КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«РОЛЬ ЗАКАЛИВАНИЯ
И ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК
В РАЗВИТИИ
ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА»
Апрель
2020 г
Знаете ли вы, что счастливый ребенок – это прежде всего здоровый ребенок, а уже потом знающий назубок таблицу умножения и умеющий говорить по – английски? Но, по мнению врача – педиатра Е.О. Комаровского, « ни качеством, ни количеством педиатров проблемы здоровья детей решить нельзя. А нельзя, скорее всего, потому, что упомянутое здоровье в гораздо большей степени зависит от мамы и папы, чем от всех педиатров, вместе взятых».
Закаливание – это научно обоснованное систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным условиям окружающей среды. К нему лучше всего приступить с детского возраста.
Закаливание как фактор повышения сопротивляемости организма к различным метеорологическим условиям использовалось с древних времен. Основоположник отечественной медицины С.Г. Забелин в «Слове о вреде, проистекающем от содержания себя в теплоте излишней» писал: «Весьма полезно….. мыть младенцев холодной водою для приведения в крепость и для предупреждения болезней».
Медицинских противопоказаний закаливание почти не имеет, оно вредно только при острых лихорадочных заболеваниях. Глубоко ошибочно мнение, что закаливающие процедуры противопоказаны ослабленным детям.
При закаливании необходимо соблюдать ряд правил:
систематически проводить закаливающие процедуры во все времена года, без перерыва;
постепенно увеличивать дозы раздражающего действия;
учитывать возрастные и индивидуальные особенности организма;
все закаливающие процедуры проводить на фоне положительных эмоций.
Нарушение этих правил приводит к отсутствию положительного эффекта от закаливающих процедур, а иногда и к гиперактивации нейроэндокренной системы и последующему ее истощению.
Закаливающие мероприятия подразделяются на общие (правильный режим дня, рациональное питание, занятие физкультурой) и специальные (воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры).
С помощью закаливания можно избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы сохранить трудоспособность. Закаливающие процедуры в 2-4 раза снижают число простудных заболеваний, оказывают общеукрепляющее действие на организм, повышают тонус центральной нервной системы, улучшают кровообращение, нормализуют обмен веществ.
Человек всегда должен стремиться к развитию таких физических качеств, как сила, ловкость, быстрота реакции, выносливость. У каждого из нас множество дел, которые требуют физических усилий, надежной закалки.
Испытанное средство укрепления и повышения работоспособности – оптимальный двигательный режим в виде регулярных занятий физической культурой и спортом. Родители должны помнить, что, занимаясь спортом вместе со своими детьми, они не только укрепляют собственное здоровье, но и развивают своих детей, создают крепкие дружественные отношения в семье, воспитывают в детях уважение и любовь к родителям.
Тренировки и оздоровительные занятия способствуют укреплению здоровья и развитию физических способностей детей и молодежи, сохранению жизненно важных навыков в среднем и зрелом возрасте, профилактике неблагоприятных возрастных изменений у пожилых людей. В процессе физических тренировок успешно укрепляется мышечно – суставный аппарат, снижается масса тела, улучшается липидный (жировой) обмен, снижается содержание в сыворотки крови холестирина и триглециридов, артериальное давление, улучшается функция центральной нервной системы, кровоснабжение в сердечной мышце, повышается переносимость больными физических нагрузок, улучшается толерантность к нагрузке, кроме того, кроме того наступает выраженный закаливающий эффект, укрепляется сопротивляемость организма к различным экстремальным воздействиям и т.д.
Хорошая физическая форма складывается из следующих компонентов:
выносливость. Ее обеспечивает здоровое сердце. Лучшие для сердца упражнения – те, при которых организм потребляет много кислорода: ходьба, бег, езда на велосипеде, плавание и аэробика;
ловкость. Человек в хорошей форме должен уметь координировать свои движения и обладать быстротой реакции. Ловкость очень хорошо развивается у фехтовальщиков, жонглеров;
мышечная сила. Сильные мускулы делают фигуру более привлекательной. При выполнении силовых (анаэробных) упражнений организму не требуется дополнительного кислорода. Плавание и велосипедный спорт включают в себя как анаэробные, так и аэробные упражнения;
мышечная выносливость. Повторяющиеся движения, например, при езде на велосипеде или накачке шины ножным насосом, приучают мускулы интенсивно работать, не уставая;
гибкость. Сильные, здоровые, эластичные мышцы помогают сохранить подвижность в любом возрасте, что особенно актуально для пожилых людей. Гибкость развивают занятия гимнастикой, танцами, езда на лыжах, игра в бадминтон.
В настоящее время многие дети ведут недостаточно активный образ жизни. Результаты исследований доказывают, что из инертных детей обычно вырастают «рыхлые» взрослые, подвержены серьезным заболеваниям, например, ишемической болезни сердца, остеопорозу, диабету и другим болезням, связанными с малой подвижностью.
Уже в дошкольном возрасте у детей необходимо выработать привычку к спортивным занятиям. В школьном возрасте она поможет им сохранить здоровье. Но заставлять детей заниматься спортом не надо, так как это, как правило, приводит к обратному результату. Сначала нужно постараться заинтересовать их обычными детскими играми: в мяч, в салочки, в «классики» или прятки.
Ежедневная утренняя гимнастика – обязательный минимум физической тренировки. Она должна стать для них такой же привычкой, как умывание по утрам. Физические упражнения надо выполнять в хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе. Полезно отправляться по утрам в детский сад (затем – в школу) пешком и гулять вечером на природе.
