и образовательных условий для раскрытия и развития природных задатков детей, а также для удовлетворения их естественной (природной) потребности в саморазвитии.

Поэтому при разработке образовательных программ, а также при проектировании и реализации их на конкретных занятиях сначала должны ставиться задачи психического развития. А дидактическое содержание этих занятий должно быть использовано как средство личностного, художественного, физического развития способностей ребенка.
























Список используемой литературы



1.Хромова Т.В. Панов В.И., Колосова М.А. Образовательная среда для обучения и развития детей с разными видами одарённости // Работа с одарёнными детьми в образовательных учреждениях Москвы. Выпуск №2 / Отв. ред. Л.Е. Курнешёва. М., 2004.

2. Хуторской А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. М., 1998.

3. Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению детей с признаками одаренности // Вопросы психологии. 1996. №3. С. 34-43.

4. Рабочая концепция одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. 2-е изд., расш. перераб. М., 2003.

5. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2000.

6. Савенков А.И. Психология детской одаренности. М., 2010.