СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для учителей «Выстраивание системы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики в основной школе»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для учителей «Выстраивание системы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики в основной школе»

Просмотр содержимого документа
«Консультация для учителей «Выстраивание системы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики в основной школе»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №6 имени майора ФСБ России Д.С.Кузнецова города Димитровграда Ульяновской области»


учитель математики

ПЬЯНЗИНА НАДЕЖДА ИВАНОВНА


Консультация для учителей «Выстраивание системы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики в основной школе»


Проблема организации обучения, максимально учитывающего различия в развитии и способностях учащихся - одна из наиболее острых в практике современной общеобразовательной  школы. Согласно «Закону об Образовании» в школе необходимо  создать условия для обучения  всех категорий детей, в том числе и  детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждающимися в специальном образовании, отвечающим их особым образовательным потребностям.  

  В общеобразовательных классах, в которых я преподаю математику,  обучаются дети с задержкой психического развития. Программа по математике  адаптируется таким образом, чтобы обучение осуществлялось на доступном уровне для такой категории школьников:

  • Некоторые темы для детей с ОВЗ даются в плане ознакомления (не оцениваются), например «Решение квадратного уравнения выделением квадрата двучлена», «Теорема Виета», «Нахождение приближенных значений арифметического квадратного корня»,       « Формула суммы и разности кубов » и т.д.

  • В целях развития правильных геометрических представлений и логического мышления, обучение учащихся геометрии строится на обращении к наглядности – рисункам и  готовым  чертежам, моделям. Такие задания как вывод формул,  доказательство теорем изучаются детьми с ОВЗ обзорно.

  • Один раз в неделю  в рамках индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) проводится индивидуальная консультация по ликвидации пробелов в знаниях.  

У обучающихся с задержкой психического развития, при изучении математики возникают серьезные проблемы, связанные с тем, что объем знаний по математике ограничен. Ослаблены память и внимание, мыслительные процессы протекают медленно. Поэтому методы и формы организации процесса обучения математике  с детьми ОВЗ  ориентированы на дифференцированный подход, развитие мотивации учебной деятельности учащихся, на усиление практической  направленности курса математики.

  • При объяснении нового материала   использую  разнообразные по форме и содержанию индивидуальные карточки-схемы, опорные таблицы, алгоритмы, которые дети  с ОВЗ используют при выполнении самостоятельных и контрольных работ.

Например, алгоритм  деления десятичной дроби на натуральное число:

  1. Записать деление уголком;

  2. Разделить целую  часть дроби на натуральное число;

  3. Если   использовать 1 цифру после запятой, то  поставить запятую в частном;

  4. Выполнить деление до конца.

  • Сложные понятия и термины объясняю, используя приемы дробления (расчленения) информации.

  • Для  развития правильных геометрических представлений и логического мышления проводятся практические работы: «Длина окружности»,  «Прямоугольный параллелепипед. Площадь поверхности  параллелепипеда», «Сумма углов треугольника» и т.д.  

  • Для обобщения и систематизации пройденного материала,создания ситуации успеха  предлагаются творческие задания (составление кроссвордов, поиск и разгадывание математических ребусов, написание математических сказок).

  • Дети с задержкой психического развития нуждаются в постоянной смене деятельности, т.к. имеют определенные проблемы в усвоении материала (быстрая утомляемость, не всегда выраженный интерес, медленный темп работы).

   С целью повышения мотивации обучения и формирования  у учащихся  познавательного интереса провожу  нестандартные самостоятельные  работы-закраски:  «Математическое поле чудес»,  «Морской бой» и т.д.

ПОЛЕ    ЧУДЕС      №1




 = 



 = 



12  = 




 =  



14:3 =4



4  = 




4  = 



11  = 




48:6 =7


2:7 =



 = 



6  = 



 Правила: если равенства верные, то прямоугольники закрашиваются.Такие   работы  нравятся не только детям, но и учителю. Заранее закладывая рисунок,  экономится время на проверку. Особое внимание в 5-7 классах уделяю  устному счету. Обязательно дополняю стандартный счет занимательными задачками или задачами – шутками;  заданиями,  на исправление преднамеренно сделанных ошибок в решении,   на восстановление частично стертых записей. Такие задания формируют  внимание, логику и самоконтроль.

