СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей "Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ. Познавательное развитие детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО"

Нажмите, чтобы узнать подробности

. В соответствии с ФГОС познавательное развитие включает следующие цели и задачи:

  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ. Познавательное развитие детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО"»

Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. Ведь согласитесь, если маленький ребенок ничего, кроме квартиры, не видит и не знает, у него и мышление совсем узкое.

Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Именно познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности малыша в освоении нового. Однако ребёнок учится не только получать информацию, но и пользоваться приобретёнными знаниями. В соответствии с ФГОС познавательное развитие включает следующие цели и задачи:

  • формирование познавательных действий, становление сознания;

  • развитие воображения и творческой активности;

  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Виды деятельности для познавательного развития в ДОУ

Задачи познавательного развития можно включать в любую деятельность в ДОУ, однако основным видом познавательной деятельности для дошкольников является игра. Чем старше становится ребёнок, тем сложнее и многообразнее могут быть игры. Так, для малыша 3–4 лет познавательное развитие возможно через совершенствование конструктивных умений: играя с кубиками, ребёнок учится расставлять их в нужном порядке, сооружать из них разные башни и другие предметы, называть правильно конструкторские материалы (кубики, кирпичики, пластинки и др.). С конструктором дошкольник учится объединять объекты по сюжету, например, из кубиков он может построить дом, а из пластин — скамейку и подъездную дорожку. Все окружающие малыша предметы должны быть яркими и привлекательными, иметь понятную форму, цвет и назначение. Младшие дошкольники охотно играют с предметами, напоминающими бытовое окружение взрослых: пластиковая посуда, кукольная одежда, миниатюрные приспособления для уборки и т. п. Таким образом дети пытаются подражать взрослым, в первую очередь родителям, и постепенно познают мир повседневного быта.

Содержание образовательной области «Познавательное развитие»

 

2.2.1.  Тематический модуль

«Развитие познавательно – исследовательской деятельности»

 

    Формы работы по развитию познавательно – исследовательской деятельности:

  • обучение в повседневных бытовых ситуациях;

  • самостоятельная деятельность в развивающей среде.

  • занятия;

  • опыты (экспериментирование);

  • коллекционирование;

  • развивающие игры;

  • изобразительная деятельность;

  • конструкторская деятельность;

  • трудовая деятельность;

  • наблюдения;

  • игровая деятельность ( сюжетно – ролевые игры, игра – драматизация, подвижные игры).

 

   Методы работы по развитию познавательно – исследовательской деятельности:

1/ Наглядные: наблюдения (кратковременные, длительные, определение состояния предмета по отдельным признакам, восстановление картины целого по отдельным признакам, рассматривание картин, демонстрация фильмов)

2/ Практические: игры, дидактические игры: предметные, настольно-печатные, словесные, игровые упражнения и игры-занятия, подвижные игры, творческие игры (в том числе строительные), труд в природе (индивидуальные поручения, коллективный труд), элементарные опыты.

3/ Словесные: рассказ, беседа, чтение

4/ Методы, повышающие познавательную активность:

  • Элементарный анализ

  • Сравнение по контрасту и подобию, сходству

  • Группировка и классификация

  • Моделирование и конструирование

  • Ответы на вопросы детей

  • Приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы

5/ Методы, вызывающие эмоциональную активность:

  • Воображаемая ситуация

  • Придумывание сказок

  • Игры-драматизации

  • Сюрпризные моменты и элементы новизны

  • Юмор и шутка

  • Сочетание разнообразных средств на одном занятии

6/ Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности:

  • Прием предложения и обучения способу связи разных видов деятельности

  • Перспективное планирование

  • Перспектива, направленная на последующую деятельность

  • Беседа

7/ Методы коррекции и уточнения детских представлений:

  • Повторение

  • Наблюдение

  • Экспериментирование

  • Создание проблемных ситуаций

 

   Направления тематического модуля:

  • Первичные представления об объектах окружающего мира;

  • Сенсорное развитие

  • Дидактические игры

  Содержание тематического модуля «Развитие познавательно – исследовательской деятельности»

Направления

тематического модуля

5-6 лет

6-7 лет

Первичные представления об объектах   окружающего мира

 

 

Закреплять представления о предметах и явлениях окружающей   действительности. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать,   выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего   мира.

Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливатьих сходство и различия (найди в группе предметы такой же формы, такого   же цвета; чем эти предметы похожи и чем отличаются и т. д.).

Формировать умение подбирать пары или группы предметов, совпадающих по   заданному признаку (длинный — короткий, пушистый — гладкий, теплый — холодный   и др.).

Развивать умение определять материалы, из которых изготовленыпредметы. Учить сравнивать   предметы (по назначению, цвету, форме, материалу), классифицировать их   (посуда — фарфоровая, стеклянная, керамическая, пластмассовая).

Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире;   о простейших связях между предметами ближайшего окружения.

Углублять представления о существенных характеристиках предметов, о   свойствах и качествах различных материалов. Расширять представления о   качестве поверхности предметов и объектов.

