СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей "ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ ОБЩЕНИЯ С МАТЕРЬЮ НА ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для родителей

ВЛИЯНИЕ  СТИЛЯ  ОБЩЕНИЯ  С  МАТЕРЬЮ  НА ФОРМИРОВАНИЕ  РЕЧИ  РЕБЕНКА

 

Говоря о здоровьесберегающих технологиях, как правило, подразумевают деятельность образовательных учреждений. Роль семьи, и в частности матери, почти не обсуждается. Первым особое влияние матери на формирование психического и физического здоровья ребенка отметил            3. Фрейд. Позже ту же проблему затрагивали многие психологи (К. Юнг,     Э. Фромм). Однако их интересовали медицинские аспекты проблемы. Логопедия особую роль матери почти не рассматривала; в подавляющем большинстве работ используется собирательный термин «родители», который включает в себя мать, отца, опекунов и любых других лиц, ответственных  за  воспитание  ребенка.

Четыре  возможных  сти­ля  общения  матери  и  ребенка:

1-й стиль. Мать с удовольстви­ем общается с ребенком, внима­тельно выслушивает все, что он говорит, активно включается в разговор и всем своим поведени­ем выражает уважение к ребен­ку. В таких парах часто идет разговор «глазами»: ребенок, рассказывая, смотрит матери в глаза и воспринимает ее невер­бальную ответную реакцию. Та­кой ребенок, как правило, уме­ет поддержать разговор не толь­ко с матерью, но и с другими взрослыми. Этот тип можно на­звать «Оптимальным».

2-й стиль. Мать не любит, когда ребенок что-то увлеченно рас сказывает, и чаще всего выслушивает его молча. Его эмоции кажутся ей неуместными, она постоянно останавливает рассказ словами «Успокойся!», «Помолчи, потом расскажешь» и другими аналогичными замечаниями. Ребенок, стараясь привлечь внимание матери, начинает форсировать тон повествования, сопровождает его чрезмер­ной мимикой и жестикуляцией, но это только стимулирует нега­тивную реакцию матери, позволяя ей рационализировать свое непри­ятие ребенка: он на самом деле становится гиперактивным. Этот стиль общения назван «Мать молчит, ребенок говорит».

3-й стиль. Ребенок привык, что с ним не разговаривают, и уже не пытается вступить в кон­такт с матерью. На улице в та­ких парах мать, как правило, смотрит в одну сторону, ребе­нок — в другую; они никак не общаются друг с другом. У обо­их замкнутое выражение лица. Этот стиль назван «Оба молчат».

4-й стиль. Мать часто прояв­ляет агрессию по отношению к ребенку: кричит, ругает, дергает, иногда бьет. Этот стиль - «Мать агрессивна».

При материнской депривации становление речевых функций у ребенка затрудняется. Если мать молчит, а ребенок продолжает говорить, резко увеличивается количество слабых нарушений речи. Чем сильнее выражена сте­пень депривации, тем чаще встречаются случаи тяжелых расстройств. Но даже в тех случаях, когда речь названа нормальной, у некоторых детей отмечаются гиперкинез, нарушения мимических реакций, повышенная жестикуляция, неестественные тон и громкость речи, некоторые не­адекватные формы поведения.

Воспитатели и логопеды могут обеспечить развитие технической стороны речи («поставить звуки»), сформировать интонационные на­выки, но главная ответственность по формированию речи лежит на матери.

Ведь речь — это способ общения, и, как любая функция, она формируется только в том случае, если востребована: если общение есть, речь развивается, если ребенка не слушают — речь становится ненужной, и ее развитие тормозится. Главным слушателем маленького ребенка является мать. Между ней и ребенком еще не порвалась биологическая связь, которая возникла в период беременности. Именно ей в первую очередь он стремится изложить возникающие мысли, именно она может поддержать его энергети­чески, когда малышу говорить еще трудно. Педагог дошкольно­го учреждения или любой дру­гой взрослый может в какой-то мере скомпенсировать моральное отсутствие матери, но не может ее заменить полностью.

