СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для учителей начальных классов «Развитие связной речи младших школьников с проблемами интеллектуального и психического развития»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для учителей начальных классов «Развитие связной речи младших школьников с проблемами интеллектуального и психического развития»

Просмотр содержимого документа
«Консультация для учителей начальных классов «Развитие связной речи младших школьников с проблемами интеллектуального и психического развития»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №17 города Димитровграда Ульяновской области»


Карабаева Татьяна Сергеевна


Консультация для учителей начальных классов «Развитие связной речи младших школьников с проблемами интеллектуального и психического развития»


Развитие речи - большая и сложная область методики родного языка. Сложная потому, что касается такого сложного явления, как речь человека, и потому, что отнюдь не прямолинейно соотносится с каким-либо одним лингвистическим курсом, а также со школьными предметами: русским языком и литературой, которые, прежде всего, служат задачам развития речи учащихся.

По вопросам развития речи имеется богатая методическая литература. Это и страстные выступления в защиту живого слова, его значения в жизни человека, и аргументация необходимости развивать у детей дар слова, и рекомендации чисто практического характера, и исследования, посвященные изучению особенностей детской речи.

Не было ни одного заметного в истории методики педагога, который оставался бы равнодушным к вопросам развития речи.

И, тем не менее, развитие речи как определенная область теории методики только начинает складываться. Об этом свидетельствует недостаточная разработанность таких основополагающих категорий и понятий методики, как разделы работы по развитию речи, содержание, средства обучения, критерии оценки уровня развития речи учащихся.

Между тем современная методика развития речи располагает собственными исследовательскими данными, имеет необходимую дидактическую, психологическую и лингвистическую базу для того, чтобы вычленить систему основных понятий, определить их и сделать нужные выводы из накопленных в науке экспериментальных данных.

Вопрос о методах работы по развитию связной речи учащихся относится к числу недостаточно исследованных. В обобщающих трудах по методике, как правило, дается характеристика изложений и сочинений, указываются их виды, при обмене опытом описываются уроки подготовки (реже уроки анализа) устных и письменных высказываний учащихся.

Попытаемся рассмотреть известные в методике средства обучения применительно к работе по развитию связной речи, раскрыть их особенности.

Для того чтобы ученики усвоили определенные знания о том, как строится описание, какие требования предъявляются к устному докладу, какое значение имеет систематизация материала к сочинению, учитель использует различные методы как репродуктивного, так и продуктивного типа, т. е. ученики усваивают и готовые знания, воспроизводят известные им способы деятельности и открывают самостоятельно "субъективно" новые знания. При этом учитель использует беседу, рассказ, работу над учебником, упражнения как средства реализации указанных методов обучения, форму организации познавательной и речевой деятельности учащихся.

Одна из особенностей методов обучения применительно к работе по развитию связной речи заключается в их сочетании с таким дидактическим средством, как текст, что вполне понятно: задача учителя - научить школьников создавать текст.

Используя репродуктивный метод в форме рассказа, учитель передает необходимую информацию в готовом виде, при этом предъявляет текст-образец и сам анализирует его особенности. Используя продуктивный метод в форме рассказа или беседы, учитель помогает учащимся самим сделать выводы, развить некоторые выдвинутые им положения в процессе анализа текста, предложенного им или найденного школьниками самостоятельно.

Вторая особенность работы по развитию связной речи - в большом удельном весе упражнений продуктивного типа. Эти упражнения, как правило:

а) содержат задания, которые опираются на обобщенные предписания действий или обобщенные знания (а не на правила, указывающие конкретные действия). Например, сообщается, что есть два способа "сжатия" текста - исключение и обобщение, раскрывается их суть, указываются границы применимости, но что именно надо исключать в конкретном тексте, какие речевые средства обобщения следует использовать, как сжато сформулировать мысль - это каждый раз решается заново и не по шаблону. Поэтому, если даже предъявляется одно и то же задание (составить план; написать сжатое изложение и т. д.), оно каждый раз выполняется при-менительно к другому тексту и требует самостоятельного решения;

б) требуют при их выполнении сочетания различных действий, в том числе и репродуктивного типа;

в) не дают образцов выполнения задания. Анализ образцов текстов (положительного и негативного характера) используется как прием подготовки к устным и письменным высказываниям (а не как образец выполнения задания).

