СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для учителей начальных классов на тему «Особенности обучения грамоте детей, имеющих задержку психического развития»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Консультация для учителей начальных классов на тему «Особенности обучения грамоте детей, имеющих задержку психического развития»»









Консультация для

учителей начальных классов

на тему

«Особенности обучения грамоте детей, имеющих задержку психического развития»



Учитель-логопед Кузнецова Н.А.











Одна из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости – задержка психического развития. Дети этой категории составляют около половины стойко неуспевающих в начальных классах общеобразовательных школ.

Многочисленные исследования психологических особенностей детей с задержкой психического развития указывают на то, что у детей данной категории недостаточно сформированы многие психические функции: логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память. Отмечается замедленность процессов переработки сенсорной информации, снижение работоспособности. Кроме того, выявляется чрезмерная эмоциональность, впечатлительность, повышенная утомляемость, двигательная расторможенность либо, наоборот, вялость, апатичность.

Вопросами этиологии и классификации задержки психического развития занимались М.С.Певзнер, Т.А.Власова, К.С.Лебединская. Для практических работников наиболее значима классификация задержки психического развития по этиологическому принципу К.С.Лебединской (1982), которая выделяет четыре формы задержки психического развития: конституциональная, самотогенная, психогенная и церебрально-органического генеза.

Дифференциальная диагностика этих форм указывает на отставание в развитии и ряд характерных особенностей незрелости как эмоционально-волевой, так и интеллектуальной сферы каждой из них.

Дизонтогенез психофизического развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) и, в частности, особенности познавательной деятельности изменяют процесс овладения ими речевой функцией и определяет своеобразие их речевого развития: ограниченность словаря, однообразие синтаксических и недостаток использования морфологических форм затрудняют развернутое высказывание [1;5;6].

По исследованиям Г.Н.Рахмановой, Н.А.Цыпиной, у этих детей выявляются трудности в формировании письменной речи, а также недостатки регулирующей функции речи и речевого общения.

На особенности обучения грамоте детей с ЗПР указывают исследования Л.Ф.Спировой, Н.А.Цыпиной, Р.Д.Тригер, Н.А.Никашиной и др. Они указывают на то, что дети с ЗПР и их нормально развивающиеся сверстники, овладевая грамотой, находятся на принципиально разных уровнях.


У детей с задержкой психического развития, в отличие от нормально развивающихся сверстников, чаще наблюдаются недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слуховой памяти, нарушения звукопроизносительной стороны речи (Е.В.Мальцева, Р.Д.Тригер, Н.А.Никашина).

Дети с ЗПР с трудом овладевают анализом и синтезом звукового состава слова, которые лежат в основе обучения грамоте. Кроме этого, они испытывают значительные трудности в ориентировке языковой действительности, не вычленяют из потока речи крупных речевых единиц: предложение, слово. Их речь несовершенна в грамматическом отношении. Они делают ошибки в употреблении предлогов, в согласовании слов в предложении, а также в использовании других синтаксических связей.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьезным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с данной категорией детей.

Подготовка детей к обучению грамоте предусматривает решение следующих задач:

  • Активизация устной речи. Сделать предметом их внимания слово и предложение в целом, научить практически изменять слова и образовывать новые, сравнивать и обобщать различные явления языка.

  • Формирование у детей направленности на звуковую сторону речи. Развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по артикуляции и по акустическим признакам, что соответствует этапу овладения простыми видами звукового анализа.

  • Развитие умения детей последовательно выделять из слова звуки, устанавливая их точное место в слове, а также количество звуков в слове.

Работа по обучению грамоте строится поэтапно. При разработке содержания и методов обучения детей с ЗПР на подготовительном этапе учитывались достижения как специальной, так и общей педагогики и психологии.

Эффективность обучения и воспитания обеспечивается максимальным использованием практической деятельности детей на занятиях, а также использованием игровых приемов, наглядного и дидактического материала, разнообразных пособий, позволяющих формировать интерес к занятиям и активно усваивать новое.

Применяются следующие виды дидактического материала:

  • предметные и сюжетные картинки;

  • текстовой материал (стихи, загадки, рассказы, сказки, скороговорки, чистоговорки, поговорки, потешки);

  • разнообразный игровой материал (ребусы, кроссворды, шарады);

  • схемы и таблицы и др.

При использовании дидактического материала на занятии по обучению грамоте педагоги должны придерживаться ряда требований:

  1. Отбор наглядного, занимательного и практического материала осуществляется в соответствии с задачами обучения, а также с учетом уровня психофизического развития детей, индивидуализации заданий.

  2. Отобранный материал эффективно используется на занятии по обучению грамоте.

  3. Педагог осуществляет руководство деятельностью детей при работе с подобранным материалом.

  4. Игры, задания, упражнения применяются как для закрепления материала, так и для решения новых задач.

  5. Практикуется создание положительных эмоций, способствующих более осознанному восприятию предлагаемого материала.

  6. Необходимо сочетать наглядные средства с использованием речевых приемов и методов.

  7. Следует производить варьирование демонстрационного материала и практической деятельности.

В современной методической литературе имеется большой арсенал дидактических игр. Многие педагоги, проявляя творчество в своей работе, придумывают их самостоятельно.

Предлагаются следующие задания, игровые упражнения и дидактические игры, которые можно использовать при подготовки детей к обучению грамоте:

  • уточнить артикуляции звука (узнать по картинкам, по губам);

  • определить наличие или отсутствие заданного звука хлопками, сигналами, картинками;

  • отобрать картинки, в названии которых есть изучаемый звук, утрированно его произнося;

  • придумать слова, в которых изучаемый звук слышится в начале, середине, в конце слова;

  • узнать, какой звук часто встречается в рассказе, стихотворении;

  • находить в сюжетной картинке предметы или их части, в которых есть нужный звук;

  • отгадать загадку и выделить первый или последний звук в словах-отгадках;

  • выделить из ряда слов, произносимых педагогов, те, в которых имеется заданный звук;

  • выделить из предложения слова с заданным звуком.

Таким образом, работа по обучению грамоте детей с задержкой психического развития проводится системно, поэтапно, предусматривает использование целого комплекса дидактического материала, который применяется в различных формах организации детей: фронтальные, дифференцированные и индивидуальные задания. Систематическое его применение и продуманная методика работы обеспечивает возможность лучшего усвоения учебного материала, развития устной речи, формирования интереса к учебной деятельности в целом и освоение основ грамоты.












Список литературы:

  1. Обучение детей с ЗПР в подготовительном классе // Под ред. В.Ф.Мачихиной, Н.А.Цыпиной. М., 1992.

  2. Обучение детей с ЗПР (пособие для учителей) //Под ред. В.И.Лубовского. Смоленск, 1994.

  3. Рахманова Г.Н. Особенности построения предложений в речи младших школьников с задержкой психического развития //Дефектология. 1987. №6.

  4. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития. Минск, 1989.

  5. Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Дидактический материал по русскому языку для работы с детьми с задержкой психического развития. М., 1992.

  6. Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития. М., 1990.

  7. Яссман Л.В. Особенности употребления грамматических категорий детьми с задержкой психического развития //Дефектология. 1976. №3.10.01.2012



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!