Консультация для родителей
«Влияние лепки на развитие ребёнка»
Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества.
В процессе манипуляций с материалами для лепки идёт естественный массаж биологически активных точек, расположенных на ладонях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии ребёнка.
Формируется общая умелость рук, в том числе и мелкая моторика - движения рук совершенствуются под контролем зрения и кинестетических ощущений, поэтому приобретаемые навыки оказывают влияние на развитие физических и психических процессов и на всё развитие ребёнка в целом.
Решается большая часть мыслительных задач - рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми, тактильными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления.
В процессе лепки ребенок разминает пальцами тесто, глину, пластилин; регулирует силу нажатия; координирует работу обеих рук одновременно. Данная работа способствует подготовке руки к письму, укрепляя мелкие мышцы руки, учит регулировать нажим при письме, красиво писать, не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций.
В процессе лепки развиваются все психические процессы:
- восприятие – процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Ребенок отражает объект в целом, выделяет его части, соотносит пропорции изображения, учится условно передавать с помощью символов реальные объекты и формы, обобщает, анализирует, сравнивает;
- память - ребенок воспроизводит запечатленные и сохраненные представления и образы окружающего мира, обращается к художественному слову, описывая или обыгрывая скульптуры;
- внимание – состояние психологической концентрации, сосредоточенность на каком-либо объекте. Ребенок учится концентрироваться на выполнении работы долгое время;
- мышление - ребенок учится анализировать качество выполнения поделки, устранять имеющиеся ошибки, планировать свою деятельность.
В лепке ребенок передает свои впечатления об окружающем мире, свои эмоции, переживания, свое отношение к миру. Учится передавать выразительность изображаемых образов, овладевает способами творческих действий, которые в дальнейшем помогут ему самостоятельно организовать свою деятельность.
Рассматривая свойства предмета (форму, строение, цвет, величину, расположение в пространстве), у детей развивается чувство цвета, формы, ритма, являющиеся компонентами эстетического чувства.
При этом обращаем внимание детей на красоту цвета, стройность формы, пропорциональность частей, на отдельные свойства, которые необходимо будет передать в работе. В конце рассматривания и анализа предмета вновь возвращаемся к целостному восприятию.
Во время лепки у детей формируются такие личностные качества, как инициативность, пытливость, самостоятельность, целенаправленность, сосредоточенность.
Проявляется произвольность поведения - способность действовать по собственной инициативе, сознательно подчинять свои действия правилу; ориентироваться на заданную систему требований; внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; самостоятельно выполнять требуемое задание по заданному образцу; доводить дело до конца.
Лепить можно из глины, пластилина, воска, теста. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям.
Рекомендации по приготовлению соленого теста для лепки:
Для приготовления теста понадобятся:
соль «Экстра», пшеничная мука, вода.
Перемешайте в миске 1 часть соли и 1 часть муки. Затем влейте 1/2 части воды и тщательно вымесите тесто.
Для получения цветного теста в воду можно добавить акварель или гуашь.
Чтобы изделия из теста стали прочными, их нужно высушить на свежем воздухе или обжечь в духовке.
Обжиг проводится при низкой температуре 30-60 минут.
После сушки изделия из соленого теста можно раскрашивать и лакировать (по желанию).
Вам потребуется
Материал для лепки
Салфетка
Доска для лепки
Стеки
О с н о в н ы е п р а в и л а л е п к и
- Подготовьте рабочее место и
материал для лепки
2.Изготовление поделки начните с лепки
самой крупной части, затем лепите мелкие.
3 .Для присоединения мелких элементов
воспользуйтесь стекой.
4.Крупные элементы надо плотно прижимать
друг к другу и замазывать место скрепления.
5. По окончании работы нужно убрать рабочее
место, вымыть руки и вытереть их полотенцем.
О с н о в н ы е п р и ё м ы л е п к и
Вдавливание
Разминание
Скручивание
Раскатывание
Сплющивание
Вытягивание
Скатывание
Прищипывание
О с н о в н ы е п р и ё м ы л е п к и
Разминание
В руки я комок возьму,
Хорошо его помну,
Чтоб он тёплым, мягким стал,
Но к рукам не прилипал.
О с н о в н ы е п р и ё м ы л е п к и
Скатывание
На комок я посмотрю,
Что хочу, то и слеплю.
Шарик я сейчас скатаю,
С ним немножко поиграю.
О с н о в н ы е п р и ё м ы л е п к и
Раскатывание
Шарик в руки я возьму
И раскатывать начну-
Вот и столбик получился,
Столбик в жгутик превратился...
О с н о в н ы е п р и ё м ы л е п к и
Скручивание
Жгутик я в спираль скручу
И ракушку получу.
О с н о в н ы е п р и ё м ы л е п к и
Сплющивание
Чтобы с ней случилось что-то,
Сплющить мне её охота.
Ну и что же получилось?
Она в блинчик превратилась.
О с н о в н ы е п р и ё м ы л е п к и
Прищипывание
Блинчик в трубочку сверну
И прищипывать начну.
О с н о в н ы е п р и ё м ы л е п к и
Вдавливание
Можно снова шар скатать,
Чтобы пальцем протыкать.
О с н о в н ы е п р и ё м ы л е п к и
Вытягивание
Я кусочек прищипну
И вытягивать начну.
Хвостик длинный получился,
Шарик в репку превратился.
Мастер-класс по лепке овощей
О в о щ и
В огороде все в порядке-
Огурцы лежат на грядке,
Помидоры тоже зреют;
Баклажаны все синеют,
Тыква жёлтая растёт,
Да вовсю ещё цветёт.
И круглеют кабачки-
Вот такие толстячки!
Мастер-класс по лепке овощей
Огурец
- Скатайте столбик.
- закруглите с одной стороны.
- С другой стороны слегка заострите
и сгладьте.
4. Сделайте стекой отверстие
и вставьте черенок, примажьте.
Помидор
Мастер-класс по лепке овощей
- Скатайте шар и слегка прижмите с двух сторон,
придав ему форму плода.
2. Слепите черенок из жгутика.
3. Слепите чашелистик из жгутиков:
раскатайте два жгутика, расплющите и наложите
крест-накрест.
4. Сделайте углубление в центре помидорки,
с помощью стеки вставьте в это отверстие
чашелистик и черенок, примажьте.
Баклажан
Мастер-класс по лепке овощей
- Сделайте толстый столбик.
- Закруглите с двух сторон.
- С одной стороны немного заузьте.
- Вылепите лепёшку,
придайте ей прищипыванием
форму чашелистика
и прилепите к зауженной части.
Мастер-класс по лепке овощей
Луковица
- Слепите шарик.
- Вытяните с одной стороны.
- Слепите жгутики-пёрышки лука и
прилепите к вытянутой части,
предварительно сделав в ней отверстие стекой.
Мастер-класс по лепке овощей
Свёкла
- Скатайте шарик.
- Вытяните хвостик.
- Слепите листья: скатайте столбики,
расплющите их, заострите.
4. Продавите в свекле сверху отверстие стекой,вставьте листья и примажьте.
Мастер-класс по лепке овощей
Перец
- Слепите столбик, придайте ему заострённую форму с одой стороны и закруглённую с утолщением- с другой.
2. Слепите из жгутика черенок.
3. Сделайте углубление стекой,
вставьте скрепленный
черенок и примажьте.
подготовила педагог-психолог Хмырова Наталья Ивановна