Указанные особенности подчеркивают особый характер упражнений по развитию связной речи. Не случайно многие из них относят в методике к так называемым творческим работам. И было бы справедливо обозначать их специфику, введя наименование типа "речевая задача".

Основные формы работы

Беседа находит широкое применение в работе учителя по развитию связной речи учащихся. По источникам, на основе которых проводится беседа, можно выделить следующие ее виды: 1) беседа по тексту или анализ текста; 2) анализ элементов и частей текста (формулировок тем, планов, материалов к высказыванию); 3) беседа об изображенном на картине; показанном в теле-кинофильме, в театральном спектакле и т.д., беседа об увиденном на экскурсии, о наблюдениях и впечатлениях, полученных в жизни, о тех мыслях, которые возникли при чтении книг и т.д.

Анализ текста позволяет уяснить его содержание, особенности структуры, композиционного и языкового оформления. Этой же цели служит анализ формулировок темы, материалов к высказыванию. Анализ изображенного, показанного, прочитанного, запечатленного в памяти обогащает знаниями и таким образом обеспечивает содержательную сторону предстоящего высказывания. Естественно, что в практике обучения эти разновидности анализа (беседы) используются в различных сочетаниях друг с другом.

Рассмотрим более подробно указанные разновидности анализа.

Анализ текста. Анализ текста может включать анализ содержания, способов раскрытия авторского замысла, средств организации текста, его структуры, анализ композиции речевого произведения, анализ особенностей языкового оформления (языковой анализ) в зависимости от дидактической задачи определенного этапа работы.

Если смысловой, структурный, композиционный, языковой (в том числе стилистический) анализ текстов - это разновидности содержания анализа, то сопоставительный анализ - это особенность применения анализа, построенного на сравнении двух (а иногда и нескольких) текстов.

По назначению в учебном процессе различают анализ: исходного текста, который проводится на этапе подготовки к изложению; текста (текстов) на этапе подготовки к сочинению; текстов, созданных учащимися.

. Анализ исходного текста проводится для того, чтобы ученики уяснили, о чем и как говорится в тексте, на основе которого им предстоит создать свой текст. Осмысление содержания и структуры текста - условие его успешного воспроизведения. Поэтому в процессе беседы по тексту важно ставить такие вопросы, которые помогли бы ученикам определить основную мысль автора, выделить главное, основное, установить последовательность развертывания событий, их причинно-следственную связь, структуру текста, особенности его языкового оформления.

Анализ содержания и структуры исходного текста, как правило, завершается составлением его плана.

Языковой анализ (разбор) - один из важнейших компонентов анализа исходного текста. Языковой разбор - это объяснение мотивов отбора речевых средств писателем, их "расположения", способов употребления в исходном тексте. Для анализа выделяются определенные группы лексических, морфологических, синтаксических средств: а) в чём-либо затрудняющих учащихся; б) иллюстрирующих изучаемый по основной программе материал; в) несущих "значительную нагрузку" в передаче идейно-художественного содержания текста. Языковой анализ постепенно развивает у детей привычку сознательно подходить к отбору речевых средств при создании собственного текста. Специфика этого приема в работе над сжатым изложением - в направленности на отбор авторских слов и нахождении своих "соавторских" слов для обобщенной передачи содержания исходного текста. Особенно эффективен в этих целях сопоставительный анализ исходного текста и образца сжатого изложения, который помогает детям осознать, как производится отбор существенного (основного) и речевых средств для сжатого изложения.

. Анализ текстов на этапе подготовки к сочинению - прием, который получил в методике название "использование образца". Это наименование не совсем точно: слово использование не отражает характера деятельности учителя и ученика, а слово образец суживает границы применения приема, так как используемый текст может не отвечать всем требованиям, предъявляемым к образцу, и в то же время быть дидактически оправданным. Целесообразнее, имея в виду прием подготовки к сочинению, употреблять наименование "анализ текста (текстов)".