Учить применять разнообразные способы обследования предметов(наложение, приложение,   сравнение по количеству и т. д.).

Развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая   занимательные опыты, фокусы; привлекать к простейшим экспериментами наблюдениям.

Сенсорное развитие

 

Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и   отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т.   п.), включая органы чувств: зрение, слух,

осязание, обоняние, вкус.

Продолжать знакомить с цветами спектра: красный, оранжевый, желтый,   зеленый, голубой, синий, фиолетовый(хроматические) и белый, серый и черный   (ахроматические). Учить различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно   называть их. Показать детям особенности расположения цветовых тонов в   спектре.

Продолжать знакомить с различными геометрическими фигурами,

учить использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные формы.

Формировать умение обследовать предметы разной формы; при об-

следовании включать движения рук по предмету. Расширять представления   о фактуре предметов (гладкий, пушистый, шероховатый и т. п.).

Совершенствовать глазомер.

Развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая   занимательные опыты, фокусы, привлекая к простейшим экспериментам.

Развивать зрение, слух, обоняние, осязание,вкус, сенсомоторные   способности.

Совершенствовать координацию руки и глаза; развивать мелкую моторику   рук в разнообразных видах деятельности.

Развивать умение созерцать предметы, явления (всматриваться,   вслушиваться), направляя внимание на более тонкое различение их качеств.

Учить выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов;   сравнивать предметы по форме, величине, строению, положению в пространстве,   цвету; выделять характерные детали, красивые   сочетания цветов и оттенков, различные звуки (музыкальные, природные и др.).

Развивать умение классифицировать предметы по общим качествам(форме, величине, строению,   цвету).

Закреплять знания детей о хроматических и ахроматических цветах.

Проектная деятельность

Создавать условия для реализации детьмипроектов трех типов: исследовательских, творческих и нормативных.

Развивать проектную деятельность исследовательского типа.   Организовывать презентации проектов. Формировать у детей представления об   авторстве проекта.

Создавать условия для реализации проектной деятельности творческого   типа. (Творческие проекты в этом возрасте носят индивидуальный характер.)

Способствовать развитию проектной деятельности нормативного типа.   (Нормативная проектная деятельность — это проектная деятельность,направленная на выработку   детьми норм и правил поведения в детскомколлективе.)

Развивать проектную деятельность всехтипов (исследовательскую, творческую, нормативную).

В исследовательской проектной деятельности формировать умениеуделять внимание анализу   эффективности источников информации. Поощрять обсуждение проекта в кругу   сверстников.

Содействовать творческой проектной деятельности индивидуальногои группового характера.

В работе над нормативными проектами поощрять обсуждение детьмисоответствующих этим проектам   ситуаций и отрицательных последствий,которые могут возникнуть при нарушении установленных норм.

Помогать детям в символическом отображении ситуации, проживании ее   основных смыслов и выражении их в образной форме.

Дидактические игры

 

Организовывать дидактические игры, объединяя детей в подгруппы по 2–4   человека; учить выполнять правила игры.

Развивать в играх память, внимание, воображение, мышление, речь,   сенсорные способности детей. Учить сравнивать предметы, подмечать   незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал),   объединять предметы по общим признакам, составлять из части целое (складные   кубики, мозаика, пазлы), определять изменения в расположении предметов   (впереди, сзади, направо, налево, под, над,посередине, сбоку).

Формировать желание действовать с разнообразными дидактическими

играми и игрушками (народными, электронными, компьютерными и др.).

Побуждать детей к самостоятельности в игре, вызывая у них эмоцио-

нально-положительный отклик на игровое действие.

Учить подчиняться правилам в групповых играх. Воспитывать твор-

ческую самостоятельность. Формировать такие качества, как дружелюбие,   дисциплинированность. Воспитывать культуру честного соперничества в   играх-соревнованиях.

Продолжать учить детей играть в различныедидактические игры (лото,   мозаика, бирюльки и др.). Развивать умениеорганизовывать игры, исполнять роль ведущего.

Учить согласовывать свои действия с действиями ведущего и других   участников игры.

Развивать в игре сообразительность, умение самостоятельно решатьпоставленную задачу.

Привлекать детей к созданию некоторых дидактических игр («Шумелки»,   «Шуршалки» и т. д.). Развивать и закреплять сенсорные способности.

Содействовать проявлению и развитию в игре необходимых для подготовки   к школе качеств: произвольного поведения, ассоциативно-образного и   логического мышления, воображения, познавательной активности.

 

 

2.2.2.  Тематический модуль

«Формирование элементарных математических представлений»

 

   Формы работы по формированию элементарных математических представлений:

  • Обучение в повседневных бытовых ситуациях;

  • Демонстрационные опыты;

  • Сенсорные праздники на основе народного календаря;

  • Театрализация с математическим содержанием – на этапе объяснения или повторения и закрепления;

  • Коллективное занятие;

  • Самостоятельная деятельность в развивающей среде.