Развитие речи у детей при разных стилях общения с матерью*

Стиль

Нарушение речи, %

Нет

Слабые

Сильные

«Оптимальный»

48

39

13

«Мать молчит, ребенок говорит»

30

53

17

«Оба молчат»

27

43

30

«Мать агрессивна»

33

40

27

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ ОБЩЕНИЯ С МАТЕРЬЮ НА ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА"»

Уголок логопеда

ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ ОБЩЕНИЯ С МАТЕРЬЮ НА ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА


Говоря о здоровьесберегающих технологиях, как правило, подразумевают деятельность образовательных учреждений. Роль семьи, и в частности матери, почти не обсуждается. Первым особое влияние матери на формирование психического и физического здоровья ребенка отметил 3. Фрейд. Позже ту же проблему затрагивали многие психологи (К. Юнг, Э. Фромм), и их больше интересовали медицинские аспекты проблемы. Однако мать играет особую роль в развитии ребенка, можно сказать главную – закладывая «фундамент» для будущего развития ребенка. И её стиль общения весьма важен как для психического развития ребенка, так и для развития его речи.

Существует четыре возможных сти­ля общения матери и ребенка:

1-й стиль. Мать с удовольстви­ем общается с ребенком, внима­тельно выслушивает все, что он говорит, активно включается в разговор и всем своим поведени­ем выражает уважение к ребен­ку. В таких парах часто идет разговор «глазами»: ребенок, рассказывая, смотрит матери в глаза и воспринимает ее невер­бальную ответную реакцию. Та­кой ребенок, как правило, уме­ет поддержать разговор не толь­ко с матерью, но и с другими взрослыми. Этот тип можно на­звать «Оптимальным».

2-й стиль. Мать не любит, когда ребенок что-то увлеченно рас сказывает, и чаще всего выслушивает его молча. Его эмоции кажутся ей неуместными, она постоянно останавливает рассказ словами «Успокойся!», «Помолчи, потом расскажешь» и другими аналогичными замечаниями. Ребенок, стараясь привлечь внимание матери, начинает форсировать тон повествования, сопровождает его чрезмер­ной мимикой и жестикуляцией, но это только стимулирует нега­тивную реакцию матери, позволяя ей рационализировать свое непри­ятие ребенка: он на самом деле становится гиперактивным. Этот стиль общения назван «Мать молчит, ребенок говорит».

3-й стиль. Ребенок привык, что с ним не разговаривают, и уже не пытается вступить в кон­такт с матерью. На улице в та­ких парах мать, как правило, смотрит в одну сторону, ребе­нок — в другую; они никак не общаются друг с другом. У обо­их замкнутое выражение лица. Этот стиль назван «Оба молчат».

4-й стиль. Мать часто прояв­ляет агрессию по отношению к ребенку: кричит, ругает, дергает, иногда бьет. Этот стиль - «Мать агрессивна».


Развитие речи у детей при разных стилях общения с матерью*


Стиль

Нарушение речи, %

Нет

Слабые

Сильные

«Оптимальный»

48

39

13

«Мать молчит, ребенок говорит»

30

53

17

«Оба молчат»

27

43

30

«Мать агрессивна»

33

40

27


При материнской депривации становление речевых функций у ребенка затрудняется. Если мать молчит, а ребенок продолжает говорить, резко увеличивается количество слабых нарушений речи. Чем сильнее выражена сте­пень депривации, тем чаще встречаются случаи тяжелых расстройств. Но даже в тех случаях, когда речь названа нормальной, у некоторых детей отмечаются гиперкинез, нарушения мимических реакций, повышенная жестикуляция, неестественные тон и громкость речи, некоторые не­адекватные формы поведения.

Воспитатели и логопеды могут обеспечить развитие технической стороны речи («поставить звуки»), сформировать интонационные на­выки, но главная ответственность по формированию речи лежит на матери.

Ведь речь — это способ общения, и, как любая функция, она формируется только в том случае, если востребована: если общение есть, речь развивается, если ребенка не слушают — речь становится ненужной, и ее развитие тормозится. Главным слушателем маленького ребенка является мать. Между ней и ребенком еще не порвалась биологическая связь, которая возникла в период беременности. Именно ей в первую очередь он стремится изложить возникающие мысли, именно она может поддержать его энергети­чески, когда малышу говорить еще трудно. Педагог дошкольно­го учреждения или любой дру­гой взрослый может в какой-то мере скомпенсировать моральное отсутствие матери, но не может ее заменить полностью.

* Данные исследования проведенного в 2002-2004 гг. в Новокузнецке.