  • Эмоциональная поддержка играет также немаловажную роль при обучении таких детей  (одобрение даже при незначительных успехах, улыбка и т.д.)

  • На уроках   используются   организационные формы: фронтальная, индивидуальная,  групповая и парная формы  обучения. Полученный опыт показывает, что именно групповая и парная работа лучше всего помогают развитию коммуникативных способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

   В школу приходят дети разные: каждый из них имеет свои особенности развития, состояние здоровья, опыт. И к каждому обучающемуся необходимо найти свой индивидуальный подход.

Например:

Обучающийся 6 класса на уроках не активен, боится дать неправильный ответ, плохо считает, алгоритмы усваивает со 2-3 раза, домашние задания выполняет, теорию учит.

  • Обязательная индивидуальная работа в рамках ИОМ 1 раз в неделю;

  • Прием «завтра я тебя спрошу правило….»;

  • В устной работе спрашиваю только после разбора 2 подобных примеров;

  • На уроках предлагаются карточки с образцами решения, тренажеры;

  •  Приём «Наставничество»; в парах, четверках - не работает;

  • Активно участвует в написании математических сказок, составлении кроссвордов, ребусов.

РЕЗУЛЬТАТ: повысилась успеваемость, самооценка, появилась ситуация успеха.

Другой ученик 6 класса – может быть активен на  любом этапе урока, не плохо считает устно, алгоритмы усваивает с  1- 2 раза, быстро утомляется, ленится, домашние задания выполняет, теорию учит.

  • Привлекаю к устному счету, опросу теории;

  • Для успешного усвоения материала, такому ребенку,  требуется более подробное изучение материала с опорой на его жизненный опыт, большое количество примеров. При объяснении нового материала, там, где это возможно, использую   перевод  математических правил на язык образов;

  • Сложные понятия, правила предлагаются в виде алгоритмов;

  • На уроках предлагаются карточки с образцами решения, тренажеры;

  • Проводятся разовые индивидуальные консультации по мере необходимости, потому что ему достаточно адаптации материала на уроках;

  • При работе в парах инициативы не проявляет, но работает вдумчиво;

  • Активности в написании математических сказок, составлении кроссвордов, ребусов не проявляет.

РЕЗУЛЬТАТ: стабильная успеваемость (контрольные работы без двоек), практически не требуется индивидуальных консультаций.  

Обучающийся 9 класса - на уроках не активен, не плохо считает устно, алгоритмы усваивает с  1- 2 раза,   ленится, домашние задания не выполняет, теорию не учит, мотивация к учению низкая, индивидуальные консультации не посещает.

  • Привлекаю к устному счету;

  • В ходе работы формулы выписываются на доску; учащемуся предлагается неоднократно  повторять теорию за другими учениками;

  • В самостоятельные и контрольные работы по геометрии  к имеющимся обязательным  3 заданиям, добавляю 2  простейших задачи на применение формул, теории  в чистом виде,  либо задачи,  которые неоднократно решал учащийся  в устной работе. Как правило, он успешно справляется  с тремя  заданиями, и это придает ему уверенность, веру  в свои возможности, повышает самооценку, которая может  стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.

РЕЗУЛЬТАТ: волнообразная динамика, удовлетворительная отметка на экзамене по математике.

ВЫВОД: составляя АОП для обучающихся определенного класса невозможно создать единые условия для усвоения программы, т.к. у каждого ребенка свой уровень развития (даже оценка «3» для разных детей с ЗПР будет разной). Поэтому помимо основных приемов работы с детьми с ОВЗ необходимо находить индивидуальный подход к каждому ребенку в отдельности.  

     В заключении необходимо отметить, что в условиях  обучения детей с ОВЗ  важным фактором урока должен быть способ организации учебной деятельности учащихся, а не только содержание учебного материала. Продуманная продуктивная организация процесса обучения немыслима без активного вовлечения учащихся в процесс получения знаний с помощью методов коррекционо-развивающего обучения.