Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №6 имени майора ФСБ России Д.С.Кузнецова города Димитровграда Ульяновской области»
учитель математики
ПЬЯНЗИНА НАДЕЖДА ИВАНОВНА
Консультация для учителей «Выстраивание системы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики в основной школе»
Проблема организации обучения, максимально учитывающего различия в развитии и способностях учащихся - одна из наиболее острых в практике современной общеобразовательной школы. Согласно «Закону об Образовании» в школе необходимо создать условия для обучения всех категорий детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждающимися в специальном образовании, отвечающим их особым образовательным потребностям.
В общеобразовательных классах, в которых я преподаю математику, обучаются дети с задержкой психического развития. Программа по математике адаптируется таким образом, чтобы обучение осуществлялось на доступном уровне для такой категории школьников:
Некоторые темы для детей с ОВЗ даются в плане ознакомления (не оцениваются), например «Решение квадратного уравнения выделением квадрата двучлена», «Теорема Виета», «Нахождение приближенных значений арифметического квадратного корня», « Формула суммы и разности кубов » и т.д.
В целях развития правильных геометрических представлений и логического мышления, обучение учащихся геометрии строится на обращении к наглядности – рисункам и готовым чертежам, моделям. Такие задания как вывод формул, доказательство теорем изучаются детьми с ОВЗ обзорно.
Один раз в неделю в рамках индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) проводится индивидуальная консультация по ликвидации пробелов в знаниях.
У обучающихся с задержкой психического развития, при изучении математики возникают серьезные проблемы, связанные с тем, что объем знаний по математике ограничен. Ослаблены память и внимание, мыслительные процессы протекают медленно. Поэтому методы и формы организации процесса обучения математике с детьми ОВЗ ориентированы на дифференцированный подход, развитие мотивации учебной деятельности учащихся, на усиление практической направленности курса математики.
При объяснении нового материала использую разнообразные по форме и содержанию индивидуальные карточки-схемы, опорные таблицы, алгоритмы, которые дети с ОВЗ используют при выполнении самостоятельных и контрольных работ.
Например, алгоритм деления десятичной дроби на натуральное число:
Записать деление уголком;
Разделить целую часть дроби на натуральное число;
Если использовать 1 цифру после запятой, то поставить запятую в частном;
Выполнить деление до конца.
Сложные понятия и термины объясняю, используя приемы дробления (расчленения) информации.
Для развития правильных геометрических представлений и логического мышления проводятся практические работы: «Длина окружности», «Прямоугольный параллелепипед. Площадь поверхности параллелепипеда», «Сумма углов треугольника» и т.д.
Для обобщения и систематизации пройденного материала,создания ситуации успеха предлагаются творческие задания (составление кроссвордов, поиск и разгадывание математических ребусов, написание математических сказок).
Дети с задержкой психического развития нуждаются в постоянной смене деятельности, т.к. имеют определенные проблемы в усвоении материала (быстрая утомляемость, не всегда выраженный интерес, медленный темп работы).
С целью повышения мотивации обучения и формирования у учащихся познавательного интереса провожу нестандартные самостоятельные работы-закраски: «Математическое поле чудес», «Морской бой» и т.д.
ПОЛЕ ЧУДЕС №1 |
| | | | = | | |
| = | | | | 12 = | |
| | = | | | | 14:3 =4 |
| | | 4 = | | | |
4 = | | | | 11 = | | |
| 48:6 =7 | | 2:7 = | | | = |
| | | 6 = | | | |
Правила: если равенства верные, то прямоугольники закрашиваются.Такие работы нравятся не только детям, но и учителю. Заранее закладывая рисунок, экономится время на проверку. Особое внимание в 5-7 классах уделяю устному счету. Обязательно дополняю стандартный счет занимательными задачками или задачами – шутками; заданиями, на исправление преднамеренно сделанных ошибок в решении, на восстановление частично стертых записей. Такие задания формируют внимание, логику и самоконтроль.
Эмоциональная поддержка играет также немаловажную роль при обучении таких детей (одобрение даже при незначительных успехах, улыбка и т.д.)
На уроках используются организационные формы: фронтальная, индивидуальная, групповая и парная формы обучения. Полученный опыт показывает, что именно групповая и парная работа лучше всего помогают развитию коммуникативных способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
В школу приходят дети разные: каждый из них имеет свои особенности развития, состояние здоровья, опыт. И к каждому обучающемуся необходимо найти свой индивидуальный подход.
Например:
Обучающийся 6 класса на уроках не активен, боится дать неправильный ответ, плохо считает, алгоритмы усваивает со 2-3 раза, домашние задания выполняет, теорию учит.
Обязательная индивидуальная работа в рамках ИОМ 1 раз в неделю;
Прием «завтра я тебя спрошу правило….»;
В устной работе спрашиваю только после разбора 2 подобных примеров;
На уроках предлагаются карточки с образцами решения, тренажеры;
Приём «Наставничество»; в парах, четверках - не работает;
Активно участвует в написании математических сказок, составлении кроссвордов, ребусов.
РЕЗУЛЬТАТ: повысилась успеваемость, самооценка, появилась ситуация успеха.
Другой ученик 6 класса – может быть активен на любом этапе урока, не плохо считает устно, алгоритмы усваивает с 1- 2 раза, быстро утомляется, ленится, домашние задания выполняет, теорию учит.
Привлекаю к устному счету, опросу теории;
Для успешного усвоения материала, такому ребенку, требуется более подробное изучение материала с опорой на его жизненный опыт, большое количество примеров. При объяснении нового материала, там, где это возможно, использую перевод математических правил на язык образов;
Сложные понятия, правила предлагаются в виде алгоритмов;
На уроках предлагаются карточки с образцами решения, тренажеры;
Проводятся разовые индивидуальные консультации по мере необходимости, потому что ему достаточно адаптации материала на уроках;
При работе в парах инициативы не проявляет, но работает вдумчиво;
Активности в написании математических сказок, составлении кроссвордов, ребусов не проявляет.
РЕЗУЛЬТАТ: стабильная успеваемость (контрольные работы без двоек), практически не требуется индивидуальных консультаций.
Обучающийся 9 класса - на уроках не активен, не плохо считает устно, алгоритмы усваивает с 1- 2 раза, ленится, домашние задания не выполняет, теорию не учит, мотивация к учению низкая, индивидуальные консультации не посещает.
Привлекаю к устному счету;
В ходе работы формулы выписываются на доску; учащемуся предлагается неоднократно повторять теорию за другими учениками;
В самостоятельные и контрольные работы по геометрии к имеющимся обязательным 3 заданиям, добавляю 2 простейших задачи на применение формул, теории в чистом виде, либо задачи, которые неоднократно решал учащийся в устной работе. Как правило, он успешно справляется с тремя заданиями, и это придает ему уверенность, веру в свои возможности, повышает самооценку, которая может стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.
РЕЗУЛЬТАТ: волнообразная динамика, удовлетворительная отметка на экзамене по математике.
ВЫВОД: составляя АОП для обучающихся определенного класса невозможно создать единые условия для усвоения программы, т.к. у каждого ребенка свой уровень развития (даже оценка «3» для разных детей с ЗПР будет разной). Поэтому помимо основных приемов работы с детьми с ОВЗ необходимо находить индивидуальный подход к каждому ребенку в отдельности.
В заключении необходимо отметить, что в условиях обучения детей с ОВЗ важным фактором урока должен быть способ организации учебной деятельности учащихся, а не только содержание учебного материала. Продуманная продуктивная организация процесса обучения немыслима без активного вовлечения учащихся в процесс получения знаний с помощью методов коррекционо-развивающего обучения.