СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей "Развитие графомоторных функций и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие графомоторных навыков зависит от качества мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений, а также от уровня сформированности психических процессов внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений.

 С детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо проводить целенаправленную работу по формированию графомоторных навыков, а также специальные игры и упражнения на развитие крупной и мелкой моторики, пространственной ориентировки. Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Развитие графомоторных функций и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста"»


КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

«РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Практика показывает, что научение письму остается одним из сложных и трудных этапов для начинающих учиться в школе. Процесс формирования навыка не представляет для детей интереса, тем более увлечения. Он не дает возможность осознанно сформировать правильный графический навык. При знакомстве с написанием букв работа ведется в большей степени над начертаниями отдельных ее элементов, а не над ее целостным написанием.

Развитие графомоторных навыков зависит от качества мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений, а также от уровня сформированности психических процессов внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений.

С детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо проводить целенаправленную работу по формированию графомоторных навыков, а также специальные игры и упражнения на развитие крупной и мелкой моторики, пространственной ориентировки. Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики.

Для успешного овладения графомоторными навыками у ребенка должны быть сформированы следующие функции: - мелкая моторика; - зрительное восприятие; - пространственная ориентировка.

Несовершенство одной из данных функций затрудняет овладение графомоторными навыками, письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Коррекционная направленность занятий предполагает также работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерно наличие синкинезий, тонических движений, слабость мышц, неумение рационально распределять мышечные усилия, неловкость движений, недостаточная сформированность праксиса и т.д. Дети с двигательной недостаточностью на занятиях с трудом осваивают технику письма.

Из-за несовершенства моторики при обучении математике испытывают затруднения в работе со счетными палочками, линейкой. Идентичные трудности проявляются в процессе ручного труда, рисования. Моторное недоразвитие



тормозит овладение предметными действиями, а значит, и овладение ориентировкой в окружающем мире. Развитие графомоторных навыков зависит от качества мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений, а также от уровня сформированности психических процессов внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений.

Несовершенство одной из данных функций затрудняет овладение графомоторными навыками, письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Поэтому с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо проводить целенаправленную работу по формированию графомоторных навыков, а также игры и упражнения на развитие крупной и мелкой моторики.

Для проведения игр и упражнений по развитию моторики применяется следующее специальное оборудование: — разнообразные мелкие предметы (пуговицы, бусинки, камешки, зерна, орешки, скрепки канцелярские, кнопки и др.) и различные коробки, банки, лотки для их раскладывания; — свободные катушки для наматывания на них ниток, веревочек, проволочек; — дощечки и игрушки-шнуровки «Чудо- шнуровка» с множеством отверстий для сшивания и вышивания шнуром; — различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, слипы; — наборы веревочек и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов; — наборы пластмассовых или деревянных палочек, разноцветные прищепки; — различные виды мозаики, конструкторов, пазл.

Для формирования тонко координированных графических движений полезны следующие упражнения: — штриховка в разных направлениях с различной силой нажима и амплитудой движения руки; — раскрашивание листа в разных направлениях с ограничением и без ограничения закрашиваемой поверхности; — обведение рисунка по контуру, копирование; — рисование по опорным точкам; — дорисовывание изображений; — рисование по клеточкам и на другой ограниченной поверхности; — графический диктант; - выкладывание ниток по контуру различных изображений, которые нанесены или вырезаны из бархатной бумаги.

Кинезиологические упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

В процессе работы развивается сила руки, еѐ ловкость, переключаемость с



одного вида движений на другой, так же внимание, глазомер, зрительная память, усидчивость, аккуратность, фантазия, образное мышление, подготовка руки к письму.

С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений: —лепка из глины, пластилина, теста; — аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга); — аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином); — конструирование из бумаги (оригами); — рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»; — игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным); — сортировка бобов, фасоли, гороха, а также перебор круп (пшено, гречка, рис); — собирание пазлов; — составление контуров предметов из палочек сначала более крупных размеров, а затем более мелких (стол, дом, треугольник, машина); — сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки), разных по величине, форме, материалу.

Очень хорошо себя зарекомендовала и разнообразная предметная деятельность, сочетающаяся с навыками самообслуживания, которая также способствует развитию мелкой моторики: - имитационные движения для кистей рук: - мытье рук перед едой; - стряхивание воды с кисти; - полоскание белья; - надевание перчаток; - поглаживание кошки.

Для улучшения подвижности пальцев, развития их силы и гибкости, улучшения почерка, снижения физической усталости и морального напряжения во время занятий применяются пальчиковые игры и массаж «активных точек» на пальцах и ладонях. Развивая моторику, мы создаѐм предпосылки для становления многих психических процессов.

Таким образом, с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо проводить целенаправленную работу по формированию графомоторных навыков, а также специальные игры и упражнения на развитие крупной и мелкой моторики, пространственной ориентировки.