Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад №67 г. Балаково Саратовская область
Консультация для воспитателей на тему:
«Аутизм»
Воспитатель: Фролова Ю.Н.

2019
Аутизм (от греч. autos - сам) – термин введен в психиатрию Блейлером (Bleuler) для обозначения одного из самых типичных признаков схизофрении (Схизофрения - психическое расстройство, характеризующееся ухудшением восприятия окружающей действительности и значительной социальной дисфункцией это абсолютно тоже самое что и шизофрения). Это психопатологическое состояние, при котором происходит погружение человека в личные внутренние переживания, вырабатывающиеся по особым законам, и отсутствуют умения связываться с внешними событиями.
Расстройства аутистического спектра (РАС) — спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жёстко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов. Центральными дефицитами у людей с РАС являются навыки разделенного (то есть согласованного с партнером по общению) внимания и реципрокности (взаимности) во взаимодействии.
Разновидности и классификация болезни
Аутизм относится к группе, состоящей из 5 заболеваний, с расстройствами развития в раннем возрасте. Для них свойственны нарушение и задержка навыков социального взаимодействия, умственного восприятия, общения, узость интересов.
К аутистическому спектру относят:
• аутизм (синдром Каннера);
• синдром Аспергера;
• детское дезинтегративное расстройство;
• синдром Ретта;
• неспецифическое первазивное нарушение развития (или атипичный аутизм).
Симптомы каждого человека, страдающего аутизмом, сугубо индивидуальны. Возможны как легкая форма (узости интересов, странности при общении, шаблонная, быстрая речь), так и тяжелый тип проявлений (умственная неполноценность, немота, длительные, однотипные, бессмысленные движения).
Симптомы и признаки:
Все симптомы аутизма связаны с расстройством, развивающимся из-за определенных нарушений функционирования ЦНС, проявляющееся отсутствием взаимодействия с людьми и общения, повторяющимися движениями и ограниченными интересами. Окончательно признаки заболевания «вырисовываются» до наступления трёх лет. Первые симптомы заболевания развиваются уже в младенческом возрасте, ребенок слишком бурно реагирует на слабые раздражители и очень слабо реагирует на сильные раздражители, практически отсутствует реакция на позу кормления и выражение удовольствия после него.
Обучение детей с ранним детским аутизмом.
Отсутствие общения, возникающее с раннего детства, искажает ход всего психического развития ребенка, грубо препятствует его социальной адаптации. Без своевременной диагностики и адекватной клинико - психолого-педагогической коррекции значительная часть таких детей становится необучаемой и неприспособленной к жизни в обществе.
И, наоборот, при ранней диагностике, своевременном начале коррекции большинство аутичных детей можно подготовить к обучению, а нередко – и развить их потенциальную одаренность в различных областях знаний.
Синдром РДА оформляется к 2,5– 3 годам.
Коррекционная работа должна проводиться комплексно, группой специалистов различного профиля, включая детских психиатров, невропатологов, логопедов, психологов, педагогов-воспитателей, музыкального работника.
Коррекционная работа должна осуществляться поэтапно. Используются адаптированные для работы с аутистами обычные программы по обучению и организации игр для обычных и специализированных детских яслей, и садов. Направленная деятельность ребенка РДА планируется с учетом психического развития. Используется индивидуальная, а позднее групповая игротерапия.
Признаки аутизма в раннем возрасте (до 2 лет)
Ранний детский аутизм проявляется сразу после рождения ребенка. В течение первого года жизни малыша родители могут заметить существенные отличия в его поведении в сравнении с ровесниками. Другие признаки заболевания до 2 лет:
• Ребенок никогда не смотрит в глаза родителей;
• Не плачет, когда мать уходит. Не улыбается и не тянет руки к родителям;
• Задержка в развитии речи сопровождается тем, что к 12 месяцам малыш не «гулит», а использует в речи лишь несколько простых звуков. К возрасту в 24 месяца он не произносит простых фраз;
• Агрессивность в поведении и в отношении других детей приводит к тому, что с ним никто не хочет играть;
• Неадекватные реакции малыша в ответ на внешние раздражители приводят к тому, что звук, свет и другие приглушенные звуки заставляют его бояться.
Родителям следует научиться четко отличать признаки аутизма от психологических особенностей личности с проявлениями скромности и молчаливости. Неуверенность и погружение в себя требует тщательного анализа со стороны психологов. Если мама обнаруживает подобные симптомы у своего малыша, следует проконсультировать с педиатром.
Симптомы аутизма у ребенка 2-11 лет
Симптомы аутизма у ребенка в возрасте 2-11 лет сопровождаются некоторыми специфическими проявлениями, которые накладываются на вышеописанные.
Признаки аутизма у детей от 2 до 11 лет:
• Часто повторение одной и той же фразы;
• Не поддерживает беседу;
• Ребенок не разговаривает;
• Стереотипное мышление с аналогичными действиями, которые повторяются изо дня в день;
• Школьники аутисты приобретают навыки с большим усилием. Их очень сложно обучить письму и чтению;
• У некоторых детей просыпается интерес лишь к некоторым наукам. Например, к музыке, рисованию или математике.
• Следует понимать, что эти симптомы накладываются на другую симптоматику, поэтому у школьников диагностировать заболевание не сложно не только врачам, но и их родителям.
Согласно известной классификации аутистических расстройств детей
РАС можно разделить условно на четыре группы.
Дети 1-й группы характеризуются наиболее тяжелыми нарушениями психического тонуса и произвольной деятельности. Они имеют наихудший прогноз развития, нуждаются в постоянном уходе и надзоре. У таких детей могут быть сформированы элементарные навыки самообслуживания, но их социальная адаптация затруднена даже в домашних условиях. Тем не менее, в случае интенсивной психолого-педагогической коррекции они могут освоить письмо, элементарный счет и даже чтение про себя.
Дети 2-й группы способны бороться со своими страхами и тревогой, препятствующими их адаптации к окружающей среде, с помощью двигательных, сенсорных и других стереотипий, которые позволяют им заглушать неприятные воздействия извне. При адекватной длительной коррекции эти дети могут быть подготовлены к обучению в школе (чаще в массовой, реже во вспомогательной).
Дети 3-й группы характеризуются большей произвольностью в противостоянии своей аффективной патологии, прежде всего, страхам. Для них характерны развернутая речь, более высокий уровень когнитивного развития. Эти дети менее аффективно зависимы от матери, не нуждаются в примитивном контакте и опеке. При активной медико - психолого - педагогической коррекции они могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.
У детей 4-й группы патология аффективной и сенсорной сфер выражена слабо. Им свойственны только невроз подобные расстройства: чрезвычайная тормозимость, робость, пугливость (особенно в контактах), чувство собственной несостоятельности, усиливающее социальную дезадаптацию. Дети этой группы могут учиться в массовой школе и часто обнаруживают парциальную одаренность.