Анализироваться может законченное речевое произведение или его часть (например, при знакомстве с доказательством от противного анализируются только особенности введения и развертывания этого доказательства в рассуждении); один, два и более текстов - в сопоставлении и вне его; образцовый или негативный текст (т.е. текст с определенными недочетами).

Текст-образец издавна применялся при обучении связной речи, но только в последнее время экспериментально доказана эффективность использования именно анализа образца на этапе подготовки к сочинениям, в частности целесообразность включения в анализ образца вопросов о строении текста, о средствах связи между частями текста и между самостоятельными предложениями.

Анализ образца позволяет познакомить учеников с особенностями предстоящего высказывания; организовать поиск и подвести учащихся к осознанию существа некоторых важных понятий речевого плана. Так, сопоставление описания одного и того же предмета в разных стилях позволяет познакомить учащихся с деловым и художественным описанием, анализ текстов-образцов, подобранных на одну тему, подводит учащихся к осмыслению понятия "способы раскрытия основной мысли (замысла) высказывания".

Исследование вопроса о влиянии текста-образца и текста изложения на последующие сочинения-описания (животных) учеников IV класса показало, что на выбор объекта, замысла, элементов описания, жанра сочинения больше влияет текст-образец, на речевое оформление - изложение, что "по своему характеру влияние может быть трех типов, когда ученики, создавая сочинения: а) повторяют исходный текст изложения или образец; б) пишут сочинения по аналогии с ними; в) создают оригинальные высказывания или части высказывания". Следовательно, зная, в чем состоит влияние текста-образца на сочинения школьников, учитывая подготовленность, учащихся и особенности высказывания, можно предупредить копирование текста-образца.

Большое значение при подготовке устных высказываний имеют "звучащие" образцы устной речи (грампластинки, магнитофонные записи ученических высказываний, устные высказывания учителя и т. д.). Их использование позволяет обратить внимание учащихся на звуковые средства выразительности устного слова, такие, как основной тон высказывания, темп, громкость и т.д. Особенности анализа устных образцов определяются тем, что анализируется звучащая речь, которая, как правило, воспринимается на слух. Поэтому наряду с вопросами, касающимися содержания, композиционной формы и языка устного высказывания, ставятся вопросы о средствах звуковой выразительности, используемых говорящие (например, о соответствии тона теме и основной мысли высказывания, о темпе речи, об уместности пауз и т.д.). В связи с этим отдельные части устных высказываний, записанные на грампластинке или на магнитофонной ленте, воспроизводятся в случае необходимости два-три раза.

Экспериментальное изучение последовательности использования таких приемов, как анализ образца и экскурсия, при подготовке к сочинениям-описаниям (природы) показало, что указанная последовательность использования приемов (образец + экскурсия) в большей степени, чем обратная, предупреждает возможное копирование образца, стимулирует творческие поиски учащихся.

Анализ текстов негативного характера (сочинений с недочетами) позволяет предупредить появление недочетов в раскрытии темы, построении и языковом оформлении конкретного высказывания. Поэтому важно подбирать для анализа сочинение, аналогичное по жанру, а иногда по теме и по источнику.

Сопоставительный анализ текста положительного и негативного характера раскрывает более выпукло, наглядно существо того или иного недочета, например, в развертывании аргументов рассуждения, в его построении и т.д.

Вместе с тем анализ текстов негативного характера позволяет ввести в сознание учащихся некоторые сведения теоретико-практического характера для овладения ими на практическом уровне. И в этом одна из образовательных функций рассматриваемого приема. Так, анализ текста негативного характера позволяет познакомить учащихся с такими понятиями, как расширение и сужение темы высказывания, несоответствие содержания высказывания его замыслу и т.д. Использование "звучащих текстов" негативного характера дает возможность показать, что такое слишком быстрый (или слишком медленный) темп речи (и как он мешает воспринимать сказанное), что такое монотонная речь, что значит "тон не соответствует задаче и содержанию высказывания" и т.д.

