Консультация для родителей
«Развитие и коррекция ориентировки во времени и пространстве,
как одно из приоритетных аспектов
в развитии математических представлений»
Учитель-дефектолог Золотихина Е.В.
Познание ребенком времени, пространства и ориентировка в нем – процесс сложный и длительный, а развитие пространственных представлений требует специального обучения. Развитие пространственно-временной ориентировки происходит в неразрывной связи с развитием его речи и мышления, с помощью которых он абстрагирует и обобщает пространственные признаки и отношения между воспринимаемыми предметами. Существенные изменения в восприятии пространства наблюдаются в связи с появлением в его словаре специальных слов, обозначающих форму, величину и пространственное расположение предметов и вещей. Благодаря овладению речью восприятие пространства поднимается на новый, качественно более высокий уровень, происходит образование пространственных представлений. На каждом этапе в действие включена речь. Включаясь в уровневую структуру пространственных представлений, речь выступает, с одной стороны, как средство выражения сложной системы пространственных знаний, а с другой — как организатор ориентировки в категориях пространства. Особенности развития речи детей обусловливают и специфику формирования когнитивной сферы, включающей пространственные представления. Пространственно-временная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и времени их словесного 2 обозначения пространственно-временных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами). Определение времени опирается на общепринятую систему мер -эталонов: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Пространственные и временные отношения могут достигать большой сложности, а отражение их – высокого уровня обобщенности, но простейшие их формы доступны для восприятия маленького ребенка. Пространственно-временные представления в жизни ребенка имеют приоритетное значение, поскольку они одновременно с восприятием являются основой для развития внимания, мышления, памяти, речи и воображения. Основой формирования ориентировки во времени и пространстве у детей, является развитие мыслительных умений и способности, которые позволяют осваивать новое с помощью игровых методов и приемов. Временно-пространственное представление у детей формируется и развивается не только с помощью дидактических, подвижных игр, игровых упражнениях, но и в повседневной жизни, режимных моментах: при умывании, одевании, приеме пищи, во время утренней гимнастики, активном отдыхе, в самостоятельной поисковой деятельности - в контексте разных видов деятельности. Игровая форма обучения повышает настроение детей, способствует поднятию эмоционального ритма, тем самым формируя умения и навыки ориентировки во времени и пространстве, развитию математических представлений в целом. Ведущая роль, безусловна, принадлежит родителям. Для формирования ориентировки в схеме собственного тела и тела другого субъекта мы рекомендуем следующие игры и упражнения.
Картотека игр на развитие и коррекцию ориентировки во времени
и пространстве для детей начальной школы с ЗПР
«Вот какой я». Ребенок выполняет действия по инструкции: «Покажи правую, левую руку», «Покажи правый глаз, левое ухо», «Покажи правое ухо у мамы, папы» и т.п. Параллельно уточняются те названия парных частей тела, которые с трудом закрепляются в словаре («голень», «бедро», «щиколотка», «запястье», «стопа», «кисть», «плечо» и т.д.).
«Ладошки и следы». На ковре в произвольном порядке разложены изображения вырезанных по контуру ладоней и ступней. Ребенок находит пары, затем предлагается пройти по следам с учетом асимметрии отпечатков следов. По мере усложнения игры предлагаются разные варианты дорожек: прямая, перекрестная, кривая.
«Наводим порядок». Перед ребенком в произвольном порядке разложены варежки, перчатки, расставлены тапочки, чешки и т.д. предлагается найти пару, правильно поставить туфли, надеть перчатку на правую руку и т.п. Также можно предложить определить правый и левый рукава у блузки, лежащей спинкой вверх; потом спинкой вниз, определить левый и правый карманы у джинсов (вид спереди и сзади).
Все выше перечисленные игры и упражнения были предложены на формирование умения ориентироваться в трехмерном пространстве. Значительное место в работе по формированию пространственных представлений отводилось развитию умения ориентироваться в двухмерном пространстве, т.е. на плоскости (поверхность стола, лист картона или бумаги, тетрадь в клетку: верхняя ее часть, нижняя, правая, левая, середина). При выполнении заданий, связанных с ориентировкой на плоскости, у детей закрепляются представления о схеме тела, развивается умение ориентироваться в пространственном положении предметов, а также в различных направлениях пространства на плоскости. Развитию умения ориентироваться на плоскости листа в клетку способствуют различные графические диктанты, в которых совершенствуются также графические навыки и навыки счета. Игры и упражнения на ориентировку в двухмерном пространстве развивают не только пространственные представления у детей. Включая элементы рисования, аппликации, конструирования, они совершенствуют изобразительные навыки. Игры и упражнения, направленные на развитие и уточнение временных представлений, способствуют не только развитию временных представлений, но и совершенствованию лексического и грамматического компонента речи. Словарь ребенка обогащается новыми понятиями, связанными со временем.
