СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей. Развитие речи ребёнка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

**Консультация для родителей: как увеличить словарный запас ребёнка**

1. **Чтение книг.** Читайте ребёнку книги с раннего возраста. Выбирайте книги с яркими иллюстрациями и простым языком. Обсуждайте с ребёнком прочитанное, задавайте вопросы о сюжете, героях и событиях. Это поможет ребёнку не только запоминать новые слова, но и понимать их значение в контексте.

2. **Разговоры и обсуждения.** Поддерживайте активный диалог с ребёнком. Задавайте вопросы, стимулирующие размышления и ответы, требующие использования новых слов. Например, спрашивайте о том, что ребёнок видел на прогулке, что он узнал нового и т. д.

3. **Игры со словами.** Используйте игры для расширения словарного запаса. Например, можно играть в ассоциации, когда ребёнок называет слово, а вы в ответ — слово, связанное по смыслу. Также можно играть в «объясни слово», когда ребёнок должен объяснить значение незнакомого слова.

4. **Словарные карточки.** Создайте карточки с новыми словами и их значениями. Показывайте ребёнку карточки и просите его объяснить значение слова или использовать его в предложении. Это поможет закрепить новые слова в памяти.

5. **Чтение вслух и обсуждение новых слов.** Читайте вслух статьи, рассказы или новости и останавливайтесь на незнакомых словах. Объясняйте их значение и приводите примеры использования. Это поможет ребёнку узнавать новые слова в естественной обстановке.

6. **Поощрение использования новых слов.** Поощряйте ребёнка использовать новые слова в разговоре. Хвалите его за правильное использование новых слов и объясняйте, как они могут быть полезны в общении.

7. **Посещение культурных мероприятий.** Посещайте музеи, выставки, театры и другие культурные мероприятия. Это не только расширит кругозор ребёнка, но и познакомит его с новыми словами и понятиями.

8. **Общение с разными людьми.** Поощряйте общение ребёнка с людьми разного возраста и социального статуса. Это поможет ему услышать разные варианты языка и узнать новые слова.

9. **Использование технологий.** Существует множество приложений и игр, направленных на расширение словарного запаса. Однако важно контролировать время, проведённое ребёнком за экраном, и выбирать качественные образовательные ресурсы.

10. **Создание речевой среды.** Говорите с ребёнком чётко и ясно, избегайте сложных конструкций и жаргона. Обеспечьте дома атмосферу, где обсуждение и вопросы приветствуются. Это поможет ребёнку легче усваивать новые слова и выражения.

Помните, что терпение и постоянство — ключевые факторы в расширении словарного запаса ребёнка. Регулярные занятия и поддержка со стороны родителей помогут вашему ребёнку развить богатый и выразительный язык.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей. Развитие речи ребёнка.»

Н. В. Нищева


Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет


Типы занятий. Структура занятий


Занятие по пересказу рассказа


1. Организационный момент. Создание эмоционального положительного фона восприятия (загадывание загадки, чтение стихотворения, прослушивание музыкального отрывка по теме и т. п.).

  1. Первичное чтение текста без предупреждения о последующем пересказе.

  2. Беседа с целью уточнения содержания, привлечения внимания детей к языку произведения, словарная работа.

  3. Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.

  4. Сообщение плана пересказа (коллективное или самостоятельное составление плана детьми).

  5. Пауза для подготовки детей к ответам.

  6. Пересказ текста несколькими детьми по частям.

  7. Обобщающий пересказ одним из детей.

  8. Оценка работы детей.


Занятие по пересказу сказки


1. Вводная беседа. Подготовка детей к восприятию произведения,

его основной идеи.

2. Выразительное чтение или рассказывание сказки педагогом.

3. Беседа по содержанию сказки с целью выяснения того, правильно ли

дети поняли содержание и смысл сказки, увидели ли образность языка. Словарная работа.

4. Повторное рассказывание сказки педагогом с целью закрепле-

ния ее целостного восприятия (с моделированием на магнитной доске или в настольном театре) с установкой на внимательное прослушивание для последующего пересказа.

5. Коллективное или самостоятельное составление плана пересказа детьми.

6. Пауза для обдумывания содержания сказки.

6. Пересказ сказки двумя-тремя детьми по частям.

7. Обобщающий пересказ одним из детей.

8. Оценка работы детей.

Занятие по составлению рассказа по картине


  1. Сообщение темы занятия. Предварительная беседа. Создание эмоционального фона восприятия картины.

  2. Рассматривание картины и беседа по ней. Обсуждение того, что изображено на переднем и заднем планах, слева и справа. Беседа о настроении, которое вызывает картина.

  3. Составление плана рассказа по картине.

  4. Коллективная работа над планом рассказа по картине.

  5. Пауза для подготовки детей к рассказу по картине.

  6. Рассказы по картине, составленные несколькими детьми.

  7. Оценка работы детьми.


Конспекты занятий. Образцы рассказов


Игровая ситуация «Куклы разговаривают» для детей

пятого года жизни


– Здравствуй, я кукла Катя. А как тебя зовут.

– Меня зовут Маша.

– Мне три года. А тебе сколько лет?

– Мне четыре года.

– В какие игры ты любишь играть? Я люблю играть в «Дочки-матери».

– А я люблю играть в магазин.

– Что продается в твоем магазине?

– В магазине продается посуда и одежда для кукол.

– А какую сказку ты любишь?

– Я люблю сказку «Курочка Ряба». А ты?

– А мне нравится сказка «Колобок». Тебе ее читали?

– Да. Мне читали эту сказку.

– Давай вместе споем песенку Колобка.

– Давай.

– Я – Колобок, румяный бок,

По коробу скребен, на сметане мешон, на окошке стужен.

Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел, я от волка ушел, я от медведя ушел.

И от тебя, лисы, тоже уйду.



Игровая ситуация по сказке «Курочка ряба» для детей третьего года жизни


– Здравствуй, я Курочка Ряба. А ты кто?

– А я Мышка-норушка.

– Я снесла золотое яичко. А ты что сделала?

– А я бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.

– Куда мы сейчас пойдем?

– Мыть руки.

– Что мы сначала сделаем?

– Откроем кран.

– Что теперь будем делать?

– Намочим руки.

– Что теперь нужно взять?

– Мыло.

– Что мы сделаем?

– Намылим руки.

– Что сделаем, когда намылили руки?

– Положим мыло.

– А дальше что нужно сделать?

– Смыть мыло.

– Отлично. Закрывайте краны. Что вы сделаете теперь?

– Вытрем руки полотенцем.

возраста.


Беседа с детьми среднего дошкольного возраста

Цель. Развитие диалогической речи.

Образовательные задачи. Актуализация словаря по теме «Игрушки». Формирование умения отвечать полно на вопросы взрослого.

Развивающие задачи. Развитие зрительного восприятия и внимания, конструктивного праксиса, мышления, памяти, речевого слуха, общей моторики, координации речи с движением.

Воспитательные задачи. Воспитание бережного отношения к игрушкам.

Предварительная работа. Чтение «Сказки про игрушки», заучивание четверостиший об игрушках, разучивание хороводной игры «Игрушки».

Оборудование. Предметные картинки с изображением игрушек, контейнеры со сборными игрушками.


Ход беседы

  1. Организационный момент. Игра «Четвертый лишний». Начало беседы. Создание эмоционального фона беседы. Развитие зрительного внимания и восприятия, мышления. Работа над сложным предложением.

Педагог помещает на магнитную доску предметные картинки с изображениями мишки, паровозика, шубки и барабана.

– Посмотрите на картинки. Что вы видите?

– Мишку, паровозик, шубку и барабан.

– Какая из этих картинок лишняя?

– Лишняя шубка.

– Почему шубка лишняя? Начинайте ответ со слов: «Шубка лишняя…»

– Шубка лишняя, потому что шубка – это одежда, а мишка, паровозик и барабан – это игрушки.

– Верно. А из какой сказки эти игрушки?

Педагог убирает с доски изображение шубки.

– Из «Сказки про игрушки».

– Какие еще игрушки были в этой сказке? Дайте полный ответ на мой вопрос.

– В этой сказке были еще лошадка, цыпленок, дудочка и пожарная машина.

– Правильно. Сегодня мы с вами поговорим об игрушках, о том, как вы обращаетесь со своими игрушками.


  1. Основная часть беседы. Формирование бережного отношения к игрушкам. Развитие диалогической формы речи.

Педагог помещает на доску изображения остальных игрушек из сказки.

– Вспомните стихи о некоторых из этих игрушек. Старайтесь рассказать их выразительно, правильно произносить все звуки.

– Вот забавный толстый мишка

В красных шелковых штанишках,

А на шее синий бант.

Ну, Мишутка! Вот так франт!

– Паровозик, паровоз,

Белый пар из-под колес,

Яркий свет огромных фар,

Слева пар и справа пар.

– Отлично! Вы прочитали стихи очень красиво. А теперь вспомните, почему в сказке игрушки решили убежать от Илюши? Дайте полный ответ.

– Игрушки решили убежать, потому что Илюша не хотел их убирать.

– Чем закончилась сказка?

– Игрушки не убежали.

– Почему они решили остаться у Илюши?