Другая, не менее существенная функция этого приема состоит в том, что он готовит учащихся к редактированию чужого и своего текста, так как анализ недочетов предполагает поиск правильного, лучшего варианта выражения мысли и нередко сопровождается или завершается исправлением предложенного для анализа текста.

Поэтому очень важно для анализа предлагать текст с ограниченным количеством (2-4 типа) недочетов и ошибок, чтобы эта работа носила целенаправленный характер, была посильной для учащихся и чтобы после внесенных исправлений, получился вполне удовлетворительный текст.

К сожалению, этот вид анализа, как и прием редактирования текста, на этапе подготовки к изложению и сочинению недостаточно разработан в методике и не нашел еще должного места в практике работы учителей-словесников.

Разновидностью последнего из рассматриваемых приемов является анализ сюжета (сюжетной схемы) рассказа как основы для создания рассказа. В сущности нередко дети вместо живого повествования о каком-либо случае из жизни создают лишь его "сюжетный скелет". Превращение этой схемы в рассказ вводит детей в технику сочинительства и поэтому правомерно рассматривается в методике как особый вид работы.

Анализ подготовленных учащимися высказываний, их обсуждение - беседа, в процессе которой подводятся некоторые итоги определенного этапа работы. В процессе обсуждения устных высказываний или прочитанных авторами сочинений учащиеся усваивают требования, которые предъявляются к устным и письменным высказываниям, и привыкают самокритично относиться к своей речи.. Кроме того, участвуя в беседе-обсуждении, школьники учатся слушать, делать наброски и выступать в условиях, близких к тем, которые существуют в жизни, например, при обсуждении вопросов, поставленных на собрании.

Организуя обсуждение, учитель должен четко представлять его задачи, в частности ту конкретную задачу, которая решается на данном этапе обучения связной речи. Так, на этапе работы над основной мыслью высказывания учитель прежде всего предложит проанализировать наличие у автора основной мысли и то, что помогло (или не помогло) ее реализовать, а если это устное высказывание- соответствие тона основной мысли высказывания.

Не меньшее значение имеет четкая организация обсуждения. На первых порах, когда важно научить детей слушать высказывание товарища, каждый ряд получает предварительно задание: одни ученики в основном следят за тем, как говорящий раскрывает тему высказывания, другие - за языковым оформлением излагаемого, третьи - за тем, как выступающий использует определенные средства звуковой выразительности речи.

Развитию внимания и культуры слушания способствует и требование записывать замечания по ходу изложения, т. е. делать наброски, которые затем будут использованы при обсуждении высказывания. На продумывание и подготовку выступления необходимо дать время. Особенно это важно на тех этапах, когда ученики всесторонне анализируют устные и письменные высказывания товарищей. 6 этом случае нужно, чтобы учащиеся привели в систему записанное, продумали, с чего и как начнут они свое выступление.

Чтобы развить в детях самокритичное отношение к своей речи, важно предоставлять выступающему первое слово для оценки своего высказывания: доволен ли ты тем, как выступил (как написал сочинение)? Все ли сказал, о чем хотел? Над чем, по твоему мнению, тебе следует еще поработать? В чем ты видишь сильные и слабые стороны своей работы?

Для того чтобы привлечь к обсуждению как можно больше учащихся, необходимо вначале предоставлять слово слабым и средним по своей речевой подготовке школьникам. Важно не перебивать ни того, кто читал написанное или выступал с устным высказыванием, ни тех, кто принимает участие в его обсуждении. Ежеминутные замечания мешают детям "мыслить публично", разрушают ситуацию реального живого общения в процессе беседы.

Чувство такта требует также, чтобы учитель выступал последним как один из участников беседы. Его задача - отметить положительные и отрицательные стороны обсуждаемого высказывания, останавливаясь лишь на самом главном, принципиально важном, и высказать свое мнение по поводу затронутых в устных выступлениях вопросов (если в этом будет необходимость).

Использование звукозаписывающих устройств повышает эффективность рассматриваемой формы работы. Звукозаписывающие устройства позволяют услышать себя тому, кто выступал с высказыванием, позволяют воспринимать произнесенное столько раз, сколько этого потребуют задачи анализа, особенности воспринимающих и т. д.

