СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей "Речевая готовность ребенка к школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данной консультации : познакомить родителей с принципами, правилами и упражнениями для эффективной речевой подготовки детей к школе. 

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Речевая готовность ребенка к школе"»

Консультация для родителей детей 6- 7 лет на тему

"Речевая готовность ребёнка к школе"


Скоро Ваш ребёнок дошкольник станет школьником. Это новый социальный статус. Переход от игровой деятельности к учебной очень важен для ребёнка. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и включает не только хорошее физическое развитие, достаточный запас знаний и представлений об окружающем, но и определённый уровень развития речи.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребёнком родного языка как средства общения. А это:

1.     Сформированность звуковой стороны речи. У ребёнка должно быть правильное, чёткое произношение звуков всех фонетических групп.

2.     Сформированность фонематических процессов, умение слышать, различать фонемы родного языка.

3.     Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу: умение выделять звуки в слове. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, твёрдый, мягкий. Уметь работать со схемой слова и схемой предложения.

4.     Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами, образовывать прилагательные от существительных.

5.    Сформированность грамматического строя речи: умение правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять однородными и второстепенными членами; работать с деформированным предложением; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Умение пользоваться развёрнутой фразовой речью, владеть пересказом рассказа. Самостоятельно составлять рассказ-описание.

В психологическом развитии речь играет огромную роль. Плохая, невнятная речь делает ребёнка замкнутым, застенчивым, молчаливым. Он пассивен на уроках и в общественной жизни школа и класса.
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе? Исходя из личного опыта общения с родителями детей с нарушениями речи, хочу выделить 3 категории родителей:
1категория. Нам не нужен логопед. Я сама буду учить ребёнка говорить. Это неверная позиция. Необходимо показать ребёнка специалисту, он обследует его, разработает план по коррекции речи. Общими усилиями вы подготовите ребёнка к школе. Помните: Легче ребёнка научить, чем переучить.
2 категория. У меня нет времени, учите сами. Также неверная позиция. Никакая самая тщательная работа логопеда не исключает необходимости участия родителей в развитии речи ребёнка. Причём, как правило, для своего ребёнка можно найти время для общения. Необязательно учить ребёнка говорить сидя за столом. Это можно делать во время прогулки, похода в магазин, во время уборки квартиры, на кухне.
3 категория. Активное сотрудничество родителей и логопеда.

В какие игры играть перед школой?

Играйте дома, на улице, играйте в дороге (по 3 — 4 игры в день):

1. Игра «Цепочка слов». Называть по очереди слова, начинающиеся на последний звук предыдущего слова. Пример: сова – апельсин – носок – кот…

2Развивайте ребенку ориентацию в пространстве. «Назови, что находится слева от тебя, справа, ближе, выше,.. и т.д.», на листе бумаги – игры «Морской бой», «Крестики-нолики».

3. Игра с мячом «Я знаю пять имен девочек» (пять названий фруктов, пять названий мебели,..) развивает взаимодействие руки, глаза и речи, необходимого при письме и чтении, обогащает словарь ребенка.

4. Игра «Из чего какое?». Сок из яблок – яблочный, а из груш? Слив? Дом из кирпича – какой? Книга из бумаги, одеяло из шерсти  и т.д.

5.Развивайте слуховую память. Начиная с 3-5 коротких слов, попросите ребенка запомнить и повторить их. Доведите до 10 слов. Так же поиграйте с числами. 6. Научив ребенка прыгать на скакалке, Вы подготовите его руку к письму, разовьете его выносливость.

6. Игра «Чей хвост (голова, ухо, глаза)?». У медведя – медвежий (медвежья, медвежье, медвежьи), а у змеи, у утки, у верблюда, у козы, и т.д.

7. Игры с мячом «Вышибалы», «Съедобное — несъедобное» развивают ориентацию в пространстве, мышление, реакцию, общую моторику, координацию, ловкость.

8. Учить сложные слова. (Сковородка стоит на плите. Милиционер Валерий регулирует движение.  Троллейбус остановился  у светофора и др.), скороговорки.

9. Развивайте ориентацию в собственном теле. «Покажи левую руку, правую ногу, правую коленку, …  Дотронься левой рукой до правого уха, до левого колена, правой рукой прикрой правый глаз, … и т.д.»

10. «Кто у кого?». У лисы – лисята, а у волка, собаки, свиньи, овцы…

11. Ориентация во времени: выучить наизусть по порядку времена года, названия месяцев, дней недели, времени суток (утро, день, вечер, ночь).

12. Игра «Большой-маленький». Стол – столик, рука — ?.. (ручка), язык — ?.. 13. Игра «Похлопай, как я!» Вы отхлопываете (можно отстучать по столу любым предметом) сперва простые ритмы:   !  ! ,  !!  !! ,  !  !!  ,  !! ! , затем сложнее: !  !!  ! ,  !!  !  !! ,  !!  !!! , … Ребенок слушает и старается его воспроизвести.

Обязательно читайте ребенку книги каждый день (хотя бы перед сном) и объясняйте ему все обороты речи, все слова, которые ему могут быть не ясны. Спрашивайте: «Что значит «знать назубок», «кудрявая девочка», «и наутёк», что такое «харчевня», «изгородь» и т. д.

Правильная речь — это заслуга не только воспитателя и логопеда, а, прежде всего, Вас — родителей, тех, кому подражают Ваши крохи, для кого Вы — пример, пример не только в данный момент, а на всю жизнь.