КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Развитие фонематического слуха у учащихся младшего школьного возраста как часть работы по профилактике дисграфии
«Фонематический слух - основа правильной речи»
С нарушениями детской речи сталкиваются практически все родители. Очень редко удаётся избежать тех или иных проблем, появляющихся при освоении ребёнком родного языка. Самые распространённые трудности – со звуками. Сразу правильно и чётко произносить все согласные получается далеко не у всех. Чистая речь ребёнка зависит не только от умения выговаривать «проблемные» звуки, но и от умения их различать. Физический слух – это способность слышать окружающие звуки.
Речевой слух – это умение анализировать услышанные звуки речи. Фонематический слух – это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи.
Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь заменив в слове даже один звук, мы можем получить совершенно иное слово: «Дом-том», «бочка-почка», коза-коса»…
Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух. Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека.
Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение и называется фонематическим слухом.
Всем детям необходимо развивать фонематический слух, особенно детям с речевыми проблемами. Порой ребёнок не замечает, что он неправильно произносит звуки. Тренировать фонематический слух просто необходимо! Чем раньше с ребёнком начата работа по развитию фонематического слуха, тем успешнее будет идти общее развитие ребёнка, тем грамотнее он будет писать и читать.
Поиграйте с ребенком в игры на развитие фонематического слуха. Цель игровых упражнений – научить ребенка слушать и слышать. Вскоре Вы заметите, что ребёнок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию, исправить дефектное произношение.
Игры на развитие фонематического слуха.
1.Поймай звук.
Цель: развивать умение слышать заданный звук, «поймать» заданный звук. Попросите ребёнка хлопнуть в ладоши, когда он услышит звук «А»: О-У-А-И-Э… Аналогичная работа с другими гласными звуками: О, И, У, Ы, Э.
2.Повтори за мной.
Цель: развивать фонематический слух, умение повторить за взрослым цепочку гласных звуков в разной последовательности. Попросите ребёнка повторить за вами звуки: А-О-И, И-У-Ы, … И-О-А-Ы-Э, У-О-И-А-Ы, … АО, ИУ, ЫА, УЭ… АО - ИУ, ЫА - УЭ…
3.Назови одинаковый звук в словах.
Цель: развивать фонематический слух, слышать и называть слова с одинаковым звуком. Взрослый произносит три-четыре слова, с заданным звуком: Собака, колбаСа, ноС – дети должны назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах.
4.Назови первый звук в слове.
Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове. Взрослый показывает игрушку (картинку), например, слон и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Взрослый говорит: СССлон. Затем показывает игрушки или картинки животных, игрушек и т. д. и просит «Назови первый звук в слове».
5. Назови последний звук в слове.
Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове. Взрослый показывает игрушку (картинку), например, кот и предлагает определить, какой звук в конце слова. Для этого - проговаривать чётко слово и последний звук голосом выделять громче: коТ, соМ, трактоР, малыШ… Затем показывает игрушки (картинки) животных, игрушек и т. д. и просит «Назови последний звук в слове».
6. Придумай имя (слово).
Цель: учить подбирать слова на заданный звук. Придумай имя на заданный звук, например, звук С – Слава, София, Света, Сергей; сок, сумка, слон, салат…
7. Отвечай, не торопясь.
Цель: совершенствовать фонематический слух, называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове, подбирать слова с одинаковым звуком. Задания на сообразительность, проверить, как ребёнок научился слышать и выделять определённые звуки в словах. - Найди в комнате предметы, в названии которых есть звук К.. (кукла, кубики, карандаши, книга..); - Подбери слово, чтобы первый звук был М… (Маша, муха, машина…); - Придумай слово, которое начинается на последний звук в слове - самолёт.
8. Собери слово.
Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза. Взрослый: Я назову звуки по очереди, а ты соберите слово: О, С, А – оса, Ж, У, К – жук, К, О, З, А- коза, К, О, Ш, К, А – кошка…
9. Разбери слово. Цель: формирование навыка звукового анализа и синтеза. Взрослый предлагает ребёнку разобрать слово на звуки: бык – Б-Ы-К, роза – Р-О-З-А, машина – М-А-Ш-И-Н-А…
Уважаемые родители! Развивая фонематический слух, Вы облегчите ребёнку процесс освоения чтения и письма.
Рекомендации подготовила:
учитель – логопед
Васянина В.О.