Анализ элементов текста. Анализ формулировок тем сочинений, планов, материалов к высказыванию используется на этапе ознакомления учащихся с тем или иным понятием или способом деятельности. Так, например, на этапе работы над понятием "тема высказывания" (IV класс) учитель предлагает для сопоставительного анализа более широкие и более узкие, но близкие по содержанию темы ("Летом" - "На реке летом" - "Рыбная ловля на реке летом"). Ученики делают вывод о том, как важно учитывать каждое слово в формулировке темы, чтобы определить, о чем именно надо писать (говорить) в сочинении. Анализ готовых планов (положительного и отрицательного характера) позволяет учащимся осознать требования к плану как к тексту особого рода, отражающему узловые моменты содержания высказывания.

Говоря иными словами, ученики должны уметь самостоятельно анализировать предлагаемые для сочинений темы (чтобы произвести выбор и определить границы избранной темы), составленный план и заготовленные материалы, соотнося их с темой и замыслом своего высказывания. Последнее чрезвычайно важно для воспитания навыков самоконтроля.

Беседа по картине, фильму, спектаклю, по наблюдениям и т.д. Беседа по картине проводится для того, чтобы ученики уяснили замысел художника и то, как этот замысел реализован. Поэтому вопросы учителя обращают внимание учеников на то, что и как изображено на картине, при этом вводятся такие искусствоведческие понятия, как цвет и свет, колорит картины, фон, передний и задний план, композиция, деталь и др. Аналогичным образом проводится беседа по диафильму (кино-, телефильму, спектаклю и т. д.), если перед учениками ставится задача передать содержание увиденного. Обращается внимание на "язык" кинематографа и театрального спектакля: крупный план, монтаж, мизансцены, музыкальное оформление и т.д..

Совсем иной характер имеет беседа по материалам собственных наблюдений и размышлений учащихся. В данном случае беседа позволяет учителю сориентироваться в том, какими материалами располагают учащиеся для раскрытия темы. Это обсуждение сложившихся представлений и впечатлений, обсуждение заметок, сделанных во время экскурсии, выписок из книг, дневниковых записей, заготовок к сочинению. Поскольку сочинение предполагает изложение учащимися собственных мыслей, учитель должен быть чрезвычайно деликатным, чтобы не навязывать детям своих рассуждений, своего мнения. Задача учителя - выявить разные подходы к раскрытию темы, отметить среди них наиболее интересные, оригинальные, противопоставить разные точки зрения, подсказать другие возможные пути решения проблемы, указать неизвестные ученикам источники получения материала и т. д. Эта беседа необходима в случае когда тема предстоящего сочинения действительно может затруднить учащихся, когда они должны изучить то, о чем будут писать (говорить), осмыслить накопленный материал и свои наблюдения, чтобы сделать определенные выводы, высказать определенную точку зрения.

Слово (рассказ) учителя.

Слово учителя на уроках развития связной речи создает у учащихся определенный эмоциональный настрой, стимулирует их творческие поиски, пробуждает желание как можно лучше выразить свои мысли - вот почему так важен добрый, заинтересованный тон высказываний учителя. Вместе с тем слова (рассказ) используется и в других дидактических целях. Рассмотрим их.

Постановка цели урока по развитию речи. Как правило, в этом случае сообщается, какой именно вид работы предстоит выполнить, какое именно высказывание (по форме речи, по жанру и т.д.) требуется создать, чему предстоит научиться на уроке. Нередко учитель напоминает детям о том, что они уже умеют делать, как они подготовлены к предстоящей работе. Устанавливая связь с предыдущим, учитель ставит новые задачи, чтобы показать ученикам их движение вперёд. Так, например, построено следующее вступительное слово к уроку "Рассказ об услышанном":

"В прошлом да и в этом году вы писали сочинения, где рассказывали об одном каком-либо случае, событии из вашей жизни. Какие из этих рассказов вам запомнились? Как они строятся? Вам, наверное, приходилось слышать рассказы взрослых о себе, о годах детства о каких-либо случаях из их жизни. Иногда такие рассказы бывают очень интересными и поучительными. Писатели нередко пишут их на основе услышанных в жизни рассказов. При этом мастера слова, как правило, рассказывают о том, как, при каких обстоятельствах, кем и почему они были рассказаны. Сегодня на уроке вы узнаете, как строятся такие рассказы, в чем их особенности. Дома вам предстоит написать об услышанном, или, как иногда говорят, рассказ с обрамлением..."