– Илюша стал убирать свои игрушки.

– А вы убираете свои игрушки?

– Убираем.

– Почему нужно убирать свои игрушки и дома, и в детском саду? Дайте мне полный ответ.

– Игрушки нужно убирать, чтобы они не валялись, чтобы на них никто случайно не наступил, чтобы дома и в детском саду был порядок.

– Верно. А вы не ломаете свои игрушки?

– Не ломаем.

– Как вы к ним относитесь?

– Бережно. Мы их сами чиним, если они ломаются.

– А почему нужно относиться к игрушкам бережно?

– Их сделали для нас, чтобы мы в них играли, а не ломали. В них потом будут играть другие дети.

– Какие вы молодцы! От вас игрушки точно не убегут.

Педагог убирает картинки с доски.


  1. Хороводная игра «Игрушки». Развитие общей моторики, координация речи с движением.

Педагог приглашает детей на ковер и предлагает поиграть.


Игрушки

Хороводная игра

К нам вчера пришли игрушки:

Буратино и Петрушка,

Ванька-встанька, Неваляшка

И ушастый Чебурашка.


К нам игрушки приходили,

Хоровод они водили,

Громко-громко топали

И в ладоши хлопали.


  1. Окончание беседы. Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса. Активизация в речи слов-названий частей игрушек. Подведение итога беседы.

Педагог предлагает детям сесть на ковер и ставит перед каждым из них контейнер с плоскостными частями игрушек.

– Вы мне сказали, что умеете чинить игрушки. Я хочу посмотреть, как вы это делаете. Соберите игрушки из частей, которые лежат перед вами.

Дети выполняют задание.

– Замечательно. Вы починили игрушки. А теперь расскажите, из каких частей состоят ваши игрушки.

– У моей машинки есть кабина, кузов, колеса, фары.

– У моего мишки есть голова, туловище, лапы, уши, глаза.

– У моего самолета есть корпус, крылья, шасси. И т.п.

– Отлично. Вы не только умеете чинить игрушки, но и называть их части. Уберите их обратно в контейнеры. Мы закончили игру. Поставьте контейнеры на полку.

Дети выполняют задание.

– Вы все убрали после занятия. Молодцы! Я горжусь вами и надеюсь. Что вы будете всегда бережно относиться не только к игрушкам, но и ко всем вещам.


Беседа с детьми старшего дошкольного возраста

Цель. Развитие диалогической речи.

Образовательные задачи. Актуализация словаря по теме «Времена года. Осень». Формирование умения отвечать полно на вопросы взрослого.

Развивающие задачи. Развитие зрительного восприятия и внимания, мышления, памяти, речевого слуха, общей моторики, координации речи с движением.

Воспитательные задачи. Воспитание экологического сознания, любви к природе.

Предварительная работа. Разучивание подвижной игры «Ветер».

Оборудование. Игра «Волшебное дерево»,


Ход беседы

  1. Организационный момент. Игра «Что перепутал художник?». Начало беседы. Создание эмоционального фона беседы. Развитие диалогической речи, зрительного восприятия и внимания.

Педагог приглашает детей к столу, на котором стоит дерево из игры «Волшебное дерево»1.

– Посмотрите на наше любимое дерево. Какое время года здесь представлено?

– Это осень.

– Верно. Почему вы так думаете?

– На яблоне желтые листья и красные яблоки.

– В небе клин птиц.

– Под яблоней белые грибы и ежик с грибами.

– На небе серая туча с дождем.

– А все ли правильно на этой картине? Не перепутал ли художник чего-нибудь?

– Перепутал. На яблоне сидит снегирь. А снегири прилетают к нам только зимой.

– Под яблоней цветет подснежник. А подснежники цветут весной.

– Правильно. Исправьте ошибки художника и расскажите, что вы делаете.

– Я убираю снегиря и сажаю на яблоню белку с грибом.

– Я убираю подснежник и прикрепляю под дерево мухомор.

– Отлично. Теперь ошибок нет. Это осень. Вот об осени мы и побеседуем сегодня.


  1. Основная часть беседы. Обобщение представлений об осени. Развитие диалогической формы речи.

Педагог убирает дерево со стола и приглашает детей за столы. Он ставит на магнитную доску картины по теме2.

– Посмотрите на картины. Какое время года изображено на них?

– На картинах изображена осень.

– Перечислите приметы осени, которые вы видите на картинках.

– Мы видим деревья в разноцветных листьях, небо, покрытое тучами, перелетных птиц, которые улетают и т.п.

– Давайте послушаем фрагмент «Осенней песни» П. И. Чайковского. Смотрите на картины и слушайте музыку.

Педагог включает фрагмент записи.

– Какое настроение у вас возникло, когда вы слушали музыку и смотрели на картины.

– Нам стало грустно, печально, даже захотелось плакать.

– А всегда ли осень вызывает такое настроение? Давайте подойдем к окну и посмотрим, какое настроение вызовет у вас то, что вы видите из окна.

– Сегодня солнечный день, ярко светит солнце.

– Клены у нас на участке стали алыми.

– А хвоя на лиственницах светло-желтая. Дует ветер, и хвоинки кружатся в воздухе. Они кажутся золотыми.

– На клумбах разноцветные астры.

– И какое настроение вызывает эта картина?

– Становится радостно, потому что на улице очень красиво.

– Вот видите, осень может вызывать разное настроение. А еще осень – самое урожайное время года. Что она нам дарит?

– Осень дарит нам фрукты и овощи, ягоды и грибы.

– А что происходит в живой природе?

– Перелетные птицы улетают на юг, дикие животные готовятся к зиме. Белочка заготавливает на зиму грибы, орехи, медведь утепляет свою берлогу, еж таскает в норку опавшие листья.

– Правильно. Вы много знаете об осени. Нравится ли она вам?

– Нам нравится осень.

Педагог убирает картины с доски.

  1. Подвижная игра «Ветер». Развитие общей моторики, координация речи с движением.

Педагог приглашает детей на ковер и предлагает сделать знакомое упражнение.

Ветер над городом тучи качает, Стоят лицом в круг. Ритмично качают

Серые тучи по небу гоняет. поднятыми вверх руками.

Спряталось солнце за ними с утра, Приседают.

Было таким он ярким вчера.

Ветер, сильнее на тучи дохни, Встают. На носочках бегут по кругу. Тучи на небе скорей разгони! Руки на поясе.

Солнышко пусть нам протянет ладошки, Меняют направление движения.

За руку с ним побежим по дорожке. Бегут с поднятыми вверх руками.


  1. Окончание беседы. Развитие памяти. Подведение итога беседы.

Педагог предлагает детям остаться на ковре.

– И заканчивая наш разговор об осени, я хочу вас попросить вспомнить поговорки об осени.

– Лето со снопами, а осень с пирогами.

– От осени к лету поворота нету.

– В сентябре и лист на дереве не держится.

– Молодцы! Вы вспомнили много поговорок об осени. Вы узнали, что осень может вызывать разные настроения. Расскажите, за что вам нравится очень.

Ответы детей.


Можно посмотреть, как усложняется беседа с детьми седьмого года жизни при рассматривании картины и подготовке к пересказу текста.




Описательный рассказ для детей пятого года жизни

Это мишка. Он большой мягкий коричневый. У него толстый животик, круглая голова и четыре лапы. На голове у мишки круглые уши, черные глазки и черный нос. Я люблю играть с мишкой.


Описательные рассказ для детей седьмого года жизни

Я пришел в зоологический музей и увидел чучело белого медведя. Белый медведь – это дикое животное. Он живет на Крайнем севере. Белый медведь – крупное животное. Его тело покрыто белым густым пышным мехом. У медведя мощное туловище, сильные лапы, большая голова, небольшой хвост. На лапах у медведя острые длинные когти. Они нужны ему не только для того, чтобы хватать добычу, но и для того, чтобы не скользить на льду. Еще у белого медведя острые зубы, потому что белый медведь – хищник. Он охотится на тюленей, ловит крупную рыбу. Белый медведь умеет громко рычать. Обычно у медведицы рождается один детеныш, которого она кормит молоком.

Сравнительный рассказ для детей седьмого года жизни

Это яблоко и груша. Яблоко и груша – это фрукты. Они растут в саду на деревьях. Яблоко круглое, желтое, с красным бочком. Груша овальная, зеленая, с красным бочком. У яблока гладкая кожица, а у груши шершавая. Яблоко кисло-сладкое, в груша сладкая. Из груш и яблок готовят соки, джемы, варенье, варят компот. Я больше люблю яблоки, чем груши.


Объяснительный рассказ для детей седьмого года жизни

Волк – это дикое хищное животное наших лесов. Мы считаем его диким животным, потому что он сам добывает себе еду, сам строит себе жилище, сам ухаживает за своими детенышами. Волк нападает на других диких животных (зайцев, оленей), иногда нападает на стада домашних животных и даже на человека. Волк – крупное животное. Он крупнее, чем овчарка. Его тело покрыто грубым серым мехом. У него большая голова, сильные лапы, небольшой хвост. У волка острые клыки. Жилище волка – логово. Детеныши волка – волчата. Зимой волки обычно собираются в стаи для того, чтобы вместе охотиться.

