СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей: «Родителям будущих первоклассников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В первую очередь надо позаботиться о его здоровье.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей: «Родителям будущих первоклассников»»

Консультация для родителей:

«Родителям будущих первоклассников»





Чем заниматься с ребенком, чтобы он оказался готовым к школе?

В первую очередь надо позаботиться о его здоровье. Плавание, прогулки, велосипед - это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь.

Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца.

Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) - читать ребенку книги. Нужно читать (или рассказывать) детям книги не менее получаса в день.

Полезны занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, самостоятельную смекалку: рисование, лепка, конструирование. Помочь родителям самостоятельно определить уровень готовности ребенка к школе могут следующие критерии из адаптированного для России теста, разработанного американскими психологами:

Оценка развития познания.

- Владеет ли ребенок основными понятиями: правый-левый, большой-малый, и т.п.?

- Способен ли ребенок понимать простейшие принципы классификации, например: вещи, которые могут катиться, и которые не могут?

- Может ли малыш удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?

- Может ли ребенок назвать большинство букв алфавита?

Оценка базового опыта ребенка.

- Приходилось ли ребенку сопровождать вас в магазин, на почту, в сберкассу?

- Был ли он в библиотеке?

- Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать истории?

- Проявляет ли ребенок интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?

Оценка языкового развития.

- Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?

- Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?

- Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: пылесос, холодильник, стол и т.п.?

- Может ли ребенок объяснить, где расположены какие-то предметы: на столе, на стуле, на полу, у стены и т.п.?

- Может ли малыш рассказать историю, описать произошедший с ним случай?

- Четко ли ребенок выговаривает слова?

- Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?

- Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию?

Оценка уровня эмоционального развития.

- Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?

- Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?

- Легко ли малышу "переключиться" при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?

- Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении заданий с другими детьми?

Оценка умения общаться.

- Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними?

- Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?

- Способен ли ребенок слушать других не перебивая?

Оценка физического развития.

- Хорошо ли ребенок слышит?

- Хорошо ли он видит?

- Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?

- Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?

- Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?

- Выглядит ли ребенок здоровым, сытым и отдохнувшим?

Зрительное различение.

- Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы? Например, найти картинку, непохожую на остальные?

- Может ли ребенок различать буквы и короткие слова, например б-п, кот-год?

Зрительная память.

- Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из трех картинок, а потом одну убрать?

- Знает ли ребенок собственное имя и хотя бы шесть-восемь названий предметов, которые встречаются ему в повседневной жизни?

Зрительное восприятие.

- Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?

- Понимает ли ребенок, что читают слева направо?

 

Уровень слуховых способностей.

- В состоянии ли ребенок различать слова, начинающиеся на разные звуки, например лес-вес?

- Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?

- Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

Оценка отношения к книгам.

- Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?

- Внимательно ли и с удовольствием он слушает, когда вы читаете ему вслух?

- Задает ли ребенок вопросы о словах - что они значат и т.п.?

 

Общая и психологическая готовность.

Может ли ваш ребенок:

- Объяснить с помощью слов, а не показывая пальцем, чего он хочет?

- Изъясняться связно, например, "покажи мне…"

- Понимать смысл того, о чем ему читают?

- Четко выговорить свое имя?

- Запомнить свой адрес и номер телефона?

- Писать карандашом или мелками на бумаге?

- Пользоваться красками, пластилином, цветными карандашами, фломастерами?

- Вырезать ножницами с тупыми концами, причем ровно и не поранившись?

- Слушать и следовать полученным указаниям?

- Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?

- Сосредоточиться хоть на десять минут, чтобы выполнить полученное задание?

- Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?

- Положительно оценивать: я - человек, который многое может?

- "Подстраиваться", когда взрослые меняют тему разговора?

- Проявлять интерес к окружающим его предметам?

- Ладить с другими детьми?



Ваши взаимоотношения с ребенком, ваша роль в подготовке его к учебе.

(тут важно отвечать честно хотя бы перед собой)

- Нравится ли вам ваш малыш?

- Слушаете ли вы то, что ребенок говорит?

- Смотрите ли вы на малыша, когда он говорит с вами?

- Стараетесь ли вы создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит?

- Поправляете ли вы речь малыша?

- Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки?

- Хвалите ли вы малыша, обнимаете ли его?

- Смеетесь ли вы вместе с ним?

