Родительское собрание в старшей группе.
Тема: Работа логопеда. Взаимосвязь с родителями.
«Как научить ребенка говорить правильно?»
На первом собрании важно показать целостную картину структуры речи, взаимосвязь ее компонентов, дать понять родителям, что работа по исправлению речевых нарушений – это не одномоментное явление, а достаточно длительный, кропотливый, но интересный путь совместных занятий со своим ребенком. Собрание необходимо провести на позитивном уровне, внушая родителям чувство уверенности в преодолении проблем речевого развития. Собрание проходит с опорой на презентацию, подготовленную специально для данного мероприятия. Форма проведения данного собрания заинтересует не только логопедов дошкольных учреждений, но и всех педагогов, ищущих новые формы работы с родителями.
Цель: Создание мотивации у родителей к совместными занятиям с детьми по исправлению и развитию речи.
Задачи:
- Познакомить родителей с основными компонентами речи;
- Познакомить с приемами работы по исправлению и развитию компонентов речи, доступных родителям в домашних условиях;
- Настроить родителей на сотрудничество в работе по исправлению недостатков речевого развития.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, доска магнитная (мольберт), лепестки ромашки из белой бумаги, изображения чайника. лошади, машины. мяч, варежка из наждачной бумаги, индивидуальные зеркала, картинные планы для описания предметов.
Ход собрания:
Уважаемые родители! Сегодня я пригласила вас для того, чтобы
познакомить вас с работой логопеда, рассказать о том, как мы будем с вами заниматься над исправлением речи наших детей.
Давайте разберемся в начале что же такое речь ребенка и познакомимся с приемами работы по исправлению речевых нарушений.
Что же такое речь? Кто как представляет себе речь своего ребенка?
Я представляю речь ребенка в виде волшебного сундучка.
(Появляется слайд 1 с изображением сундучка). Давайте в него заглянем!
Слайд1
- Важнейшим компонентом речи является словарь. А что представляет из себя
словарь ребенка в 5 лет?
Посмотрите на следующий слад и попробуйте догадаться, какие утверждения о состоянии словаря пятилетнего ребенка правильны.
Слайд 2
Пирамида. Развивая высшие психические функции, развиваем речь.
Слайд 3
Родители зачитывают утверждения на слайде и пытаются дать верный ответ. В итоге появляется слайд с верными ответами .
Слайд 3 Ответы.
Слайд4
Логопед предлагает сыграть в несколько игр на развитие словаря 5-летних детей. (Слайд 4). Родители встают в круг. Игра «Вот птица. Что за птица?» У ведущего мяч. Он говорит: Вот птица. Что за птица? - и передает мяч соседу, который должен назвать птицу, и так дальше по кругу. Затем ведущий говорит, например,: «Вот посуда. Что за посуда?» - и все по кругу называют предметы посуды. Далее логопед предлагает сыграть в игру «Разбери предмет». Приглашаются 2-3родителя. Логопед раздает им изображения предметов: машины, чайника, лошади.
В эти игры очень легко играть дома с ребёнком.
Давайте вновь заглянем в сундучок. Следующий важный компонент речи: артикуляция.
Слайд5
- Чтобы произносить звуки, ребенку нужны подвижные, четко работающие органы артикуляции.
Сейчас вы испытаете, что чувствует ребенок с затруднениями в работе органов артикуляции.
Логопед надевает на руку родителям варежку из наждачной бумаги. Родители пытаются подвигать пальцами, согнуть ладонь «Чашечкой», сжать и разжать пальцы.
- Примерено так ощущает свои органы артикуляции ребенок, испытывающий затруднения в подвижности органов артикуляции. Что можно сделать, чтобы язык, губы стали более подвижными, чувствительными? (Ответы родителей).
- Правильно, выполнять артикуляционную гимнастику.
Выполнению артикуляционной гимнастики будет посвящен отдельное родительское собрание и индивидуальные консультации.
Следующий компонент речи – грамматический строй речи.
Грамматический строй речи – важнейшее умение в структуре речи, он позволяет дифференцировать уровень развития речи.
Слайд8
На следующем слайде дети скажут нам, каким грамматическими
конструкциями ни уже овладели к 5 годам.
Слайд9
- А с какими трудностями еще пока сталкиваются дети в речи? Ответ мы увидим на следующем слайде.
Слайд10
- С помощью интерактивной игры «Чего не стало» вы можете закрепить в речи ребенка употребление родительного падежа множественного числа имен прилагательных и существительных. Обратите внимание на четкое проговаривание окончаний прилагательных и существительных (Слайд 10).
Слайд11
В нашем сундучке остался последний секретик, и это – связная речь (Слайд 11). Связная речь – это венец речи ребенка, показатель развития мышления, коммуникативности, достижения норм возрастного развития.
Слайд12мнемотехника
- Как же развивать родителям связную речь ребенка? Постараться сделать ее максимально связной. Для этого необходимо целенаправленно учить описывать предметы. Попросите своего ребенка описать какой-либо предмет, услышите такое:
Слайд13
- Я предлагаю активно использовать картинные планы описания предметов. Например, вот такие.
Слайд14
Логопед раздает 1-2 родителям картинные планы и предлагает описать какой-либо предмет, отмечая связность и полноту описания по плану даже самого простого предмета.
- И, конечно, рассказы из личного опыта детей и пересказы – это самые лучшие друзья в развитии связной речи. Один из видов рассказывания – рассказ по серии картинок.
Слайд15-16
- Уважаемые родители! Есть ли у вас вопросы? Вы убедились, что появление развитой, четкой, полной речи у ребенка с проблемами в развитии требует усилий от родителей? Вы согласны, что заниматься развитием речи ребенка необходимо? Согласны сотрудничать со мной, помогать ребенку с домашним заданием?.. Если ваши ответы на мои вопросы положительные, то прошу прикрепить магнитами лепестки к ромашке на доске.