Систематическая ходьба благотворно влияет на ребенка, улучшает самочувствие, повышает работоспособность. Она является сложно координированным двигательным актом, управляемым нервной системой, она осуществляется при участии практического всего мышечного аппарата нашего тела.
По мнению Г.В. Глушковой, кандидата педагогических наук, наиболее оптимальных результатов в физическом развитии ребенка 5-7 лет в домашних условиях можно добиться, сочетая совместные подвижные игры с занятиями на домашнем физкультурно – оздоровительном комплексе, включающем разнообразные спортивные снаряды и тренажеры. При этом ребенок получает уникальную возможность самотренировки и самообучения вне зависимости от расписания занятий спортивной секции, погодных условий, настроения сверстников – партнеров по играм, наличия свободного времени у родителей.
Основное значение универсального физкультурно – оздоровительного комплекса – развитие практически всех двигательных качеств: силы, ловкости, быстроты, выносливости, гибкости.
При этом Г.В. Глушкова советует родителям:
приобретайте только сертифицированную продукцию;
доверьте установку и монтаж комплекса представителям компании. Они найдут оптимальное решение конкретно для вашей квартиры (дачи, участка), учтут особенности планировки и произведут качественную установку без ущерба для вашего интерьера;
не рекомендуется заниматься физической культурой на кухне, где воздух насыщен запахами газа, пищи, специй и т.д.;
при установке комплекса размах качелей и перекладины трапеции не должны быть направлены в оконную раму;
следите за тем, чтобы в поле деятельности детей при занятиях на тренажере не попадали предметы, которые могут разбиться или помешать движениям;
во время занятий ребенка на физкультурном комплексе положите на пол матрасик (его можно заменить толстым ковром, гимнастическим матом, батутом). Это необходимо для того, чтобы обеспечить мягкость поверхности при спрыгивании со снарядов и предупредить возможность повреждения стоп;
закройте электрические розетки вблизи комплекса пластмассовыми блокираторами;
желательно перед занятиями и после них проветрить помещение, где установлен физкультурный комплекс;
к занятиям на комплексе не следует подпускать эмоционального или двигательно перевозбужденных детей, потому что они не смогут сконцентрировать внимание и контролировать свои движения. Их следует успокоить: предложить договориться о правилах игры, дать двигательное задание, требующее собранности и сосредоточенности, включить спокойную музыку и т.д.;
доверяйте своему ребенку. Если он отказывается выполнить какое – то ваше задание, не настаивайте и не принуждайте его;
поддерживайте любую разумную инициативу ребенка. Страхуйте его при первых самостоятельных попытках освоить новый снаряд, особенно при знакомстве с кольцами и лианой. Как только снаряд будет освоен дошкольником, займите позицию стороннего наблюдателя, похвалите его за ловкость. Поднимая ребенка вверх за руки, никогда не держите его только за кисти (кости и мышцы запястья дошкольника окрепли еще недостаточно), обязательно придерживайте целиком за предплечья. Самый безопасный вид страховки: поддержка за бедра;
при выполнении упражнений на перекладине, кольцах, лиане следует фиксировать положение позвоночника. Для этого встаньте сбоку от снаряда и положите ладони одновременно на грудь и спину дошкольника;
стремитесь просекать опрометчивость и браваду ребенка, особенно при выполнении упражнений на высоте;
учите его быть внимательным и осторожным, чтобы он сам заботился о собственной безопасности.
Упражнения для детей и взрослых.
Если устала спина.
Стоя или сидя поочередно поднимайте правое и левое плечо до уха. Повторите не менее 10 раз.
Стоя сделайте круговые движения тазом сначала в одну сторону, затем в другую по 7-10 раз.
Сделайте 7-8 резких рывков назад согнутыми в локтях руками.
положите руки на пояс, ноги широко расставьте и поочередно сгибайте в колене то правую, то левую ногу, перенося на нее центр тяжести.
Если устали глаза.
Плотно сомкните веки на 5 секунд, затем широко откройте глаза на такое же время, не морща при этом лоб. Повторите 3-4 раза.
Сосредоточьте взгляд на отдельном предмете, затем переведите его на кончик носа. Повторите 4-6 раз.
Делайте медленные круговые движения глазами, будто следите за большим колесом, вращающимся 2 раза в одну и 2 раза в другую сторону. Повторите 2-4 раза.
Посмотрите на верхний левый угол стены вашей комнаты, переведите взгляд на кончик носа, а затем на верхний правый угол стены и снова на кончик носа. Повторите.
Если устали ноги.
Сидя вытяните вперед ноги, упритесь в сиденье руками и поднимите ноги вверх и вниз. Повторите 5-7 раз.
Стоя сделайте поочередно маховые движения расслабленными ногами по 7-10 раз.
Посидите или полежите несколько минут с приподнятыми ногами.
Сядьте на стул, поставьте пятку слегка согнутой ноги на низкую скамеечку и рукой потрясите расслабленную икроножную мышцу в течение 8- 10 секунд. То же сделайте с другой ногой.
Если устали руки.
Опустите руки вдоль тела, расслабьте их и потрясите кистями 8-10 секунд.
Сделайте маховые движения расслабленными руками вперед и назад. Повторите 7-10 раз.
Пошевелите раздвинутыми пальцами во всех направлениях, а затем разомните пальцами левой руки кисть правой и наоборот.
Прижмите локти к туловищу, поочередно сгибайте руки в локтях и расслабленными кистями ударяйте себя по плечам 7-10 раз.