- Отводите ли вы каждый день время для чтения ребенку и для бесед с ним?

- Играете ли с малышом в какие-нибудь игры?

- Поощряете ли вы интересы и увлечения ребенка?

- Есть ли у малыша хотя бы одна-две собственные книги?

- Есть ли у ребенка дома место, которое отведено только ему?

- Стараетесь ли вы подать малышу пример, читая газеты, журналы, книги, вообще интересуясь окружающими событиями?

- Обсуждаете ли вы с малышом и со всей семьей что-то интересное из прочитанного или услышанного вами?

- Стараетесь ли вы сказать все за малыша, прежде чем он сам успеет открыть рот, в магазине или у зубного врача?

- Смотрите ли вы телевизор вместе с ребенком?

- Задаете ли вы малышу вопросы о смысле увиденного по телевизору?

- Ограничиваете ли вы возможность ребенка смотреть телевизор?

- Стараетесь ли вы ходить с малышом на прогулки?

- Собираетесь ли вы сводить ребенка в зоопарк, в театр, в музей?

...Хотим обратить ваше внимание на то, что все перечисленные критерии - тоже далеко не истина в последней инстанции, и вовсе не нужно стараться, чтобы ваш ребенок соответствовал им всем без исключения и в полной мере: кстати, ориентируясь по этому тесту, не обязательно пользоваться только оценками "да" или "нет": допускаются и варианты "всегда, иногда, часто, редко, никогда".

У любого малыша существует естественная, биологическая тяга к восприятию новой информации, иными словами - к обучению. И пресловутое детское любопытство - тоже основано на этом стремлении познавать новое. Вообще любознательность ребенка - один из лучших и эффективных "инструментов" его обучения.

Поэтому опять же, отмахиваться от детских вопросов - значит подавлять "пытливость его ума", а значит, и тягу к знаниям, и желание учиться. И в результате дети, на чьи вопросы в свое время не отвечали родители, начинают потихоньку отставать в учебе. Особенно если их любознательность (особенно ту, которая вроде бы к школьным знаниям не относится) так и продолжают подавлять.

Вообще в процессе той же подготовки к школе включение каких-то дидактических, обучающих элементов, причем повторяемых в нескольких вариантах, во всевозможные игры - тоже существенный шаг к пробуждению и закреплению интереса к школьной учебе. И даже в начальной школе обучение в принципе должно иметь характер определенной игры.

Собственно, основной принцип успешной учебы был сформулирован еще в старой песенке: "Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!" И если в школе это делают не всегда - вполне можно превратить в веселую игру выполнение тех же постылых домашний заданий.

То же самое с принадлежностями для учебы. Чем больше вещь напоминает игрушку - тем более привлекателен для ребенка весь процесс, связанный с использованием этой вещи. Поэтому стимулировать интерес к учебе можно, купив ребенку красивый, яркий (причем необязательно дорогой) портфель, пенал или хотя бы ластик.

Кстати, в таком процессе игры удовольствие от обучения развивается и закрепляется, если хотите, на уровне безусловных рефлексов - причем, что важно, удовольствие не столько от получения каких-то знаний, сколько от умения ими активно пользоваться и их применять в реальной жизни.

И потому еще одно из условий успешной учебы - явная применяемость знаний в реальных условиях (кстати, это действует на протяжении всех школьных лет). Когда ребенок чувствует, что получаемые знания не лежат мертвым грузом, а постоянно применяются в бытовых ситуациях, - это вновь и вновь мотивирует его эти полезные знания получать.

Во всех случаях суть в том, что ребенок выполняет завершающую стадию процесса, как бы получая подтверждение, что у него "все получилось", видя результаты своего труда. Точно так же, если вы учите ребенка, к примеру, вырезать фигурки из дерева, то начать нужно не с того, что подыскивать подходящий корень или ветку, а с полирования готовой фигурки… И те элементы школьной программы, которые построены по такому же принципу - дать возможность сразу почувствовать какие-то успехи, ведя ученика от конца к началу - дают, как показывает практика, наиболее успешные результаты.

И главное условие успешной учебы - сформировать не потребность выучить от сих до сих, а развитие так называемого "пытливого ума". Собственно говоря, все дети имеют изначально такой ум, а вот задача школы и родителей - эту пытливость поддерживать, а не подавлять"



Как эффективно распорядиться временем, оставшимся до школы?

