Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №86 «Незабудка»
Муниципального образования
городской округ Симферополь Республики Крым
консультация для родителей
В игры играем
– речь развиваем
2022 год
Уважаемые родители, мы предлагаем вам познакомиться с играми и игровыми упражнениями на развитие речевых навыков Вашего ребенка.
Они помогут Вашему малышу подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, активизировать речь.
Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи, они не требуют много времени, в них можно играть в выходные дни, по дороге домой из детского сада, на прогулках.
Игра «Что для чего?»
Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы.
Хлеб – в хлебнице
Сахар – в сахарнице
Конфеты – в конфетнице
Мыло – в мыльнице
Салат – в салатнице
Суп – в супнице и т.д.
Игра «Подружи слова» (образование сложных слов)
Листья падают – листопад, снег падает – снегопад,
Сам летает – самолет, сам катает – самокат,
Пыль сосет – пылесос, бензин возит - бензовоз и т.д.
Уважаемые родители, учитывая вашу загруженность ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость, мы предлагаем вам познакомиться с играми и игровыми упражнениями на развитие речевых навыков Вашего ребенка. Они помогут Вашему малышу подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, активизировать речь. Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи, они не требуют много времени, в них можно играть в выходные дни, по дороге домой из детского сада, на прогулках.
Игра «Кто или что может это делать?»
(систематизация словаря)
Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы. Например, к слову «идет» ребенок подбирает слова «девочка», «мальчик», «кошка», «снег» и т.д. Подберите слова к глаголам стоит, спит, лежит, бежит, плавает, ползает и т.д.
Игра «Кто или что может это делать?» (систематизация словаря)
Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы.
Например, к слову «идет» ребенок подбирает слова «девочка», «мальчик», «кошка», «снег» и т.д.
Подберите слова к глаголам стоит, спит, лежит, бежит, плавает, ползает и т.д.
Игра «Отвечай быстро» (расширение словарного запаса)
Взрослый называет три прилагательных, обозначающие различные свойства предмета, ребенок должен быстро назвать предмет, подходящий к этим признакам.
- Звонкий, громкий, веселый…(смех).
- Высокий, прочный, кирпичный…(дом).
- Рыжая, пушистая, хитрая… (лиса).
- Зеленая, колючая, нарядная…(елка).
Игра «Как можно…» (расширение и активизация словаря)
Взрослый задает вопрос: «Как можно играть?»
Ребенок отвечает: «Весело, дружно, шумно…»
Другие вопросы: «Как можно плакать?» (громко, тихо, жалобно, горько…)
«Как можно мыть посуду?» (хорошо, быстро, медленно…)
«Как можно говорить?» (тихо, громко, быстро…).
Игра «Цепочка слов»
(закреплять умение выделять первый и последний звук в слове)
Взрослый и ребенок по очереди называют слова.
Например, кошка-автобус-сок-куст-танк-капуста и т.д.
Игра «Веселый счет» (согласование числительного с существительным)
Вокруг много одинаковых предметов (дома, деревья, листья, лужи, окна…). Предложите ребенку их посчитать.
- Один дом, два дом а , три дома, четыре дома, пять дом ов .
Важно, чтобы ребенок правильно произносил окончания в существительных
Игра «Исправь предложение»
(исправление смысловых ошибок в предложении)
Взрослый произносит неправильное предложение, а ребенок исправляет его.
Жук нашел Сашу. (Саша нашел жука.)
Пол бежит по кошке.
Катя ужалила осу.
Скакалка прыгает на Наталке.
Читает книга Машу.
.
Игра «Доскажи словечко»
- Нина пришла в... (магазин, гости, аптеку, детский сад)
- Там она увидела... (игрушки, подружку, лекарства, ребят) и т. д.
Игра «Вредина» или «Скажи наоборот» (употребление в речи антонимов)
День – ночь, белый – чёрный, узкий – широкий, тихо – громко, хорошо - плохо
Игра «Рифмушки»
- У слова «Мушка» есть подружка, называется Рифмушка,
Ты попробуй подбери, не одну, а целых три!!!
( Мушка – подружка – рифмушка; Мушка – подушка – лягушка;) и т. д. с другими словами.
Игра «Стихоплёт»
Зайчик прыгал по дорожке,
Замочил свои... (ножки, сапожки)
Есть в лесу калина
и сладкая... (малина)
Под листочек загляни-ка!
Там алеет... (земляника)