Консультация для родителей
Развитие речи детей 4–5 лет
Развивая речь - мы вступаем на путь познания
Развивая мысль – мы приближаемся к знанию
А. П. Кондарев
Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания.
Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые
возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллектуальные
способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты
жизнедеятельности.
Психологические исследования показывают, что дети средней группы
более любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и
природной действительности, нежели их младшие друзья, поскольку ближе к
5-ти годам:
• приобретаются навыки связной речи (последовательное наиболее полное
выражение своих мыслей);
• расширяется словарный запас: пополняется активный словарь (слова,
которые часто употребляются в повседневной жизни) и пассивный словарь
(ребенок не часто употребляет эти слова, но знает их значение, может
объяснить смысл) ;
• речь постепенно становится грамматически оформленной (правильное и
уместное употребление слов)
Кроме того, в этом возрасте возрастает устойчивость внимания к речи
окружающих, чем старше становится ребѐнок, тем большее влияние на его
речевое развитие оказывают семейное и общественное воспитание.
В возрасте 4-5 лет у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами,
некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие 2-х, 4-х стишья.
Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребѐнка
внимания к звуковой стороне речи, развивает речевой слух и требует всякого
поощрения со стороны взрослых.
Увеличение активного словаря (от 2900 и 3000 слов к концу года) создаѐт
ребѐнку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать
мысли. Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении
предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать
грамматические ошибки: например, неправильно изменяют глаголы «хочут»
вместо «хотят» и т. д. Мы взрослые, педагоги и родители должны исправлять
подобные речевые «ляпы» и предлагать правильный образец употребления
слов.
Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребѐнка
обязательно приведет к положительным результатам. Ведь речевой уровень
культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые
формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей
грамматически правильной речи.
Необходимо обратить внимание!
1) Развитие интонационной выразительности речи.
Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти
годам. Но, как правило, в детском саду при подготовке к утренникам,
разучивании стихотворений, инсценировок педагоги часто сталкиваются с
монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве случаев
это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для
передачи смысла высказываний. Попробуйте прочитать ребѐнку один и тот
же текст по-разному: монотонно и с интонацией. Ребѐнок сразу же заметит
разницу. Поэтому так важно при чтении литературных произведений детям,
обращать внимание на выразительность, темп своей речи, учить распознавать
интонации по эмоциональному фону и тренироваться в их употреблении. Для
этого прекрасно подходят ролевые игры или совместное обыгрывание
известных ребенку сказок.
2) Художественное слово в воспитании дошкольников.
Развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти,
умение внимательно слушать произведения художественной литературы,
сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту необходимые условия
не только для расширения кругозора, но и для общего развития ребенка.
Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и
педагогам для решения этой задачи. Больше читайте, придумывайте
совместно сказки и рассказы, обсуждайте явления природы, разучивайте
стихи – это поможет ребенку не только овладеть грамотной речью, но и
значительно расширит его познавательные способности.
3) Речь и мелкая моторика рук.
В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию
мелкой моторики, так как сначала развиваются тонкие движения пальцев рук,
затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в
прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. В
домашних условиях развитие мелкой моторики может быть не только
интересным занятием, но и полезным делом. Прополка грядок, сбор ягод,
лепка пельменей, плетение кос, распутывание ниток, вязание и вышивание,
стирка белья, вырезание различных поделок, лепка и т. д. – подарят радость
от совместной работы Вам и вашим детям, а так же решат одну из задач
развития речи.
А в заключение хотелось бы процитировать известного французского
писателя и педагога Жозефа Жубера, который говорил: «Детям нужны не
поучения, а примеры! ». Поэтому родитель всегда должен помнить, что
лучшее учение – это пример, а правильная грамотная речь - результат
общения взрослого с ребенком!
Предлагаю вместе с детьми поиграть в речевые игры:
Играйте с детьми в речевые игры.
· Один –много
Снег - …снега
Снежинка - …снежинки
Ветер -… ветры
Мороз - …морозы
Дерево - …деревья
Животный - … животные и т. д.
· Подбери слова – действия
Снег – (что делает) идѐт, метѐт, кружится, летит.
Солнце – (что делает) светит, но не греет, прячется за тучи.
Ветер – дует, воет.
Мороз – морозит, щиплет, кусает, румянит щеки.
Метель – метѐт, вьюжит.
· Скажите ласково.
Снег – снежок
Ветер – ветерок
Мороз – морозец
Дерево – деревце
Санки – саночки
· Нет чего?
Представьте что пришѐл волшебник, принѐс теплую погоду и унѐс всѐ
что бывает зимой. Я называю слово, а вы говорите «нет» и добавляете
слово. Например: трава – нет травы
Мороз – нет мороза
Ветер – нет ветра
Пурга – нет пурги
Метель – нет метели
Снег – нет снега
Снежинка – нет снежинки
Снежинки – нет снежинок
Лѐд – нет льдинки
Сугробы – нет сугробов
· Подбери слова – действия
Снег – (что делает) идѐт, метѐт, кружится, летит.
Солнце – (что делает) светит, но не греет, прячется за тучи.
Ветер – дует, воет.
Мороз – морозит, щиплет, кусает, румянит щеки.
Метель – метѐт, вьюжит.