Сюжетный рассказ о Красной Шапочке для детей шестого года жизни

Красная Шапочка – это девочка. Ее так прозвали, потому что мама сшила ей красную шапочку, и девочка постоянно в ней ходила. Однажды мама Красной Шапочки напекла пирожков и велела девочке отнести их бабушке. Идти к бабушке нужно было через лес. Мама предупредила Красную Шапочку, чтобы она ни с кем не разговаривала по дороге. Но девочка не послушалась маму и стала разговаривать с волком. Из-за этого они с бабушкой попали в беду. Волк их проглотил. Хорошо, что охотники услышали шум и спасли бабушку и Красную Шапочку.


Конспект занятия по рассматриванию картины в младшей группе

Тема. Рассматривание картины «Строим дом».

Цель. Развитие диалогической речи.

Образовательные задачи. Обеспечение целостного восприятия картины. Формирование умения отвечать на вопросы по картине (развитие диалогической речи). Совершенствование навыка работы по заданной схеме. Совершенствование навыка хорового пения.

Развивающие задачи. Повышение речевой активности. Развитие речевого общения, диалогической речи, зрительного восприятия, пространственного мышления, конструктивного праксиса, тонкой моторики, творческого воображения.

Воспитательные задачи. Формирование положительной установки на занятие. Воспитание навыков общения, взаимодействия, чувства доброжелательности.

Оборудование. Картина О.Р. Гофман «Мы строим дом»3, большой грузовик с кубиками, CD с записью музыкального сопровождения, схема постройки домика из кубиков.

Предварительная работа. Разучивание песенки Л. Б. Гавришевой «Строим дом», разучивание упражнения «Вот какой высокий дом!»


Ход занятия

  1. Организационный момент. Объявление темы занятия. Пение

песенки «Строим дом». Совершенствование навыка хорового пения.

Педагог приглашает детей в группу, организует приветствие и предлагает спеть знакомую песенку «Строим дом». Если есть возможность, аккомпанирует музыкальный руководитель. Если такой возможности нет, включается запись аккомпанемента.


Строим дом


1

Строим дом – ом, ом,

Впятером – ом, ом.

Вот окошко, крыша вот.

От-от-от, от-от-от.


Кубик красный, кубик синий

Подвозите на машине.

Подвозите на машине

Кубик красный, кубик синий.

2

Дом растет – от, от,

Видит кот – от, от.

Крыша вот, а вот труба.

Ба-ба-ба, ба-ба-ба.


Кубик красный, кубик синий

Подвозите на машине.

Подвозите на машине

Кубик красный, кубик синий.


  1. Предварительная работа. Игра с кубиками на ковре. Развитие

пространственного мышления, конструктивного праксиса, тонкой моторики .

Педагог приглашает детей на ковер и вывозит большой грузовик с кубиками.

П е д а г о г. Посмотрите, какой грузовик к нам приехал.

Д е т и. Он желтый.

П е д а г о г. Правильно. У грузовика желтый кузов, желтая кабина. А колеса какие?

Д е т и. Черные.

П е д а г о г. Конечно, колеса черные. Давайте их сосчитаем.

Д е т и. Одно, два, три, четыре.

П е д а г о г. Сколько у грузовика колес?

Д е т и. Четыре колеса.

П е д а г о г. А что привез нам грузовик? Начните ответ со слова грузовик.

Д е т и. Грузовик привез кубики.

П е д а г о г. Какие кубики?

1-й р е б е н о к. Большие.

2-й р е б е н о к. Маленькие.

П е д а г о г. Верно. Кубики большие и маленькие. Они яркие, разноцветные. Какого они цвета?

1-й р е б е н о к. Красные.

2-й р е б е н о к. Желтые.

3-й р е б е н о к. Зеленые.

4-й р е б е н о к. Синие.

П е д а г о г. Давайте построим из кубиков высокий дом.

Педагог организует конструкторскую игру. Можно поупражнять детей в постройке по заданной схеме, модели.






























П е д а г о г. Посмотрите на картинку. Какие кубики надо взять сначала?

Д е т и. Красные.

П е д а г о г. Правильно. Давайте возьмем и поставим на ковер три красных кубика.

Дети ставят в ряд три красных кубика.

П е д а г о г. Какие кубики мы поставим на красные?

Д е т и. Синие.

П е д а г о г. Сколько их?

Д е т и. Два.

П е д а г о г. Верно. Поставьте два синих кубика на красные.
Дети выполняют задание. Педагог следит за тем, чтобы в работе принимали участие все дети, чтобы они уступали друг другу.

П е д а г о г. Какие кубики вы поставите на синие?

Д е т и. Желтые.

П е д а г о г. Сколько их?

Д е т и. Тоже два.

П е д а г о г. Молодцы! Как вы хорошо считаете сегодня! Поставьте два желтых кубика на синие.

Дети выполняют задание. Педагог напоминает, чтобы они выполняли задание аккуратно и не сломали дом.

П е д а г о г. Посмотрите на картинку. Башенку какого цвета вы поставите на самый верх?

Д е т и. Красную башенку.

П е д а г о г. Отлично! Заканчивайте работу.

Дети завершают работу.

П е д а г о г. Что мы сделали?

Д е т и. Построили дом.

П е д а г о г. Какой дом у нас получился?

1-й р е б е н о к. Большой.

2-й р е б е н о к. Высокий.

3-й р е б е н о к. Красивый.

П е д а г о г. Молодцы! Как вы дружно работали! Вот

поэтому дом такой красивый! Давайте похлопаем себе!


  1. Рассматривание картины и беседа по ней. Развитие

зрительного внимания. Обеспечение целостного восприятия картины. Повышение речевой активности. Развитие диалогической речи.

Педагог приглашает детей сесть на стульчики, которые стоят полукругом перед мольбертом. На мольберте картина «Мы строим дом».

П е д а г о г. А теперь давайте рассмотрим картину «Мы

строим дом». Кого вы видите на ней? Начните ответ со слова мы.

Д е т и. Мы видим детей.

П е д а г о г. Что они делают? Начните ответ со слова они.

Д е т и. Они строят дом.

П е д а г о г. Малыши в детском саду построили дом из кубиков. Какой дом у них получился?

1-й р е б е н о к. Большой.

2-й р е б е н о к. Красивый.

3-й р е б е н о к. Высокий.

4-й р е б е н о к. Разноцветный.

П е д а г о г. Какая крыша у домика?

Д е т и. Синяя.

П е д а г о г. Правильно. У дома синяя крыша. А сколько окон в домике? Начните ответ со слов в домике.

Д е т и. В домике два окна.

П е д а г о г. Верно. В домике два окна и одна дверь. Вот какой красивый дом, как у нас с вами! Дом получается таким красивым, потому что дети дружно его строят, работают все вместе. Давайте рассмотрим, как дети строят дом. Посмотрите на мальчика в синем комбинезоне и белой рубашке. Он привез кубики в большом оранжевом грузовике. Мальчик сидит на полу рядом с грузовиком. Наверное, он сейчас будет выгружать кубики. Расскажите про мальчика в полосатых шортах и пестрой рубашке.

1-й р е б е н о к. Он сидит на полу.

  1. 2-й р е б е н о к. У него красный подъемный кран.

  2. 3-й р е б е н о к. Мальчик поднимает синий кубик.

  3. П е д а г о г. Молодцы! Очень хорошо рассказали. Светловолосый мальчик сидит на полу. У него красный подъемный кран. Он поднимает синий кубик. Теперь посмотрите на девочку. Что она делает?

1-й р е б е н о к. Она стоит за домиком.

  1. 2-й р е б е н о к. У нее мишка.

  2. 3-й р е б е н о к. Она посадила мишку на домик.

  3. 4-й р е б е н о к. Мишка будет жить в домике.

  4. П е д а г о г. Хорошо! Кудрявая девочка в нарядном платье и

с полосатым бантиком стоит за домиком и сажает на домик большого коричневого мишку. А что делает мальчик в красных полосатых брюках?

1-й р е б е н о к. Он везет грузовик.

  1. 2-й р е б е н о к. В грузовике кубики.

  2. П е д а г о г. Верно. Мальчик в красных брюках и белой

рубашке везет грузовик. У грузовика черная кабина и желтый кузов.

Что вы видите на картине слева?

  1. 1-й р е б е н о к. Там стоит шкаф.

  2. 2-й р е б е н о к. В шкафу лежат игры.

  3. П е д а г о г. А что находится за детьми?

  4. 1-й р е б е н о к. Там окно.

  5. 2-й р е б е н о к. На окне цветок.

  6. П е д а г о г. Посмотрите, какая уютная группа у малышей.

Светлая, просторная. На стене висит картинка, на окне – нарядные шторы. Хорошо малышам в детском саду!


4. Упражнение «Строим дом». Координация речи с движением. Развитие чувства ритма. Закрепление умений подниматься на носки и приседать без опоры.

Педагог предлагает детям встать со стульчиков, немного отдохнуть и вспомнить упражнение «Вот какой красивый дом!»


Раз, два, три, четыре, пять. Дети стоят лицом в круг, руки на поясе,

выполняют повороты влево-вправо.

