Просмотр содержимого документа
«Консультация для тренеров-преподавателей «Психологические проблемы спортсменов-паралимпийцев»»
Областное государственное казенное учреждение дополнительного образования «Ульяновская спортивно-адаптивная школа паралимпийского и сурдлимпийского резерва»
Пузанов Андрей Николаевич,
тренер-преподаватель
Консультация для тренеров-преподавателей «Психологические проблемы спортсменов-паралимпийцев»
В научной теории инвалидность представляет собой состояние человека, характеризующееся постоянной или длительной, полной или частичной потерей трудоспособности. Выраженные нарушения функций не могут быть восстановлены под влиянием лечебных мероприятий и препятствуют выполнению работы по профессии (специальности). Эти нарушения нередко приводят к психическим расстройствам, связанным с ощущением неполноценности. Очень сильное отрицательное воздействие оказывает инвалидность на психоэмоциональное состояние человека. Психологическая перестройка личности после травмы характеризуется наличием астеноневротического синдрома, выражающегося в раздражительности, вспыльчивости, быстрой истощаемости психических и физических процессов. Психика инвалидов сильно страдает от ограниченности информации, не поступающей в соответствующие отделы мозга от двигательного аппарата, и от невозможности выполнения ряда двигательных действий. Патологические процессы, развивающиеся в результате травмы, с одной стороны разрушают целостность и естественность функционирования организма, а с другой - вызывают у инвалидов комплексы психической неполноценности, характеризующиеся тревогой, потерей уверенности в себе, пассивностью, изолированностью или, наоборот, эгоцентризмом, агрессивностью, а подчас и антисоциальными установками.
При подготовке спортсмена к соревнованиям необходимо соблюдать ряд условий: спортсмен должен иметь хорошую физическую и техническую подготовленность, а также быть готовым настойчиво и систематически укреплять свою психику.
К приемам, содействующим развитию психической устойчивости и самообладания, относят:
• требование выполнять задание на оценку в присутствии посторонних наблюдателей;
• требование выполнять задание с самооценкой сразу после исполнения;
• выполнение задания на устойчивость в различных направлениях и точках зала;
• выполнение задания в соревновании между членами учебной группы;
• работа над заданием в условиях сбивающих факторов;
• выполнение задания в состоянии усталости.
Индивидуализация подготовки спортсменов к соревнованиям основывается прежде всего на особенностях их психических качеств в конкретных условиях предстоящих соревнований и направлена на формирование уверенности. Исследования установили, что многие спортсмены с ограниченными возможностями уже используют психологические навыки, хотят узнать больше о психологических приемах и методах для скорейшего достижения цели[21].
Важно помнить, что спортсмены с ограниченными возможностями в первую очередь именно спортсмены, люди, у которых также как и у других спортсменов могут возникнуть какие либо проблемы как физические, так и психологические, рассмотрим некоторые из них.