Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Спортивная школа имени Жанны Борисовны Лобановой»
Круглов Сергей Александрович,
тренер-преподаватель
Консультация для тренеров-преподавателей «Возможность и особенности занятий киокусинкай с обучающимися с ОВЗ»
Обоснование. Преподавание каратэ rиокушинкай для детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как оригинальная составляющая процесса их физического и интеллектуального развития.
Обучение каратэ киокушинкай представляет совокупность множества сложнокоординационных двигательных действий, обеспечивающих продуктивную деятельность. Развитие физических качеств и современный подход к их развитию требует применения комплекса методик и приемов в рамках тренировочного процесса.
Двигательная сфера юного бойца тесно связана с функцией слухового анализатора. Нарушение слуха оказывает влияние на двигательную деятельность спортсмена, но в первую очередь это сказывается на координационных способностях.
Цель — определить особенности преподавания каратэ киокушинкай для детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.
Методы. При обучении карате детей с нарушениями слуха могут использоваться следующие приемы и методы:
наглядные (демонстрация упражнений на личном примере, демонстрация упражнений старшим учеником, который бы задействовал физическую и образную память ребенка);
словесные (использование невербальной коммуникации, оценки для выявления ошибок и неточностей в выполнении упражнений; проговаривание названий ударных и блокирующих техник, озвучивание каждого элемента в момент его выполнения — «боевой крик»);
звуковые (свисток, хлопок, сирена, звуковой таймер);
практические (использование подводящих упражнений, коррекция ошибок и их последующее исправление, индивидуальная корректировка направления ударов и посадки стоек).
Нами были разработаны упражнения на формирование координационных способностей у слабослышащих детей. Данные упражнения направлены на развитие статического и динамического равновесия, умение работать по сигналу (световому, цветовому или тактильному).
И.п. — боевая стойка (камаэ), по световому сигналу (вспышка фонаря), нанесение удара маваши-гери дзедан (в голову), задержка в статике 2 секунды, опускаем ногу. Возврат в И.п.
И.п. — боевая стойка (камаэ). Тренер дает 3 цветовых сигнала при помощи карточек зеленая — удар ногой дзедан (в голову), желтая — уда ногой чудан (в туловище), красная — удар ногой гедан (в ногу). Задержка в статике 2 секунды. Возврат в И.п.
И.п. — боевая стойка (камаэ). Тренер дает тактильный сигнал — касание руки или ноги. Задача ученика — нанести одиночный удар той частью тела, что коснулся. Задержка в статике 2 секунды. Возврат в И.п.
И.п. — боевая стойка (камаэ). Тренер дает сигнал-жест рукой (рука в сторону). Задача ученика — прыжком в боевой стойке повернуться в нужную сторону, задержка в статике 2 секунды, возврат в И.п.
И.п. — боевая стойка (камаэ). Тренер дает 3 сигнала в виде карточек с цифрами «1, 2, 3». Цифра на карточке — количество ударов в комбинации. Обязательное условие — в тройке обязательно должно быть два удара ногами. Ученик выполняет комбинацию, возврат в И.п.
Результаты. В процессе применения составленных нами упражнений на тренировочных занятиях с детьми с нарушением слуха мы пришли к выводу — упражнения оказывают положительное влияние на формирование координационных способностей.
Выводы. Таким образом, составленные упражнения позволят адаптировать занятия каратэ для детей с нарушением слуха с целью повышения эффективности процесса развития координационных способностей. В дальнейшем, при разработке методики преподавания каратэ киокушинкай для детей с нарушением слуха, позволит полностью адаптировать вид спорта под данный контингент занимающихся.