Будет строить и играть. Ритмично выполняют приседания.

Дом большой, высокий строим. Встают на носочки и тянутся руками

вверх.

Окна ставим, крышу кроем. Выполняют прыжки на месте.

Вот какой красивый дом! Указательным жестом вытягивают

руки вперед.

Будет жить в нем старый гном. Приседают.


5. Рассказ педагога по картине. Формирование целостного

впечатления об изображенном на картине.

Педагог усаживает детей на стульчики, предлагает еще раз посмотреть на картину и послушать рассказ. Можно предложить детям рассказывать вместе со взрослым.


Мы строим дом

Пришли дети утром в детский сад и решили построить дом. Они взяли красный подъемный кран и два больших грузовика. В грузовики они погрузили разноцветные кубики. У них получается очень красивый высокий дом. В домике два окна и одна дверь. Темноволосый мальчик в синем комбинезоне и белой рубашке привез кубики в большом оранжевом грузовике. Он сидит на полу рядом с грузовиком и, наверное, будет сейчас выгружать кубики. Светловолосый мальчик в полосатых шортах тоже сидит на полу. У него красный подъемный кран. Он поднимает синий кубик. Кудрявая девочка в нарядном платье и с полосатым бантиком стоит за домиком и сажает на домик большого коричневого мишку. А мальчик в красных брюках и белой рубашке везет к дому свой грузовик с кубиками. У грузовика черная кабина и желтый кузов. Дети строят дом все вместе, дружно. Детям хорошо в детском

саду!

6. Подведение итога занятия. Оценка работы детей.

Педагог положительно оценивает деятельность каждого ребенка, отмечает, что дети работали дружно, все вместе, поэтому у них все получилось. Можно выяснить, что детям особенно понравилось на занятии и на картине, задать контрольные вопросы.



Конспект занятия по серии картинок «Находка» в средней группе

Цель. Развитие связной речи, формирование навыков рассматривания картины и рассказывания по картине.

Образовательные задачи. Закрепление представлений о смене времен года. Уточнение и расширение словаря по теме «Зима». Обучение составлению рассказа по серии картинок. Формирование целостного впечатления об изображенном на серии картинок.

Развивающие задачи. Развитие связной речи, слухового внимания, фонематического восприятия, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, нравственно-эстетических чувств в общении с природой.

Оборудование. Предметные картинки с изображением признаков осени и зимы (снеговик, сугроб, дерево с желтыми листьями, туча с дождем и т.п.), серия сюжетных картинок И. Н. Ржевцевой «Находка»4, комочки ваты, белые меховые медвежата или картинки с их изображениями по числу детей.

Предварительная работа. Разучивание пальчиковой гимнастики «Снежок» и упражнения «Снежная баба».


Ход занятия

1. Организационный момент. Различение признаков осени и

зимы. Развитие зрительного восприятия, мышления.

Педагог приглашает детей на занятие. Дети встают около столов, на которых для каждого из них приготовлена предметная картинка.

П е д а г о г. Посмотрите внимательно на картинки. На них

нарисованы признаки осени и зимы. Сначала сядут те, у кого на картинках нарисованы признаки зимы, а потом те, у кого – признаки осени.

Дети выполняют задание.

2. Рассматривание серии картинок «Находка». Развитие диалогической речи, зрительного внимания и восприятия.

Педагог помещает на мольберт картинки из серии «Находка».

П е д а г о г. Посмотрите на картинки и подумайте, как разложить их по порядку. Какая картинка будет первой, какая – второй, какая – третьей.

Дети подходят к мольберту и расставляют картинки по порядку.

П е д а г о г. Вы правильно расставили картинки. Молодцы. Эта серия картинок называется «Находка». Сегодня мы попробуем составить рассказ по ней. Посмотрите на первую картинку. Кого вы видите на первом плане? Что она делает?

Педагог обязательно использует указку, чтобы привлечь внимание детей к нужной части картины.

1-й р е б е н о к. Девочка везет на санках мишку.

П е д а г о г. Правильно. Кого вы видите вдалеке? Что он делает?

2-й р е б е н о к. Мальчик едет на лыжах с горки.

П е д а г о г. Давайте расскажем о природе на картинке. Какое время года изображено? Как вы догадались об этом? Как одеты дети?

3-й р е б е н о к. Наступила зима. Кругом лежит снег.

4-й р е б е н о к. Деревья голые. В воздухе кружатся снежинки.

5-й р е б е н о к. Дети оделись тепло.

П е д а г о г. Теперь давайте рассмотрим вторую картинку. Кого вы видите на переднем плане? Что он делает?

6-й р е б е н о к. Мальчик съехал с горки.

7-й р е б е н о к. Он увидел на снегу мишку.

П е д а г о г. А что делает девочка?

8-й р е б е н о к. Девочка везет санки. Она не видит, что мишка упал.

П е д а г о г. Правильно. Расскажем о том, что изображено на последней картинке. Что делают дети?

9-й р е б е н о к. Мальчик догнал девочку.

10-й р е б е н о к. Он отдает ей мишку.

П е д а г о г. Что говорит девочка мальчику?

1-й р е б е н о к. «Спасибо!»

П е д а г о г. Хорошо. Теперь нужно повторить рассказ сначала по частям, а потом целиком.


3. Пауза для подготовки детей к составлению рассказа.

Педагог предлагает детям еще раз внимательно посмотреть на картинки и подготовиться к составлению рассказа.

4. Составление рассказа по серии картинок. Развитие мышления, связной речи.

Педагог вызывает троих детей.

П е д а г о г. Я напомню вам, как вы будете рассказывать. Ваня по первой картинке расскажет, какое время года наступило, как он об этом догадался. Потом расскажет, куда пошли дети, и что они делают. Даша по второй картинке расскажет о том, что произошло с мишкой. Настя расскажет по третьей картинке, чем закончилась история. А сейчас я дам одну минуту для того, чтобы вы подготовились к рассказу.

1-й р е б е н о к. Наступила зима. Выпало много снега. Дети оделись тепло и пошли гулять. Девочка катала на санках мишку. Мальчик катался на лыжах с горки.

2-й р е б е н о к. Мальчик съехал с горки и увидел мишку. Мишка лежал на снегу. А девочка везла пустые санки.

3-й р е б е н о к. Мальчик догнал девочку и протянул ей мишку. Девочка обрадовалась и сказала: «Спасибо!»

П е д а г о г. Очень хорошо. Молодцы. Все правильно рассказали. Теперь Женя повторит рассказ целиком.

Ребенок повторяет рассказ. Педагог оценивает работу каждого ребенка, убирает картинки, а потом приглашает детей на ковер и предлагает поиграть 5.

5. Подвижная игра «Снежная баба». Развитие общей моторики, творческого воображения, координации речи с движением.

Педагог приглашает детей на ковер. Он делает упражнение вместе с детьми, показывает, как правильно выполнять движения, выразительно произносить текст.

Сегодня из снежного Идут по кругу, катят перед собой

мокрого кома воображаемый ком.

Мы снежную бабу

слепили у дома.

Стоит наша баба «Рисуют» руками три круга, начиная

у самых ворот. с маленького.

Никто не проедет, Грозят указательным пальцем

никто не пройдет. сначала правой руки, потом – левой.

Знакома она уже Идут по кругу, взявшись за руки,

всей детворе, последние слова произносит один

А Жучка все лает: ребенок, сидящий в центре круга.

«Чужой во дворе!»

И. Демьянов


6. Упражнение «Что лишнее?» Развитие слухового внимания, речевого слуха.

Педагог предлагает детям сесть по-турецки на ковер.

П е д а г о г. А теперь я проверю, как вы умеете внимательно

слушать. Давайте поиграем в игру «Что лишнее?» Слушайте внимательно. Снежинка, огонь, сугроб, сосулька. Что лишнее?

Д е т и. Огонь.

П е д а г о г. Почему?

Д е т и. Он горячий.

П е д а г о г. А все остальное?

Д е т и. Холодное.

Педагог. Правильно. Слушайте. Суп, пюре, мороженое,

котлета. Что лишнее?

Д е т и. Мороженое.

П е д а г о г. Почему?

Д е т и. Оно холодное.

П е д а г о г. Правильно, а остальная пища, которую я назвала,

должна быть теплой, когда ее едят. А почему еще можно сказать, что мороженое лишнее? Вспомните о вкусе.

Д е т и. Оно сладкое.

П е д а г о г. А остальная пища?

Д е т и. Не сладкая.

П е д а г о г. Верно! Молодцы!

7. Пальчиковая гимнастика «Снежок». Координация речи с

движением, развитие воображения.

Логопед предлагает детям сделать пальчиковую гимнастику и делает ее вместе с ними.

Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики, начиная

с большого.

Мы с тобой снежок «Лепят», меняя положение

слепили. ладоней.

Круглый, крепкий, Показывают круг, сжимают ладони

очень гладкий вместе, гладят одной ладонью другую.

И совсем-совсем не Грозят пальчиком.

сладкий.

Раз – подбросим. Смотрят вверх, подбрасывают

воображаемый снежок.

Два – поймаем. Приседают, ловят

воображаемый снежок.

Три – уроним. Встают, роняют

воображаемый снежок.