При работе над развитием временных представлений необходимо рассматривать следующие понятия: сутки, неделя, вчера, сегодня и завтра, быстро – медленно, времена года, месяцы, семья, возраст и роли в семье, понятия, определяющие последовательность событий («после», «перед», «сейчас», «потом» и т.д.)
«Закончи предложение»: - Завтракаем мы утром, а обедаем - … - Солнце светит днем, а луна – … - Спим мы ночью, а зарядку делаем …
Для уточнения временных понятий «сегодня», «завтра», «вчера» также используем словесные дидактические игры и игровые упражнения, например: «Продолжай!» - «В кино мы ходили…» (вчера). - «Гости у нас были…» (сегодня). - «Рисовать мы будем…» (завтра) и т. п.
Для уточнения понятий «быстро — медленно» используется упражнение «Закончи предложение»: (предлагаются пары слов) - «Черепаха ползет …, а заяц скачет…». - «Пешеход идет …, а машина едет …». - «Жук летит…, а гусеница ползет…» и т.д.
При знакомстве с днями недели объясняем детям, что сутки, которые люди обычно называют словом день, сменяются одни другими и имеют свои названия, 7 суток составляют неделю. Последовательность дней каждой недели всегда одна и та же: понедельник, вторник и т. д. Остановимся на некоторых средствах развития временных представлений. Для того чтобы ребенок лучше усвоил название дней недели, их последовательность, на практике следует знакомить с происхождением названий дней. Например, понедельник – первый день недели, вторник –второй, 7 среда – третий (средний), четверг – четвертый, пятница – пятый, суббота – шестой (конец недели), воскресенье – седьмой (выходной день). В связи с тем, что время сложно для восприятия дошкольников, следует использовать цветовую и цифровую модель недели.
Для закрепления и уточнения знаний о днях недели проводятся следующие игры и упражнения: «Покажи соответствующую цифру». Взрослый называет определенный день недели, ребенок должен показать соответствующую ему цифру (понедельник – цифра 1, четверг – цифра 4 и т.д.) «Закончить предложения». Взрослый читает предложения и предлагает вставить пропущенные названия дней недели. - «Если сегодня понедельник, то завтра будет…». - «Если сегодня четверг, то завтра будет…». - «Если сегодня суббота, то завтра будет …». - «Если сегодня пятница, то вчера был…». - «Если сегодня вторник, то вчера был…». «Вставить в предложения пропущенные слова». Взрослый читает предложения и предлагает вставить пропущенные слова: - «Золушка шила платье с понедельника по среду. Значит, она работала… дня». - «Буратино и Пьеро выступали в театре с четверга по воскресенье. Значит, они выступали … дня». - «Незнайка пошел в поход и шел четыре дня. Вышел он во вторник, а закончил свой поход в …». - «Чиполлино копал грядку три дня. Начал он работу в среду, а закончил ее в …». - «Наф-Наф строил дом. С понедельника по четверг он возводил стены. А за следующие два дня он сделал крышу. Сколько дней Наф-Наф возводил стены? В какой день недели Наф-Наф закончил делать крышу? Сколько всего дней строился дом?». «Догадайся, о каком времени года идет речь». Взрослый читает небольшой текст, ребенок по содержанию определяет время года. - «Сегодня плохая погода. На улице холодно. Дует сильный ветер, почти весь день идет дождь. С деревьев опадают листья.» (осень) - «Вокруг лежит снег. Люди одеты в теплую одежду. Дети катаются на лыжах и санках.» (зима) «Когда это бывает?» (загадки о временах года) «Составь картинку». Взрослый предлагает нарисовать картинку с изображением явлений природы, характерных для того или иного времени года.
Для закрепления представлений о разных временных понятиях используются следующие дидактические игры и упражнения: «Наоборот». Ребенок дополняет начатую взрослым фразу, подбирает слова противоположного значения (утро — вечер, сначала — потом, быстро — медленно и т. п.), определяет, что дольше: день или неделя, неделя или месяц, месяц или год. «Короче – длиннее»: неделя или месяц, 5 часов или сутки, 7 суток или неделя, 20 месяцев или один год? Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали ребенку существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость. Быстрому запоминанию временных представлений содействует чтение книг С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев», В. Каверина «Песочные часы», Е. Шварца «Сказка о потерянном времени», В. Даля «Старик-годовик».
В процессе ознакомления с временными представлениями старших дошкольников можно использовать музыкальные произведения, например, альбом П.И. Чайковского «Времена года». Используя подобранный материал, постепенно ребенок в игровой форме легко и непринужденно учится справляться с окружающим пространством, учится ориентироваться также и во времени. Это – не просто практический навык, но и весьма эффективный способ развития мышления ребенка.