В данное вступительное слово включены элементы беседы (какие из этих рассказов вам запомнились? Как строятся такие рассказы?), но они подчиняются главной функции вступительного слова учителя - сообщить учащимся задачи урока, уточнить ту речевую задачу, которую им предстоит решить. Однако уточнение речевой задачи может иметь место и на других этапах урока.

Уточнение речевой задачи на заключительном этапе подготовительной работы. В одних случаях это уточнение состоит в фиксации внимания учащихся на отдельных, но важных моментах предстоящей работы. Так, например, учитель разъясняет, что передать содержание текста (в котором повествование ведется от 1-го лица) надо в форме 3-го лица. Поэтому очень важно определить, как назвать рассказчика. Например, хорошо ли изложение "Хитрый заяц" начать так: "Автор (писатель) пошел на охоту"? Нет, на охоту ходит не автор, а охотник. Такого рода уточнения предупреждают появление речевых недочетов в письменном изложении.

В других случаях уточнение речевой задачи в сущности означает описание речевой ситуации. Чтобы организовать устное или письменное высказывание, близкое к тому, которое существует в действительности, учитель уточняет речевую ситуацию, для которой оно предназначено, т.е. указывает назначение высказывания, причины, его вызывающие, внешние и внутренние обстоятельства предстоящего высказывания (наличие воспринимающих, их знакомство с предметом речи, место высказывания). Так, предлагая подготовить сжатое изложение текста "Торжественный день", учитель уточняет речевую задачу: оно должно предназначаться для выступления на пионерском сборе, посвященном пионерам-героям, или для выступления перед подшефными октябрятами, которые готовятся к приему в пионеры, - и в том и в другом случае на это изложение отводится не более двух минут.

Уточнение цели данного сжатого изложения, его формы, адресата не только помогает учащимся осознать особенность сжатого изложения как способа емкой передачи содержания исходного текста, но и учит детей говорить "сообразно обстоятельствам", учитывать ситуацию высказывания, что очень важно для воспитания культуры речевого поведения.

. Сообщение необходимых сведений как теоретического, так и практического характера, например, о значении сжатого изложения в жизни, о значении умения систематизировать материал, о том, что такое рассуждение и как оно строится, как надо править написанное, и т.д. Иногда, это сведения о произведении, из которого взят анализируемый отрывок, текст изложения, сведения о писателе, художнике (если проводится работа по картине).

Особенность рассказа, используемого для сообщения теоретических сведений, в том, что он строится на примерах и их разъяснении. Это, прежде всего, тексты различного типа (как положительного, так и негативного характера), которые анализирует сам учитель; высказывания писателей о том, как создается произведение, что способствует его успеху, и т.д. В процессе рассказа используются наглядные средства: композиционные схемы, плакаты текстового характера и т. д.

Естественно, что и этот вид рассказа включает элементы беседы, но главная цель - сообщение определенной информации - решается с помощью слова учителя.

  1. Знакомство с образцом того или иного высказывания. В этом случае слово учителя выступает как образец рассуждения (например, при определении главных Частей исходного текста, когда требуется составить его план); как образец анализа текста, которому следуют учащиеся, анализируя другие тексты (в том числе и найденные самостоятельно); как образец отзыва на устные высказывания учащихся, образец описания произведения живописи (или его части) и т.д. Так, например, обучая детей умению пользоваться собранными материалами, учитель дает образец описания картины. Ученики следят за высказыванием учителя и убеждаются, что материалы к описанию картины являются лишь основой для развертывания высказывания, что некоторые моменты, зафиксированные в материалах, опускаются, другие сжимаются, третьи усиливаются. Слово учителя в данном случае учит определенному способу деятельности, умению пользоваться собранными к высказыванию материалами.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!