И… сломаем. Топают.

8. Упражнение «Снежки». Развитие физиологического

дыхания, выработка направленной воздушной струи.

Педагог дает каждому из детей по комочку ваты, предлагая положить его на ладонь, расположенную на уровне рта на расстоянии не более 10 см.

П е д а г о г. Сделайте вдох и подуйте на «снежок», не

раздувая щек, вытянув губы трубочкой.

Упражнение выполняется 3–4 раза.

9. Упражнение «Подними мишку». Развитие фонематического слуха. Выделение звука [о] из ряда гласных.

Педагог раздает детям по маленькому меховому медвежонку или по предметной картинке с его изображением.

П е д а г о г. Посмотрите, какие забавные медвежата. Помните, как они умеют рычать? Какой звук они произносят?

Д е т и. О-о-о!

П е д а г о г. Правильно. Сейчас я буду петь разные гласные

звуки, а вы будете поднимать своих медвежат, когда услышите звук [о]. Слушайте внимательно. А, у, о, и, о, а, о, у.

Дети поднимают медвежат, услышав звук [о]. Если они затрудняются, педагог напоминает, что губы округляются при произнесении этого звука, и привлекает внимание к своим губам.

10. Организация окончания занятия. Оценка работы детей.

Педагог приглашает детей к столу, на котором сидят мишки.

П е д а г о г. Давайте расскажем мишкам, что мы делали на

занятии, в какие игры играли.

Дети рассказывают мишкам о занятии. Педагог оценивает их работу.


Конспект занятия по картине М. Башкирцевой «Осень»6

в подготовительной к школе группе

Цель. Развитие навыков рассматривания картины и составления рассказа по картине.

Образовательные цели. Обобщение представлений о периодах осени и изменениях в природе поздней осенью. Актуализация словаря по теме «Осень». Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней. Совершенствование навыка слогового анализа слов. Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения).

Развивающие цели. Развитие связной речи, дыхания, слухового и зрительного внимания, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, речевого слуха, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения.

Воспитательные цели. Воспитание эмоционального отклика на изображенное на картине, инициативности, самостоятельности, творческой активности.

Оборудование. Магнитофон, CD c записью курлыканья журавлей, мольберт, коврограф, картина М. Башкирцевой «Осень», корзинка с сухими листьями, контейнер с листьями, травой, мхом, желудями, каштанами, камушками; шелковый платок, предметные картинки с изображениями грибов, плоскостные изображения корзинок.

Предварительная работа. Наблюдение за изменениями в природе поздней осенью; за тем, что листья опали, цветы и травы засохли, насекомые исчезли, птицы улетели, воздух стал холодным, дни короткими, а ночи длинными. Разучивание стихотворения Е. Благининой «Улетают, улетели…».


Ход занятия

1. Организационный момент. Рассказывание стихов об осени. Создание эмоционального фона занятия. Развитие слухового внимания, общих речевых навыков. Объявление темы занятия.

Педагог приглашает детей в кабинет, где на мольберте стоит картина М. Башкирцевой «Осень» и звучит запись криков улетающих журавлей,

П е д а г о г. (или один из детей).

Ласточки пропали,

А вчера зарей

Все грачи летали

Да, как сеть мелькали

Вон над той горой.


С вечера все спится,

На дворе темно.

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

(А. Фет)

Вот и наступила поздняя осень. Все реже солнышко выглядывает из-за туч. Голые и скучные стоят деревья. Улетают на юг последние стаи птиц. Крики каких птиц вы слышали сейчас?

Д е т и. Это крики журавлей.

П е д а г о г. Верно. Это журавли покидают родину до весны и грустно курлыкают, улетая. Расскажите стихотворение Е. Благининой об улетающих птицах. Следите за произношением звуков. Старайтесь говорить четко и выразительно.

1-й р е б е н о к. Скоро белые метели

Снег поднимут от земли.

Улетают, улетели,

Улетели журавли.

2-й р е б е н о к. Не слыхать кукушки в роще.

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел.

3-й р е б е н о к. Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой черной

В огороде, по гряде.

4-й р е б е н о к. Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи.

2. Рассматривание репродукции картины М. Башкирцевой «Осень». Беседа по картине. Развитие диалогической речи, зрительного внимания, восприятия. Воспитание эмоционального отклика на изображенное на картине. Формирование целостного представления об изображенном на ней.

Педагог привлекает внимание детей к картине.

П е д а г о г. Посмотрите на картину и опишите настроение, возникающее у вас при рассматривании.

Дети рассказывают о своих впечатлениях.

П е д а г о г. Все вы отмечаете, что вам грустно, когда вы смотрите на эту картину. Почему? В каких тонах написана картина? Что навевает на вас грусть? Докажите, что на картине изображена осень.

1-й р е б е н о к. Картина написана неяркими красками.

2-й р е б е н о к. Аллея на картине тонет в густом холодном тумане.

3-й р е б е н о к. Деревья на картине уже почти голые, а оставшиеся листья неяркие, подсохшие.

4-й р е б е н о к. Трава вдоль дороги уже пожелтела и засохла.

1-й р е б е н о к. Дорога грязная. На ней лежат кучи сухих листьев.

2-й р е б е н о к. Слева от дороги глубокая лужа с холодной водой.

3-й р е б е н о к. Справа в глубине виден мостик над каналом. Там тоже холодная вода.

4-й р е б е н о к. Неба не видно, потому что все закрывает туман.

П е д а г о г. Послушайте, как пишет об осенних туманах М. Гумилевская. Стелются над землей осенние туманы. Кажется, будто низко-низко опустились облака и окутали землю белым густым покровом. Да ведь так и есть! Потому что и облака в небе, и туман низко над землей состоят из крохотных капелек воды. Какой воздух там, на аллее осеннего парка, если все окутал туман?

Д е т и. Воздух влажный, сырой, холодный.

П е д а г о г. Какое время суток изобразил художник?

Д е т и. Это раннее утро.

П е д а г о г. Что мы можем услышать в это время на пустынной аллее?

Д е т и. На аллее тихо. Птицы уже улетели. Насекомые исчезли. Только чуть слышно шелестят листья на земле.

П е д а г о г. Да, действительно. Листья шелестят чуть слышно, потому что ветра на аллее нет. А вот мы с вами сейчас устроим сильный осенний ветер.

3. Упражнение «Осенний ветер». Воспитание направленной воздушной струи. Развитие силы выдоха.

Педагог высыпает на стол сухие листья из корзинки и предлагает детям присесть на корточки с одной стороны стола так, чтобы листья находились на уровне губ.

Л о г о п е д. Задрожали листы, облетая,

Тучи неба закрыли красу,

С поля буря ворвавшися злая

Рвет и мечет и воет в лесу.

(А. Фет)

Превращайтесь в сильный осенний ветер. Сделайте глубокий вдох через нос и сильно подуйте на листья, вытянув губы трубочкой, не раздувая щеки.

Дети дуют по команде логопеда.

П е д а г о г. Ой, какой сильный ветер на аллее в парке! А теперь быстро соберите листья в корзинку.

Дети собирают листья в корзинку.

4.Составление плана рассказа по картине детьми. Формирование

навыка составления плана рассказа по картине.

Педагог вновь привлекает внимание детей к картине.

П е д а г о г. Подумайте, по какому плану вы сможете составить

рассказ о том, что вы видите на картине.

Д е т и. Сначала мы скажем, как называется картина и какая часть

парка на ней изображена. Потом опишем аллею. В конце рассказа мы отметим, какое настроение вызывает картина и почему.

П е д а г о г. Отлично. Подумайте одну минуту. И потом я готов послушать ваши рассказы.

  1. Рассказ детей по картине. Развитие связной речи, совершенствова-

ние навыка рассказывания по картине.

Педагог выслушивает два-три рассказа.

1-й р е б е н о к. Картина, которую мы видим, называется «Осень». На картине изображена аллея парка. Мы видим аллею ранним холодным осенним утром. Над аллеей стелется густой холодный туман. Неба и солнца не видно. Деревья на аллее уже голые, листья с них уже облетали и лежат на дорожке. Осенний ветер шуршит засохшими листьями и травой вдоль дорожки. Листья и в луже на дорожке. Видно, что в луже и в канале на заднем плане холодная темная вода. Картина вызывает грустное настроение. Она написана неяркими красками.

Педагог может предложить детям сравнить прослушанные рассказы.

  1. Упражнение «Узнай на ощупь». Развитие тактильных ощущений.

Логопед предлагает детям вновь сесть на стульчики и закрыть глаза.

П е д а г о г. Я хочу предложить вам очень интересное задание. Я поставлю перед вами контейнер, а вы опустите в него руки. Я закрою контейнер платком. Вы откроете глаза и расскажете, что нащупали в контейнере, каковы эти предметы на ощупь. Хочу подсказать вам, что я нашла все эти предметы на аллее осеннего парка.

Дети ощупывают предметы в накрытом платком контейнере и рассказывают о своих ощущениях.

1-й р е б е н о к. Я нашел желудь. Он гладкий, овальный, приятный на ощупь.

2-й р е б е н о к. Я нашел каштан. Он большой и колючий.

3-й р е б е н о к. Я нашла мох. Он влажный и мягкий.

