Консультация для родителей
Роль домашнего чтения в воспитании и развитии дошкольника
учитель – логопед:
Орленко Н.А.
«Семейное чтение тонкой нитью соединяет одну душу с другой, и тогда рождается родство души»
Я. Корчак
Чтение – один из главных механизмов социализации ребенка. С давних времен книга была источником знания, средством культурного развития и духовного роста. Книга всегда почиталась как особая ценность. Книги берегли и передавали как часть наследства. Основным источником приобщения к книге выступала семья. Семейное чтение – один из самых древних способов социализации человека. Традиция семейного чтения очень глубоко уходит в прошлое. В письменных источниках, таких как «Поучение князя Владимира Мономаха детям» и «Домострой», мы можем увидеть руководство для организации семейного чтения. К сожалению, интерес к чтению в последнее время снижается.
Исследователи отмечают, что интерес к книге, заложенный в раннем детстве, в большинстве случаев остается на всю жизнь. На родителях лежит наибольшая ответственность за то, как их дети воспринимают книгу. Ребенок может относиться к книге как к предмету для развлечений, а может как к духовной ценности, открывающей бескрайний мир фантазии и воображения. Читая ребенку книги, родители передают ему родной язык, словарный запас, культуру народа. Каждая книга дает что-то новое. Большой словарный запас поможет ребенку в будущем выражать свои мысли, находить общий язык с окружающими.
Читательский интерес у дошкольников проявляется достаточно рано. Сначала ребенку интересно перелистывать книжные страницы, рассматривать иллюстрации к сюжетам художественных произведений, слушать вслух чтение книг взрослого человека. После появления интереса к рассматриванию картинки сказочного героя, начинает возникать интерес к чтению (слушанию) текста книги. Умение воспринимать литературное произведение, особенности его художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.
Формирование интереса к книге и чтению у детей старшего дошкольного возраста невозможно без участия родителей. Лучшее время для чтения – вечерние или послеобеденные часы. Перед прослушиванием произведения нужно убрать те вещи, которые могли бы отвлечь ребенка от прочтения сказки или рассказа. Подбирать книги необходимо в соответствии с возрастом ребёнка. Детям 1,5-3 года интересны книги с крупными картинками, которые они любят рассматривать. Им на помощь приходят русские народные сказки: «Репка», «Колобок», «Курочка-Ряба», «Теремок», в которых главные герои – звери. На третьем году жизни ребенку можно читать стихотворения А. Барто, З. Александровой, Е. Благининой. Детей 4-5 лет можно знакомить с волшебными и бытовыми сказками, с рассказами о природе и животных, с творчеством К. Чуковского, С. Маршака. Для детей 6-7 лет среди всех жанров художественной литературы на первом месте всё еще сказки, только к народным сказкам добавляются авторские и зарубежные. Детей можно познакомить с творчеством Э.Успенского, Н. Носова, В Бианки, Р.Киплинга. Хороший выбор для школьников - энциклопедии. Они расскажут о животных, растительном мире, планетах, истории человечества.
В детской книжке обязательно должны быть яркие, красочные иллюстрации. Эмоциональное чтение для малышей 3 лет должно занимать 10-20 минут. Ребенок в старшем возрасте умеет сосредоточить внимание на протяжении часа. Если ребенку сложно сконцентрироваться, и он постоянно отвлекается, то вам не стоит читать слишком долго. В процессе чтения объясняйте значение непонятных слов, рассматривайте картинки в книжке. После прочтения нужно обсудить произведение с ребёнком, задать ему вопросы по тексту, совместно охарактеризовать главных героев. Дети в старшем возрасте обладают прекрасным умением фантазировать, воспользуйтесь этим, и попросите ребенка придумать собственные истории с полюбившимися персонажами. Часто ребенок просит прочитать понравившуюся сказку несколько раз. Читайте столько раз, сколько он просит.
Чтение детских книжек – отличное развивающее занятие. Чтение вслух помогает подтолкнуть ребенка к самостоятельному чтению. Не отказывайте ребенку, когда он просит послушать, как он сам читает. Со старшими дошкольниками, младшими школьниками читайте вслух по очереди. Не забывайте о чтении в ролях, это поможет хорошо развить память, риторику. Чтение вслух, поможет ребенку повысить уверенность в себе и привыкнуть к чтению для других, что станет полезным навыком в школе.
В каждой семье желательно наличие небольшой домашней библиотеки, а уже в старшем дошкольном возрасте дети должны вместе со своими родителями пользоваться книжным и журнальным фондом публичной детской библиотеки.
Помните о том, что дети, получившие «книжную прививку» в раннем детстве, намного лучше готовы к обучению в школе. Они умеют слушать, сосредотачиваться на определенном занятии, хорошо говорят.