В ОБУЧАЮЩЕМ азарте не забывайте, что ваш ребенок пока еще только дошкольник и потому не пытайтесь усадить его за стол и по 45 минут «проходить» с ним предметы. Ваша задача — лишь правильно оценить объем знаний и навыков, которыми должен владеть будущий ученик.

Математика

Совершенно необязательно уметь считать до ста, да это, по большому счету, и не представляет особой сложности. Гораздо важнее, чтобы ребенок ориентировался в пределах десятка, то есть считал в обратном порядке, умел сравнивать числа, понимал, какое большее, какое меньшее. Чем лучше он это знает, тем легче ему будет в школе научиться вычитать. Чтобы он не забыл цифры, пишите их. Если нет под рукой карандаша с бумагой, не беда, пишите их палочкой на земле, выкладывайте из камешков. Счетного материала вокруг предостаточно, поэтому между делом посчитайте шишки, ракушки, деревья. Предлагайте ребенку несложные задачки из окружающей его жизни. Например: на пляже под зонтиком сидят трое детей и четверо взрослых. Сколько всего человек под зонтиком? Ребенок должен уметь вслушиваться в условия задачи.

Чтение

К первому классу обычно все дети уже худо-бедно читают, так что вы можете поиграть с дошкольником в слова: пусть он назовет окружающие предметы, начинающиеся на определенный звук, или придумает слова, в которых должна встречаться заданная буква. Можно играть в испорченный телефон и раскладывать слово по звукам. И конечно, не забывайте читать. Выбирайте книжку с увлекательным сюжетом, чтобы ребенку хотелось узнать, что там дальше.

Разговорная речь

Обсуждая прочитанное, учите малыша ясно выражать свои мысли, иначе у него будут проблемы с устными ответами. Когда спрашиваете его о чем-либо, не довольствуйтесь ответом «да» или «нет», уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их. Компании его сверстников предложите поиграть. Например, ребята загадывают какой-нибудь предмет и по очереди описывают его водящему, не называя задуманное слово. Задача водящего отгадать это слово. Те же, кто загадал слово, должны как можно яснее описать загаданный предмет. С мячом можно играть в антонимы. «Черный» — кидаете вы ему мяч, «белый» — бросает ребенок вам в ответ. Точно так же играйте в съедобное-несъедобное, одушевленное-неодушевленное.

Общий кругозор

Многие родители думают, что чем больше слов знает ребенок, тем более он развит. Но это не совсем так. Сейчас дети буквально «купаются» в потоке информации, их словарный запас увеличивается, но важно, как они ими распоряжаются. Прекрасно, если ребенок может к месту ввернуть сложное слово, но при этом он должен знать самые элементарные вещи о себе, об окружающих его людях и мире: свой адрес (разделяя понятия «страна», «город», «улица») и не только имена папы и мамы, но и их отчество и место работы. К 7 годам малыш вполне уже может понимать, например, что бабушка — это мамина или папина мама. Но, главное, помните: все-таки в школу ребенок идет не только продемонстрировать свои знания, но и учиться. А лето — это в первую очередь отдых, а не «генеральная репетиция» перед школой.



Секреты успешной адаптации первоклассников

Чаще всего успешной адаптации мешает именно тревога родителей. Если вы очень переживаете по поводу школы, сначала справьтесь со своими чувствами. Вы опасаетесь, что ваш ребёнок станет чаще болеть? Боитесь, что его будут обижать? Не готовы к тому, что у него появятся близкие люди вне дома? Тревожитесь, что его станут слишком сурово наказывать? Нервничаете по поводу того, что другие дети научат его каким-то плохим словам?

Не стесняйтесь этих чувств и фантазий. Всем любящим родителям пришлось пройти через эту стадию. Вам тоже нужно время, чтобы привыкнуть к мысли, что ваш малыш уже подрос и вступает в новую фазу самостоятельной жизни. Понадобится время, чтобы обсудить свои чувства с близкими, посмеяться над своими страхами, поговорить с будущими учителями. Встретившись с преподавателями заранее, вы сможете лучше понять, кому вы доверяете своего ребёнка. Сможете спросить, сколько детей в классе; что обычно делают, если кто-то заболел, подрался; каким образом связываются с родителями в экстренных случаях?