4-й р е б е н о к. Я нашла лист клена. Он легкий, большой, сухой. (И т.п.)

П е д а г о г. Вы очень хорошо описали найденные предметы. Молодцы!

Педагог снимает платок и позволяет детям рассмотреть предметы в контейнере.

7. Упражнение «Осень». Координация речи с движением.

Педагог приглашает детей на ковер. Дети встают в круг и делают знакомое упражнение.

Осень. По утрам морозы. Встают на носочки и поднимают руки

вверх, а потом приседают.

В рощах желтый листопад. Кружатся на носочках. Руки на поясе.

Листья около березы Приседают, делают плавные движения

руками перед собой влево-вправо.

Золотым ковром лежат.

В лужах лед прозрачно-синий. Бегут по кругу на носочках.

На листочках белый иней. Останавливаются, приседают.

Е. Головин

8. Упражнение «Что лишнее?» Развитие зрительного внимания и восприятия. Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения).

Педагог предлагает детям сесть на ковер и ставит перед ними маленький коврограф. Он закрепляет на коврографе четыре картинки7 (волнушка, мухомор, подосиновик, сыроежка).

П е д а г о г. Поздней осенью в лесу еще можно найти грибы. Я хочу проверить, хорошо ли вы знаете, какие грибы считаются съедобными, а какие ядовитыми. Какой из этих грибов лишний и почему?

1-й р е б е н о к. Лишний мухомор, потому что он ядовитый, а волнушка, подосиновик и сыроежка – съедобные грибы.

Можно предложить детям рассмотреть еще 2-3 комплекта картинок и дать объяснения.

9. Упражнение «Собери в корзинки». Совершенствование навыка слогового анализа слов.

Педагог вновь закрепляет на коврографе картинки с изображениями грибов (ры-жик, бо-ро-вик, ли-сич-ка, мас-ле-нок, о-пя-та, вол-нуш-ка, сы-ро-еж-ка, по-до-си-но-вик, под-бе-ре-зо-вик), а детям раздает плоскостные изображения корзинок.

П е д а г о г. Соберите грибы в корзинки. Маша будет собирать грибы, в названиях которых только два слога. Настя соберет грибы, в названиях которых по три слога. Ваня соберет грибы, названия которых состоят из четырех слогов. А Вадик должен собрать грибы, названия которых делятся на пять слогов.

Дети выполняют задание. Педагог предлагает им проверить друг друга.

10. Окончание занятия. Оценка работы детей.

Педагог предлагает детям высказать впечатления о занятии, а потом оценивает деятельность каждого ребенка.


Конспект занятия по пересказу русской народной сказки

«Козлятки и волк»8 в младшей группе


Цель. Развитие связной речи.

Образовательные задачи. Учить детей пересказывать знакомую сказку с опорой на зрительные образы, добиваясь передачи ее содержания без пропусков и искажений. Помочь детям уяснить главное в характере сказочных героев. Учить выразительно передавать речь героев.

Развивающие задачи. Развивать связную речь, совершенствовать грамматический строй речи, работать над общими речевыми навыками (звукопроизношением, четкостью дикции, интонационной выразительностью речи).

Воспитательные задачи. Воспитывать любовь к родному языку, послушание, смелость.

Оборудование. Цветная иллюстрация к сказке, плоскостные фигурки.


Ход занятия

  1. Вводная беседа. Развитие диалогической речи, памяти.

Педагог демонстрирует иллюстрацию к сказке, выясняет, знакома ли сказка детям, кто им читал сказку, кто пробовал рассказать сказку сам. При подготовке к занятию целесообразно заучить с детьми песенку козы заранее. Тогда сказка будет восприниматься ими более живо, как нечто знакомое.

П е д а г о г. Кого вы видите на картинке?

Д е т и. Козу, козлят, волка.

П е д а г о г. Как называется сказка про козу, козлят и волка?

Д е т и. Волк и козлятки.

П е д а г о г. Кому читали или рассказывали эту сказку?


2. Выразительное рассказывание сказки педагогом с иллюстрированием на наборном полотне. Развитие речевого слуха, слухового внимания.

Жила-была коза. Сделала коза себе в лесу избушку и каждый день уходила за кормом в бор. Сама уйдет, а деткам велит крепко-накрепко запереться и никому дверей не отпирать. Воротится коза домой, постучит рожками в дверь и запоет:

  • Козлятушки, детятушки,

Отомкнитеся, отопритеся,

Ваша мать пришла,

Молочка принесла.

Я коза, во бору была,

Ела травку шелковую,

Пила воду студеную.

Бежит молочко по вымечку,

Из вымечка по копытечкам,

А с копытечек во сыру землю.

Козлятки услышат мать и отопрут ей дверь. Она покормит их и опять уйдет пастись.

Подслушал козу волк и, когда она ушла, подошел к двери и запел толстым-претолстым голосом:

  • Вы, детушки, вы, батюшки,

Отопритеся, отворитеся.

Ваша мать пришла,

Молока принесла…

Полны копытца водицы!

Козлятки послушали волка и говорят:

  • Слышим, слышим! Не матушкиным голосом поешь, матушка поет тоньше и не так причитает.

И не отворили дверей волку. Волк так и ушел несолоно хлебавши. Пришла мать и похвалила деток, что ее послушались:

  • Умницы, вы, деточки, что не отперли волку, а то бы он вас всех съел.

  1. Беседа по сказке. Развитие диалогической речи, памяти.

Педагог начинает беседу с детьми после небольшой паузы. Во время

беседы целесообразно поработать над общими речевыми навыками, поупражнять детей в пении песенки козы высоким голосом, песенки волка – низким голосом, обратить внимание детей на интонирование речи. Если детям сложно интонировать речь, необходимо дать образец, чтобы они могли повторить высказывание с нужной интонацией.

П е д а г о г. Что коза наказывала козлятам?

Д е т и. Запереться и дверь не открывать.

П е д а г о г. Какую песенку пела коза?

Д е т и. Козлятушки, детятушки,

Отопритеся, отворитеся,

Ваша мать пришла,

Молочка принесла.

Я коза, во бору была,

Ела травку шелковую,

Пила воду студеную.

Бежит молочко по вымечку,

Из вымечка по копытечкам,

А с копытечек во сыру землю.

П е д а г о г. Кто подслушал козу?

Д е т и. Волк.

П е д а г о г. Какую песенку спел волк?

Д е т и. Вы, детушки, вы, батюшки,

Отопритеся, отворитеся.

Ваша мать пришла,

Молока принесла…

Полны копытца водицы!

П е д а г о г. Что сказали волку козлята?

Д е т и. Слышим, слышим! Не матушкиным голосом поешь, матушка поет тоньше и не так причитает.

П е д а г о г. Как коза похвалила козлят?

Д е т и. Умницы, вы, деточки, что не отперли волку, а то бы он вас

всех съел.

П е д а г о г. Какой была коза?

Д е т и. Доброй, заботливой, нежной.

П е д а г о г. Как говорила коза?

Д е т и. Ласково.

П е д а г о г. Каким был волк?

Д е т и. Злым, страшным, глупым.

П е д а г о г. Как он говорил?

Д е т и. Толстым-претолстым голосом.

П е д а г о г. Какими были козлята?

Д е т и. Послушными и умными.

П е д а г о г. Почему вы так считаете?

Д е т и. Они послушались маму и не открыли дверь волку.


4. Повторное рассказывание сказки педагогом с нацеливанием

детей на пересказ. Развитие речевого слуха.

5. Пауза для обдумывания сказки детьми.

6. Пересказ сказки 2-3 детьми с опорой на иллюстрацию или

картинку, составленную из плоскостных фигурок. Развитие связной речи.

  1. Инсценирование сказки.

Педагог предлагает детям поиграть в сказку, выбрать себе персонаж, соответствующий костюм, подумать, какой характер у его героя, каким голосом он говорит.

  1. Оценка речевой деятельности детей.



Занятие по развитию связной речи в подготовительной к школе группе

Лексическая тема. Новый год

Тема занятия. Составление рассказа из коллективного опыта «Новогодний бал в детском саду».

Цель. Развитие связной речи.

Образовательные задачи. Совершенствование навыков коллективного составления плана рассказа, составления рассказа из коллективного опыта.

Развивающие задачи. Развитие речевого слуха, памяти, мелкой моторики, координации речи с движением.

Воспитательные задачи. Воспитание навыков коллективной работы.

Предварительная работа. Подготовка к новогоднему утреннику (разучивание песенок, танцев, хороводов, сценок, изготовление костюмов), разучивание пальчиковой гимнастки «Подарки».

Оборудование. Видеопроектор, экран, видеозапись новогоднего утренника, фотографии моментов подготовки к утреннику, фотографии с утренника, искусственная украшенная елочка, фигурки деда Мороза и Снегурочки, мешок Деда Мороза, гирлянда.


Ход занятия

  1. Организационный момент. Сообщение темы занятия. Создание

эмоционального фона. Просмотр фрагмента видеозаписи

Педагог предлагает детям занять стульчики, стоящие полукругом перед экраном, выключает свет и включает видеозапись. После просмотра фрагмента видеозаписи педагог включает свет.

