Консультация для родителей
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
Воспитатель:Путимцева Г.А.
"Как важен для человека дар слова! К. С. Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно - в первые годы жизни. И очень важно помочь ребенку как можно успешнее овладеть прекрасным даром."
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка.
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей младшего возраста, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию: ухудшение состояния здоровья детей; существенное сужение объёма «живого» общения родителей и детей; глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе. Эмоциональная холодность в семье неблагоприятным образом сказывается на психическом развитии ребёнка, общении.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых развивается речь детей.
Я работаю с детьми младшего дошкольного возраста и наблюдаю за детьми, за их развитием. Игра – ведущая деятельность ребёнка. Игра сопровождает ребёнка с рождения, остаётся с ним в детстве, отрочестве, вплоть до самого перехода в юность. Игра отражает ход мыслей и чувств детей, ведёт их по стезе познания реальности.
Основная задача в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь детям в освоении разговорной речи. В практической работе по развитию речи мы используем развивающие игры : игры-потешки, пальчиковые игры, фольклорные игры, музыкальные игры, дидактические игры, речевые игры, сюжетные подвижные игры, обыгрывание игрушек.
Развитие, обучение и воспитание малышей определяются условиями их жизни в детском саду и семье. Главная форма организации этой жизни в детском саду являются : игра и связанные с нею формы активности, предметно-практическая деятельность.
Таким образом, задачи речевого развития целесообразно решать через развивающие игры.
Речевая игра «Игрушки-шалуны» (с 2 лет)
Используйте для игры любую мягкую игрушку, например, кошку. Возьмите игрушку и скажите ребенку, что сегодня кошечка расшалилась:
Скачет , прыгает, играет,
А куда- сама не знает.
Посадите кошку на плечо ребенка и спросите : «Где киса?», а затем сами ответьте : «На плече». Затем посадите игрушку на голову ребенка и вновь спросите «Где киса? На голове». Кошку можно посадить ребенку на колени, на ладошку.
Точно так же кошечка прячется под разные предметы мебели , а вы комментируете ее действия : «Киска под столом, под стулом, под кроватью» и т.д.
В следующий раз кошечка будет прятаться за какие-либо предметы : за шкаф, за кресло, за дверь, за спину.
И наконец, киска устала шалить и легла отдохнуть. Вот она лежит у малыша на коленях и поет песенку : «Мур-мур-мяу!»
В следующий раз проведите игру с птичкой , подвешенной на нитке, которая «летает» по комнате и садится на разные предметы, игрушки, людей.
Музыкальная игра «Колечки» (сл.неизв.автора, мелодия укр.нар.песни «Ехал казак за Дунай»)
1. Вот колечко перед вами,
Поиграйте-ка вы с нами,
Вот и носик ,и глаза,
Даже ручка здесь видна.
(Показываем в колечко нос, глаз, руку.)
2 Управляем как рулем
Нашим маленьким кольцом.
Тихо- тихо не спеши,
Едут-едут малыши.
(Вращаем кольцо, как руль.)
3. Положи кольцо у ножки
И попрыгай-ка немножко,
1-2, 1-2-3,
На ребяток посмотри.
(Кладем кольцо на пол и прыгаем.)
4. Я колечко поднимаю,
На головку надеваю,
Покачаю головой,
Вот красивый я какой!
(Поднимаем кольцо, держим над головой.)
5. А теперь колечко взяли,
По дорожке побежали.
Осторожно, не спеши,
Побежали малыши.
(Берем кольцо, держим перед собой, бежим по кругу.)
Пальчиковая игра «Капуста»
Мы капусту рубим, рубим.
(ладошки движутся параллельно друг другу)
Мы морковку трем, трем.
(кулачки трут друг друга)
Мы капусту солим, солим.
( «солим» щепоткой)
Мы капусту жмем, жмем.
(пальчики сжимаем и разжимаем)
Пальчиковая игра «Семья»
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Этот пальчик- дедушка,
Этот пальчик- бабушка,
Этот пальчик- папочка,
Этот пальчик- мамочка,
Этот пальчик- я ,
(пальцы сгибаем по очереди от большого к мизинцу)
Вот и вся моя семья!
(пальцы разгибаем и показываем открытую ладошку)
Сюжетная подвижная игра «Вороны»
Дети изображают ворон. Они стоят стайкой и подражают движениям воспитателя, который говорит нараспев:
Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны,
Кар-кар, кар-кар!!!
Целый день они кричали,
Спать ребяткам не давали, кар-кар, кар-кар!
(Дети бегают по комнате, размахивая руками,
как крыльями, произнося «кар-кар-кар!»)
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают,
Кар-кар-кар!
(Садятся на корточки, ручки под щечку и закрывают глаза,
тихо произнося «кар-кар-кар!»)
Речевые игры являются естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игровая деятельность создаёт тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребёнка, позволяет определить уровень его знаний и представлений, что необходимо для дальнейшей эффективной работы воспитателя с каждым ребёнком.
У воспитанников пополнялся активный словарный запас, улучшился грамматический строй речи, развивались мыслительные процессы. Дети стали выражать свои эмоции посредством речи, замкнутые дети стали более общительными со сверстниками и воспитателями, стали лучше понимать других детей в группе.
В дальнейшем я планирую продолжать работу в данном направлении. Считаю целесообразным пополнить методическую копилку новыми играми, пособиями, конкретизировать материал для получения улучшенных результатов в своей работе. Планирую доработать материал для работы с родителями (разработать консультации, наглядность в групповую приёмную).