СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей "Профилактика речевых нарушений"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вашему вниманию представляется консультативный материал для родителей детей дошкольного возраста "Профилактика речевых нарушений". 

  • Как сделать, чтобы речь ребёнка развивалась без задержек и нарушений?
  • Какие предпосылки ведут к успешному становлению речевой системы?
  • Легкие и доступные приемы и упражнения, с которыми справится каждый родитель.

Ответы на эти вопросы вы найдете ознакомившись с данной разработкой. 

Также данный материал подойдет для оформления логопедического стенда.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Профилактика речевых нарушений"»

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

















Основные направления профилактической работы:

Развитие фонематического слуха

Развитие артикуляционной моторики

Развитие мелкой моторики

Развитие речевого дыхания



























Развитие фонематического слуха





Ф онематический слух – способность воспринимать звуки речи - фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак – лак – мак.

Хорошо развитый фонематический слух обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, четкое и внятное произнесение слов в соответствии с общепринятыми нормами.

Работа по развитию фонематического слуха проводится в два этапа:

  1. Развитие слухового внимания

И гры со звучащими игрушками, например, «баночки-шумелочки» – направлены на узнавание неречевых звуков;

И гры, направленные на восприятие ритма;

Например, взрослый отстукивает определенный ритм, а ребенок повторяет. Сложнее, когда ребенок не видит, какой ритм отстукивает взрослый, а только лишь воспринимает на слух.

  1. Развитие фонематического восприятия

Игры «Три медведя»«Как семья разговаривает», «Близко-далеко», «Громко-тихо» - направлены на различение звуков по высоте, силе, тембру;

И гры на различение близких по звуковому составу слов:

  • Игра «Внимательные ушки»

В

зрослый просит ребенка поднять руку, если он произнесет слово неправильно, если правильно – хлопнуть в ладоши.

  • Игра «Какое слово отличается»

Из четырёх слов, произнесённых взрослым, ребёнок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных. (Например, ком-ком-кот-ком, канава-канава-какао-канава,утёнок-утёнок -утёнок-котёнок,будка-буква-будка-будка и тд)





Развитие артикуляционной моторики

Х орошая дикция – основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависит от активной и правильной работы артикуляционного аппарата. Развивать артикуляционный аппарат помогают специальные упражнения.

Правила проведения гимнастики:


1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы навыки закреплялись и становились более прочными.

2. В любом упражнении все движения осуществляются последовательно, сначала упражнения делаются в медленном темпе, затем темп может нарастать.

3. Гимнастику желательно делать сидя перед зеркалом в эмоциональной или игровой форме.

4. Нужно следить за правильностью выполняемого упражнения.

5. Всегда хвалить ребенка за успехи, которые он делает.


Примеры упражнений:

« Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.

« Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху, потянуть к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 сек.

«Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 сек.

« Горка». Рот приоткрыть. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Язык приподнять вверх. Спинка языка должна быть выгнута, как горка. 15 сек.

« Трубочка». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнить в медленном темпе 10 - 15 раз.

« Часики». Растянуть губы в улыбку. Рот приоткрыть. Кончиком узкого языка попеременно дотрагиваться до уголков рта. Проделать 10-15 раз.

«Качели». Открыть рот, как будто произносим звук А. Высунуть узкий язык. Тянуться попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Выполнить 10-15 раз.

« Вкусное варенье». Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу, убрать язык в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз.

« Грибок». Раскрыть рот, присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от неба сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть, держать 15 сек.



Развитие мелкой моторики





Мелкая моторика – это способность ребёнка выполнять мелкие и точные движения кистями и пальчиками рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.

У пражнения на развитие мелкой моторики так же, как и артикуляционные упражнения должны, проводиться систематически.

Некоторые приемы работы:


Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.

Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.

Завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках.

Заводить будильник, игрушки ключиком.

Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками.

Резать ножницами (желательно небольшого размера).

Конструировать из бумаги («оригами»).

Рисовать узоры по клеточкам в тетради.

Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.

Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.

Делать пальчиковую гимнастику.

Рисовать на манке или песке.


Развитие речевого дыхания







Речевое дыхание отличается от обычного дыхания более глубоким коротким вдохом и ротовым длинным выдохом. Цель тренировки речевого дыхания – выработка именно плавного длительного выдоха, а не умения вдохнуть побольше воздуха.


Упражнения на выработку длительного плавного речевого выдоха необходимо проводить систематически и не длительно (1-2 минуты).


Важно следить, чтобы ребенок выдыхал воздух, а не раздувал щеки.


Примеры упражнений:


« Чей пароход дольше гудит». Для этого понадобится чистый пузырёк с горлышком небольшого диаметра. Чтобы он загудел, нижней губой надо слегка коснуться края пузырька. Воздушная струя должна быть сильной.

  «Погрей руки». Взять вдох через нос, сделать паузу и подуть на «озябшие» руки плавно выдыхая через рот.

«Прокати карандаш». Для этого необходимо сделать правильный вдох носом, и выдыхая через рот, прокатить по гладкой поверхности круглый карандаш. А для усложнения, когда ребёнок овладеет этим навыком, ему можно предложить карандаш с гранями.

« Трубочка». Для этого понадобятся короткие трубочки, ватные шарики, кусочки бумаги. Сделайте вдох через нос подуйте через короткую трубочку на предмет, плавный длинный выдох. Можно усложнить задание, увеличив расстояние от трубочки до предмета.

«Бурлящая вода». Для этого понадобится стакан с водой (не полный) или можно использовать бутылку. Вдохнуть носом и подуть в стакан или бутылку через трубочку. Выдох должен быть ровный и длинный – тогда вода будет долго и равномерно бурлить.

«Мыльные пузыри». Вдох носом, пауза и длинный плавный выдох через рот. Чей пузырь будет лететь дольше?







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!