П е д а г о г. Что вы увидели?

Д е т и. Мы увидели наш новогодний бал.

П е д а г о г. Каким он был?

Д е т и. Веселым, красивым, праздничным, радостным.

П е д а г о г. Как вы думаете, почему я решила показать вам наш новогодний бал?

Д е т и. Наверное, мы будем составлять рассказ о нем.

П е д а г о г. Верно. Вы составите рассказ о нашем новогоднем бале. Для того, чтобы вы вспомнили о том настроении, которое было у вас на балу, я принесла на занятие вот эти атрибуты.

Педагог ставит на столик перед детьми небольшую елочку, украшенную игрушкам и гирляндой, ставит фигурки Деда Мороза и Снегурочки, кладет мешок с подарками.


  1. Подготовка к рассказыванию, коллективное составление пла-

на. Совершенствование навыка составления коллективного плана рассказа.

Педагог помещает на доску перед детьми фотографии, на которых запечатлены моменты подготовки к празднику.

П е д а г о г. Посмотрите на фотографии и подумайте, с чего вы начнете рассказ, о чем будете рассказывать сначала.

1-й р е б е н о к. Сначала мы расскажем, как готовились к празднику, разучивали стихи и песенки, готовили сценки.

2-й р е б е н о к. Еще мы расскажем, как вместе с мамами придумывали и делали костюмы.

3-й р е б е н о к. Конечно же, мы расскажем, как взрослые украшали елку в зале, а нас туда не пускали, зато мы сами украшали елку в группе, раздевалку и наш прогулочный участок.

Педагог помещает на доску фотографии, на которых запечатлены моменты праздника.

П е д а г о г. О чем вы будете рассказывать дальше?

3-й р е б е н о к. Потом мы расскажем, как мы вошли в зал и удивились, как там красиво.

П е д а г о г. Расскажите о ваших впечатлениях.

4-й р е б е н о к. Мы вошли в зал под музыку. Елка поднималась до самого потолка. Разноцветны игрушки сверкали всеми цветами радуги. Пышные гирлянды висели под потолком. От зеркального шара по всему залу бегали солнечные зайчики.

П е д а г о г. Как вы продолжите рассказ?

5-й р е б е н о к. Мы будем рассказывать, как проходил бал, как мы водили хороводы, пели песни, разыгрывали сценки.

П е д а г о г. О чем еще вы обязательно расскажете?

6-й р е б е н о к. Мы расскажем, как в разгар праздника появились Дед Мороз и Снегурочка, как Дед Мороз загадывал нам загадки, Снегурочка играла с нами в самые веселые игры.

П е д а г о г. Чем вы закончите рассказ?

7-й р е б е н о к. Мы расскажем о том, как дед Мороз и Снегурочка раздали нам подарки.

П е д а г о г. Молодцы! Вы все вместе составили план рассказа о новогоднем празднике в детском саду.

Педагог убирает фотографии.


  1. Пальчиковая гимнастика «Подарки». Развитие мелкой моторики,

координация речи с движением.

Педагог приглашает детей в центр группового помещения и предлагает сделать знакомую пальчиковую гимнастику.

Дед Мороз принес подарки: Выполняют хлопки в ладоши.

Буквари, альбомы, марки, Загибают на каждое название по одному

Кукол, мишек и машины, пальцу на обеих руках.

Попугая и пингвина,

Шоколадок полмешка

И пушистого щенка. Изображают из пальцев правой руки мордочку

Гав! Гав! Гав! щенка.



  1. Отгадывание загадок и толкование загадок. Развитие мышления,

памяти, речи.

Педагог предлагает детям остаться на ковре.

П е д а г о г. А сейчас я загадаю вам загадки.

Колючая, пушистая,

Зеленая, душистая.

Приходит в гости лишь раз в год,

Вокруг мы водим хоровод.

Д е т и. Это елка.

П е д а г о г. Как вы догадались?

Д е т и. Елка колючая, пушистая, зеленая, душистая. Мы ставим дома елку раз в год. Вокруг елки мы водим хоровод.

П е д а г о г. Послушайте еще одну загадку.

Кто приносит нам игрушки:

Мишку, кубики, хлопушки,

Книжки разные и марки –

Новогодние подарки?

Д е т и. Это Дед Мороз.

П е д а г о г. Как вы догадались?

Д е т и. Дед Мороз всегда приносит нам много подарков: игрушки, книжки, сладости.

П е д а г о г. Отлично! Вы справились с моими заданиями. Возвращайтесь на стульчики.


  1. Напоминание педагогом плана рассказа. Развитие речевого

слуха.

Педагог помещает на доску перед детьми несколько фотографий

П е д а г о г. Я напомню план вашего рассказа о новогоднем празднике. Сначала вы расскажете о том, как готовились к празднику. Потом вы опишете, что увидели, когда вошли в зал. Затем вы расскажете, что вы делали на празднике до прихода Деда Мороза. Наконец, вы будете рассказывать, что было, когда в зале появились Дед Мороз и Снегурочка. И, завершая рассказ, вы опишете, чем закончился праздник.


  1. Пауза для подготовки детей к рассказыванию.


  1. Рассказывание по частям. Развитие связной речи.

Педагог предлагает детям выйти к доске и рассказать о новогоднем празднике по частям.

1-й р е б е н о к. Мы долго готовились к новогоднему балу, разучивали песни, танцы, стихи. Мамы шили нам костюмы. Взрослые украшали елку в зале, и нас туда не пускали. Зато мы украшали свою группу, раздевалку и участок, елочку в группе.

2-й р е б е н о к. И вот наконец праздничный день настал. Мы вошли в зал под музыку. Елка поднималась до самого потолка. Разноцветны игрушки сверкали всеми цветами радуги. Пышные гирлянды висели под потолком. От зеркального шара по всему залу бегали солнечные зайчики. Бал начался. Мы кружились в хороводе, пели, играли в оркестре.

3-й р е б е н о к. В самый разгар праздника появились Дед Мороз и Снегурочка. Веселье продолжалось. Дед Мороз загадывал нам загадки, Снегурочка играла с нами в самые веселые игры.

4-й р е б е н о к. А закончилось все раздачей подарков. Чего в них только не было: и апельсины, и сладости, и игрушки. Нам очень понравился новогодний бал.

Педагог предлагает детям оценить работу товарищей, а рассказчикам сесть на свои места.


  1. Обобщающий рассказ. Развитие связной речи.

Педагог вызывает одного из детей и предлагает ему составить обобщающий рассказ.

5-й р е б е н о к. Мы долго готовились к новогоднему балу, разучивали песни, танцы, стихи. Мамы шили нам костюмы. Взрослые украшали елку в зале, и нас туда не пускали. И вот наконец праздничный день настал. Мы вошли в зал под музыку. Елка поднималась до самого потолка. Разноцветны игрушки сверкали всеми цветами радуги. Пышные гирлянды висели под потолком. От зеркального шара по всему залу бегали солнечные зайчики. Бал начался. Мы кружились в хороводе, пели, играли в оркестре. В самый разгар праздника появились Дед Мороз и Снегурочка. Веселье продолжалось. Дед Мороз загадывал нам загадки, Снегурочка играла с нами в самые веселые игры. А закончилось все раздачей подарков. Чего в них только не было: и апельсины, и сладости, и игрушки. Нам очень понравился новогодний бал.

Педагог предлагает детям оценить работу рассказчика.


  1. Организация окончания занятия.

По предложению педагога дети рассказывают о том, чем они занимались. Педагог оценивает работу каждого ребенка.


Образец рассказа из личного опыта «Один день зимних каникул», составленный ребенком седьмого года жизни совместно с родителями


Я расскажу о том, как мы с папой и мамой провели один день зимних каникул на лыжной прогулке в Кавгалово.

Вечером мы подготовили лыжи и одежду для нашей прогулки, поэтому утром после завтрака мы быстро собрались и вышли из дома.

На улице шел легкий снежок, было морозно. Папа прогрел машину, погрузил наши лыжи и рюкзаки, и мы отправились в путь.

На кольцевой дороге было не очень много машин, поэтому мы быстро доехали до Кавголово, оставили машину на стоянке, надели лыжи и пошли по лыжне.

Мы как будто попали в сказочный лес. Лыжня шла между высокими елями. Ветки елей были покрыты снегом. Снег поскрипывал под нашими лыжами. Через час мы сделали стоянку, нашли несколько пеньков, очистили их от снега, сели, разложили наши бутерброды, открыли термос с чем. Не успели мы перекусить, как на одной из елок появилась белка. Мама достала горсточку орехов, и белка прыгнула прямо ко мне на руку. Папа сфотографировал, как я кормлю белку. После отдыха мы вышли к склону и стали кататься с горы. Там было очень весело. Я несколько раз упал, но зато научился быстро подниматься по склону. Потом мы смотрели, как спортсмены прыгают с большого трамплина. Когда стемнело, мы вернулись к своей машине и поехали домой. Я так устал, что уснул и увидел во сне и сказочные елки, и белочку, и большой трамплин. Мне очень понравилась наша лыжная прогулка.