Ответы учителей помогут вам принять правильное решение. Когда вы сами почувствуете уверенность, то сумеете передать своё спокойствие маленькому школьнику.

Чем проще и обыкновеннее будет выглядеть ваш малыш, тем легче ему будет найти своё место среди ровесников. Ребёнок, у которого яркая дорогая одежда, необычные, привлекающие внимание карандаши, пеналы, тетради, банты, становится похожим на яркую бабочку, он привлекает к себе слишком пристальное внимание и легко становится объектом насмешек.

В стремлении к сплочению детский коллектив быстро разделяет массу на «своих» и «чужих». В «свои» попадают те, которых большинство. В «чужие» записывают меньшинство – скажем, ребёнка с явным физическим дефектом или единственного мальчика во фраке и с бабочкой среди детей в майках и джинсах.

Если ваш ребёнок неминуемо относится к меньшинству (слишком полный или слишком маленький ростом, единственный представитель другой национальности в классе и т.п.), то придётся заранее встретиться с педагогами и рассказать им, как вы помогаете ему справиться с его сложностями. Расскажите, как вы учите его преодолевать смущение и защищать своё достоинство. Спросите у педагогов, как они решают подобные проблемы.

После тщательной подготовки ребёнок приходит в новую школу. И вот – момент, которого вы так боялись. Он куксится и начинает хныкать: «Я не хочу оставаться тут! Забери меня домой!» Если вы не готовы к такому повороту событий и растеряны – ребёнок удвоит шумовую атаку и сдобрит её драматическими эффектами. Может повалиться на пол и устроить истерику. Может прижаться к вам так, что трое взрослых не оттащат, или забиться в угол и начать дрожать. Словом, он задержит вас на пороге школы и превратит расставание в душераздирающую сцену. Для разрешения подобных трудностей имеет смысл придерживаться простых правил:

1. Готовьте ребёнка к событию заранее.

2. Поднимите малыша пораньше, чтобы у него было время спокойно умыться, одеться, позавтракать, полностью проснуться и немножко с вами подурачиться. Зарядившись с утра положительными эмоциями, он куда легче перенесёт грядущую разлуку.

3. На прощание дайте ребёнку сюрприз: смешной рисунок или забавную печатку на ладошку. Подбодрите его и будьте позитивны и спокойны сами.

4. Пожелайте ему доброго дня, скажите, что любите его и непременно придёте за ним вечером. Спокойно обнимите и уходите, помахав рукой.

После того, как ваш первоклассник придёт домой, спросите, что хорошего у него сегодня произошло. Постарайтесь не торопить с ответом и внимательно выслушайте рассказ.

Для успешной адаптации ребёнку нужно научиться проявлять гибкость, оптимизм, чувство ответственности. Ему необходимо выработать умение переключаться с одного вида деятельности на другой.

Поддержка всей семьи, мягкий юмор, терпение и доброжелательность, спокойствие и готовность дать маленькому человеку побольше самостоятельности в выполнении домашнего задания и подготовке к следующему учебному дню непременно сделают его более защищённым и уверенным в своих силах.



Рекомендации родителям будущих первоклассников



1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого.

Начало школьной жизни — большое испытание для маленького человека. Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе. Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе. Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.

2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться.

Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» — отвечают: «Мама». Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.

3. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи

Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши (карандаши придется на первых порах точить пока вам, дорогие родители). Все это как у взрослых, но — личная собственность ребенка! И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.

4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе

Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад. В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут...», «Двойки будут ставить...», «В классе засмеют...» В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны. В моей практике был такой случай. Девочка блестяще прошла вступительное тестирование, а на вопрос: «Хочешь ли ты учиться в школе?» уверенно ответила: «Нет!».

5. Не старайтесь быть для ребенка учителем.

Стремитесь к поддержанию дружеских отношений Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых. Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями. Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в программе торжества найдется место для совместных игр детей и взрослых. Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно.

6. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи

Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные — проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.

7. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений

«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...» должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем.

8. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе

Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет очередь к специалисту.

9. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни

Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями.) Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.

10. Научите ребенка самостоятельно принимать решения

Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех членов семьи на выходные дни -еще более сложное дело . Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.

11. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком

Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы. Продуктовые универсамы — очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте. Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится? Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной. Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение. Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.

12. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность

Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса. Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое... Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков. Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом котенка. Учите ребенка чувствовать. Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя