Решаем задачи на движение
Решение задач на движение– одна из самых интересных и сложных тем
4–ого класса.
Для того, чтобы знакомство с данными видами задач прошло успешно, необходимо СРАЗУ решать задачи на движение С ФОРМУЛАМИ, КРАТКОЙ ЗАПИСЬЮ И ЧЕРТЕЖАМИ.
Обязательно после краткой записи составляйте, проговаривайте и составляйте с ребёнком ЦЕПОЧКИ РАССУЖДЕНИЙ.
V-скорость
t - время
S – расстояние
Важно, чтобы ребёнок запомнил и не путал данные обозначение, а главное понимал, что, в условии задачи является скоростью, временем и расстоянием.
Для уточнения знаний основных понятий (скорость, время, расстояние) можно предложить следующие задания:
Лыжник прошел дистанцию 24 км за три часа. С какой скоростью он шел?
Мотоциклист ехал 4 часа со скоростью 80 км/ч. Какое расстояние онпроехал?
Лодка проплыла 28 км со скоростью 7 км/ч. Какое время она была в пути?
Мышка пробежала 12 метров за 4 сек. С какой скоростью она бежала?
За какое время пешеход пройдет 15 км, идя со скоростью 5 км/ч?
Мальчик за 3 часа прошел 9 км. С какой скоростью он шел?
Осмыслив сущность величин и запомнив, какими буквами они обозначаются, ученики смогут самостоятельно вывести формулы
S = V • t V = S : t t = S : v
ЭТИ ТРИ ФОРМУЛЫ НАДО ЗНАТЬ КАК ТАБЛИЦУ УМНОЖЕНИЯ
Прочитай задачи и подчеркни в них цифру обозначающую скорость – зелёной чертой, время – красной чертой, расстояние– синей.
После того, как Вы убедились, что с пониманием условия проблем нет, ребёнок знает формулы, необходимо сделать чертёж к задаче или внести данные в таблицу.
Данные простых задач на движение вносим в таблицу.
Мальчик шёл со скоростью 3 км/ час. Какой он путь пройдёт за 4 часа?
Воспользуемся формулой.
Чтобы найти расстояние нужно скорость умножить на время
S = V • t
3•4 = 12 (км)
Ответ: 12 км пройдёт мальчик.
Задачи на встречное движение.
Главное для каждого - понять задачи, т. е. уяснить, о чем эта задача, что в ней известно, что, нужно узнать, как связаны между собой данные, каковы отношения между данными и искомыми.
Для этогонеобходимо учить детей разбивать текст задачи на смысловые части и моделировать ситуации (выполнить чертёж), отраженные в задаче.
Наглядность, особенно графическая, нужна на всем протяженииобучения. Рисунки, схемы, чертежи помогают активно мыслить, искать рациональные пути решения задач.
Рассмотрим задачу и схематический чертёж:
Два автобуса вышли одновременно из двух деревень навстречу друг другу. Один шёл со скоростью 50 км/ч,другой со скоростью 40 км/ч. Встретились они через 3часа. Чему равно расстояние между деревнями?
Прочитав задачу, необходимо выяснить, о каком движении говорится, что известно об этом движении и предложить начертить схему движения.
Направление встречного движения показываем стрелками, место встречи флажком, время - вертикальными штрихами, расстояние - цифрами.

50км/час 40 км/ час

![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
? км
Данную задачу можно решить двумя способами:
1 способ:
Рассуждайте так: Чтобы найти расстояние между деревнями, надо узнать, какое расстояние проехал каждый автобус.
Для того, чтобы найти расстояние, нужно S = V • t
Скорость – 50км/час, время – 3 часа
50 • 3 = 150 (км) - проехал первый автобус
Аналогично находим расстояние, которое проехал второй автобус
40 • 3 = 120 (км) - проехал второй автобус
Зная расстояние, которое прошёл первый и второй автобусы, найдём общее расстояние.
3) 150 + 120 = 270 (км)
2 способ:
Рассуждайте так: Чтобы найти расстояние между деревнями, надо скорость умножить на время. Находим скорость сближения двух автобусов, т.е. сколько км пройдут оба автобуса за 1 час.
Vсбл =VI + VII
50 + 40 = 90 (км/ч) - скорость сближения двух автобусов
Зная, сколько км пройдут оба автобуса за час, т.е. скорость сближения и время, которое автобусы были в пути, находим расстояние.
2)Sобщ = Vсбл•t
90 • 3 = 270 (км)
Ответ: 270 км расстояние между деревнями
Систематическое использование графическогомоделирования (схема, чертёж) обеспечит более качественный анализ задачи, осознанный и обоснованный выбор арифметического действия и предупредит многие ошибки.