Конспект интегрированного занятия по обучению рассказыванию

по воображению

в подготовительной к школе группе

Тема. Ранняя весна. Первые весенние цветы. Насекомые весной.

Цель. Развитие связной речи.

Образовательные задачи. Совершенствование грамматического

строя речи, употребление предложно-падежных конструкций. Совершенствование навыка коллективного рисования картины, умения рисовать объекты по памяти, передавать движения насекомых в рисунке.

Развивающие задачи. Развитие планирующей функции речи, подвижности, координации речи с движением,

Воспитательные задачи. Воспитание люби и бережного отношения к природе.

Оборудование. Горшочек с кустиком мать-и-мачехи, игрушка-пчелка, музыкальный центр, запись спокойной инструментальной музыки, баночки с красками, подставки для кисточек, тонкие кисточки, влажные салфетки.

Предварительная работа. Разучивание стихотворения «Мать-и-мачеха». Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Пчелки на разведках».


Ход занятия

  1. Организационный момент. Сообщение темы занятия. Создание

эмоционального положительного фона.

Педагог9 приглашает детей к столику, на котором стоит горшочек с цветущим кустиком мать-и-мачехи.

П е д а г о г. Посмотрите, какой замечательный цветок появился у нас в центре природы. Как он называется?

Д е т и. Это мать-и-мачеха.

П е д а г о г. Появление на проталинах мать-и-мачехи является одной из примет весны. Я выкопала это растение на проталинке и пересадила в горшок, чтобы оно зацвело к сегодняшнему занятию. Вспомните стишок об этом растении.

Один из детей рассказывает стихотворение.

Золотые лепестки,

Тонкий стебелек.

Распустился у реки

Солнечный цветок.

Только тучка набежала,

Сжались лепесточки.

На высоких стебельках

Круглые комочки.


Педагог сажает на один из цветков игрушку-пчелку.

П е д а г о г. Кто это?

Д е т и. Это пчела.

П е д а г о г. Пчелы просыпаются как только зацветают верба и мать-и-мачеха. Вот и эта пчелка уже проснулась. И сегодня мы с вами попробуем все вместе сочинить сказку о ней. Я начну рассказывать сказку, а вы будет продолжать.

  1. Коллективное сочинение сказки о пчелке. Развитие планирующей

функции речи. Развитие связной речи.

Педагог предлагает детям сесть на стульчики, ставит цветок с сидящим на нем пчелкой на столик перед ними.

П е д а г о г. Наступила весна. Пригрело солнышко. Проснулись в улье пчелы и собрались на разведку. «Я полечу к детскому саду», - сказала пчелка Павлинка, - «Там в прошлом году очень рано распустились цветы мать-и-мачехи. А они такие душистые. В них так много сладкого нектара».

Подумайте, что было дальше. Расскажите, как пчелка летела к детскому саду, какие весенние изменения в природе она видела по дороге, как нашла цветы у нас на участке и собрала из них нектар. Может быть, вы хотите рассказать, как пчелка увидела нас, что она подумала о нас, как рассказала о нас своим подружкам-пчелкам, вернувшись в улей.

Если есть необходимость, педагог подсказывает примерный план рассказа каждому из детей.

1-й р е б е н о к. И Павлинка полетела к знакомому детскому саду. Она летела через парк и увидела, что в парке у ручья уже зацвели кусты вербы. «Нужно рассказать об этом подружкам», – подумала пчелка.

2-й р е б е н о к. Прилетела пчелка к детскому саду и увидела детей, которые гуляли на весеннем солнышке. Они рисовали мелками на асфальте, играли в пятнашки, смотрели на веселых воробьев, которые купались в луже. «Какие чудесные ребятишки», – подумала Павлинка.

3-й р е б е н о к. Но тут она увидела чудесные ярко-желтые цветки мать-и-мачехи на солнечной полянке у забора. Павлинка опустилась на цветы и стала с удовольствием собирать нектар.

4-й р е б е н о к. Когда пчелка набрала достаточно нектара, она взлетела и отправилась в обратный путь. Когда она долетела до родного улья, она сразу же рассказала своим подружкам и о кустах вербы в парке, и о чудесных ребятишках, и о цветах мать-и-мачехи. Пчелки решили на следующий день отправиться сначала в парк за нектаром с цветущей вербы, а потом в детский сад за нектаром мать-и-мачехи.

П е д а г о г. Молодцы! Вы все вместе сочинили чудесную сказку. Я вами горжусь. Давайте немного поиграем и отдохнем, а потом продолжим работу.

  1. Подвижная игра «Пчела». Развитие подвижности, координация

речи с движением.

По предложению педагога дети выходят на ковер и делают знакомое упражнение.

Прилетела к нам вчера Бегут по кругу, машут руками, как крылышками.

Полосатая пчела,

А за нею шмель-шмелёк Меняют направление движения.

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза, Еще раз меняют направление движения.
Как фонарики глаза.

Пожужжали, полетали, Останавливаются, встают лицом в круг, жужжат.

От усталости упали. Падают на ковер.

  1. Релаксационная пауза.

Педагог выключает свет, включает спокойную музыку.

П е д а г о г. Лягте на спину, вытяните руки вдоль тела, закройте глаза. Расслабьтесь от кончиков пальцев ног, до кончиков пальцев рук. Дышите глубоко и спокойно, слушайте музыку.

Через две минуты педагог включает свет, выключает музыку.

П е д а г о г. Медленно садитесь, потянитесь сидя.

  1. Игра «Пчелка на разведке». Совершенствование грамматического

строя речи, употребление предложно-падежных конструкций.

Педагог садится на ковер рядом с детьми, они образуют круг. Педагог ставит перед ними цветок с пчелкой.

П е д а г о г. Давайте поиграем с пчелкой. Помните, мы читали рассказ К. Ушинского «Пчелки на разведках»? Вот и наша пчелка отправится на разведку. Она будет совершать действия, а вы будете составлять предложения.

Педагог совершает действия с пчелкой, а дети их комментируют.

1-й р е б е н о к. Пчелка взлетела с цветка.

2-й р е б е н о к. Пчелка кружится над цветком.

3-й р е б е н о к. Пчелка улетела от цветка.

4-й р е б е н о к. Пчелка подлетела к цветку.

1-й р е б е н о к. Пчелка села на цветок.

2-й р е б е н о к. Пчелка прячется за цветком.

3-й р е б е н о к. Пчелка вылетает из-за цветка.

4-й р е б е н о к. Пчелка прячется под цветком.

1-й р е б е н о к. Пчелка вылетает из-под цветка.

П е д а г о г. Что за предложения вы сейчас составили?

Д е т и. Мы составили предложения с предлогами.

П е д а г о г. Молодцы! Вы отлично справились с заданиями.

  1. Рисование картины «Пчелки на разведках». Совершенствование

навыка коллективного рисования картины, умения рисовать объекты по памяти, передавать движения насекомых в рисунке.

Педагог приглашает детей к мольберту, на котором закреплен лист ватмана с уже нарисованным на нем кустом цветущей вербы, ставит на стол баночки с красками, подставки с кисточками, кладет влажные салфетки. Он обращает внимание детей на пчелу и просит внимательно ее рассмотреть.

П е д а г о г. Сейчас мы продолжим работу над картиной, которую начали рисовать вечером. Она будет называться «Пчелки на разведках». Каждый из вас нарисует одну пчелу. Тело пчелки вы нарисуете кончиком указательного пальца, обмакнув его в желтую краску. Выберите место на картине для своей пчелки, обмакните палец в краску, приложите его к бумаге.

Дети выполняют задание. Педагог предлагает им вытереть пальцы влажными салфетками.

П е д а г о г. Тело пчелки подсохло, значит вы можете нарисовать на нем полоски тонкой кисточкой, обмакнув ее в черную краску. Помните, что полоски сосредоточены в задней части тела пчелки, часть тела возле головы без полосок.

Дети выполняют задание.

П е д а г о г. Обмакните кисточку в черную краску еще раз и самым кончиком кисточки нарисуйте двойные крылышки пчелки.

Дети выполняют задание.

П е д а г о г. Обмакните кисточку в черную краску еще раз и самым кончиком кисточки нарисуйте глазки и усики пчелки.

Дети выполняют задание.

П е д а г о г. Какая чудесная картина получилась! Давайте все вместе поаплодируем. Мы повесим картину в раздевалке, чтобы ваши папы и мамы могли полюбоваться ею.

  1. Организация окончания занятия.

Педагог предлагает детям рассказать о том, что дети делали на

занятии, что им было интересно делать, а потом оценивает деятельность каждого ребенка.



1 Н. В. Нищева. «Волшебное дерево» - СПб., ДЕТСТВО0ПРЕСС, 2017

2 Нищева Н. В. Четыре времени года. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

3 Нищева Н. В. Наш детский сад. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014

4 Нищева Н. В. Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

5 Нравственную оценку поступка мальчика можно попросить сделать воспитателя в беседе с детьми в свободное время.

6 Нищева Н. В. Четыре времени года. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

7 Нищева Н.В. Играйка 1. – Спб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2005

8 Нищева Н. В. Формирование навыка пересказа у детей дошкольного возраста на основе текстов русских народных сказок. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014

9 Это может быть как учитель-логопед, так и воспитатель.

47