СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей "Работа над чёткостью дикции и интонационной выразительностью речи"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа над чёткостью дикции и интонационной выразительностью речи

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Работа над чёткостью дикции и интонационной выразительностью речи"»

Консультация для родителей

«Работа над чёткостью дикции и интонационной выразительностью речи».


Подготовила

учитель-логопед:

Бойченко К.А.



Выразительность речи – это умение внятно,

убедительно и в то же время по возможности

сжато выражать свои мысли и чувства;

умение интонацией, выбором слов,

построением предложений, подбором фактов,

примеров действовать на слушателя и читателя

(Н. С. Рождественский).

При обследовании дошкольников обычно выявляются следующие нарушения интонационной выразительности речи:

• недостаточная модуляция голоса по силе и высоте (голос либо чрезмерно громкий, либо чрезмерно тихий, «иссякающий», характерен узкий высотный диапазон голоса);

• нарушения тембра (глухой, хриплый или резкий, напряжённый, дрожащий);

• недостаточная координированность движений дыхательной, голосовой и артикуляторной мускулатуры;

• нарушения мелодической организации высказываний (речь невыразительная, наблюдаются трудности мелодического оформления повествовательных, вопросительных и восклицательных высказываний);

• трудности восприятия и воспроизведения детьми эмоциональных значений интонации;

• нарушения темпа (ускоренный, замедленный) и ритма речи (скандированный, растянутый);

• нарушения дыхательной функции (ослабленное речевое дыхание, короткий речевой выдох, сбои дыхательного ритма во время речевого акта).

Выразительность является качественной характеристикой речи, это важный показатель речевой культуры личности.

Ребенок с выразительной речью чувствует себя более раскованно и уверенно в любой обстановке благодаря тому, что может адекватными средствами выразить мысли и чувства, показать свою творческую индивидуальность. Чем богаче и выразительнее речь ребёнка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи.

Эффективность формирования выразительной речи во многом зависит от организации активного участия родителей в процессе формирования  выразительной речи у дошкольников.


Родители смогут принять активное участие в развитии выразительной речи у своих детей, если воспользуются следующими эффективными приёмами формирования выразительной речи.


  • Упражнение  «Покажи губами звуки» 

Цель: развивать артикуляционную моторику.

Взрослый показывает на символы гласных звуков, а ребёнок должен показать эти звуки губами, беззвучно.

  • Упражнение   «Потяни звук» 

Цель: развивать речевое дыхание.

Ребёнок делает вдохи, а на выдохах произносит ряд гласных звуков: а-у-и и т. п.


  • Упражнение «Самолёт» 

Цель: развивать чувство ритма, закреплять умение соединять речь с движением.

Сам, сам самолёт. / Два хлопка, руки в стороны.

Тут и там самолёт. / Два хлопка, руки в стороны.

Самолёт низко – высоко. / Руки вниз, вверх.

Самолёт близко – далеко. / Руки к себе, от себя.


  • Упражнение «Артисты» 

Цель: развивать умение владеть силой и высотой голоса, мимикой, жестами.

Дети становятся артистами и превращаются в разных животных: медведя, мышку, лису и др. Они произносят потешки. 

Например:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок!

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошка!

  • Образец взрослого выразительного чтения произведения.

  • Характеристика персонажа, помогающая подобрать нужную интонацию.

  • Заучивание произведений с использованием мимики, движений, жестов.

  • Специальные задания учителя- логопеда.

Данные приёмы будут результативны, если соблюдать некоторые условия. А именно:

! систематически работать над выразительностью речи;

! быть личным примером для ребёнка;

! выполнять рекомендации педагогов;

! закреплять поставленные логопедом звуки;

! быть по отношению к ребёнку терпеливым, доброжелательным, не скупиться на похвалу;

! создавать мотивацию для занятий с малышом.