Консультация для родителей
«Работа над чёткостью дикции и интонационной выразительностью речи».
Подготовила
учитель-логопед:
Бойченко К.А.
Выразительность речи – это умение внятно,
убедительно и в то же время по возможности
сжато выражать свои мысли и чувства;
умение интонацией, выбором слов,
построением предложений, подбором фактов,
примеров действовать на слушателя и читателя
(Н. С. Рождественский).
При обследовании дошкольников обычно выявляются следующие нарушения интонационной выразительности речи:
• недостаточная модуляция голоса по силе и высоте (голос либо чрезмерно громкий, либо чрезмерно тихий, «иссякающий», характерен узкий высотный диапазон голоса);
• нарушения тембра (глухой, хриплый или резкий, напряжённый, дрожащий);
• недостаточная координированность движений дыхательной, голосовой и артикуляторной мускулатуры;
• нарушения мелодической организации высказываний (речь невыразительная, наблюдаются трудности мелодического оформления повествовательных, вопросительных и восклицательных высказываний);
• трудности восприятия и воспроизведения детьми эмоциональных значений интонации;
• нарушения темпа (ускоренный, замедленный) и ритма речи (скандированный, растянутый);
• нарушения дыхательной функции (ослабленное речевое дыхание, короткий речевой выдох, сбои дыхательного ритма во время речевого акта).
Выразительность является качественной характеристикой речи, это важный показатель речевой культуры личности.
Ребенок с выразительной речью чувствует себя более раскованно и уверенно в любой обстановке благодаря тому, что может адекватными средствами выразить мысли и чувства, показать свою творческую индивидуальность. Чем богаче и выразительнее речь ребёнка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи.
Эффективность формирования выразительной речи во многом зависит от организации активного участия родителей в процессе формирования выразительной речи у дошкольников.
Родители смогут принять активное участие в развитии выразительной речи у своих детей, если воспользуются следующими эффективными приёмами формирования выразительной речи.
Цель: развивать артикуляционную моторику.
Взрослый показывает на символы гласных звуков, а ребёнок должен показать эти звуки губами, беззвучно.
Цель: развивать речевое дыхание.
Ребёнок делает вдохи, а на выдохах произносит ряд гласных звуков: а-у-и и т. п.
Цель: развивать чувство ритма, закреплять умение соединять речь с движением.
Сам, сам самолёт. / Два хлопка, руки в стороны.
Тут и там самолёт. / Два хлопка, руки в стороны.
Самолёт низко – высоко. / Руки вниз, вверх.
Самолёт близко – далеко. / Руки к себе, от себя.
Цель: развивать умение владеть силой и высотой голоса, мимикой, жестами.
Дети становятся артистами и превращаются в разных животных: медведя, мышку, лису и др. Они произносят потешки.
Например:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок!
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошка!
Образец взрослого выразительного чтения произведения.
Характеристика персонажа, помогающая подобрать нужную интонацию.
Заучивание произведений с использованием мимики, движений, жестов.
Специальные задания учителя- логопеда.
Данные приёмы будут результативны, если соблюдать некоторые условия. А именно:
! систематически работать над выразительностью речи;
! быть личным примером для ребёнка;
! выполнять рекомендации педагогов;
! закреплять поставленные логопедом звуки;
! быть по отношению к ребёнку терпеливым, доброжелательным, не скупиться на похвалу;
! создавать мотивацию для занятий с малышом.