Консультация для воспитателей дошкольных учреждений
Тема: «Расскажи, объясни, что чувствуешь».
Главная цель для педагога – это психологическое здоровье каждого ребенка. Если ребенок испытывает какие-либо затруднения (неуверенность, незащищенность, агрессивность, нестабильность, беспокойство) то это всегда отражается в поведении, в общении со сверстниками, взрослыми.
Особенно это заметно у детей с тяжелыми нарушениями речи, так как нарушение речи часто бывает осложнено нарушениями нервно-психической деятельности и сопровождается характерными особенностями: выраженный негативизм, агрессивность, драчливость, конфликтность повышенную впечатлительность, нередко сопровождаемое навязчивыми страхами, склонность к болезненному фантазированию. Одно из причин появления психологической патологии может быть влияние среды общения: длительные психотравмирующие ситуации, серьезные психические травмы, двуязычие в семье, социально-бытовая запущенность, неправильное воспитание.
Поэтому необходимо выявление имеющихся психологических особенностей детей для определения черт и качеств дошкольника, которые могут быть скорректированы в процессе формирования эмоциональной сферы через различные виды деятельности.
Наши дети с общим недоразвитием речи в своих произвольных действиях не соотносят цели и мотивы, они не могут заранее планировать собственные действия, регулировать свое поведение, оценивать полученные результаты, подчинять свои действия требованиям, что характеризуется низким уровнем организованности.
Вследствие этого у дошкольников проявляются неблагоприятные характеристики:
Неспособность сопереживать другому человеку в реальной ситуации, ни в прослушивании сказок (обычно ребенок, слушающий сказку, переживает вместе с главным героем его приключения, эти переживания буквально «написаны» на его лице,
Неспособность откликнуться на эмоциональное состояние близких людей,
Отсутствие способности к эмоциональной саморегуляции,
Множество отрицательных эмоций и страхов
Одной из особенностей наших детей является трудность словесного описания своих переживаний. Поэтому мы работаем над формированием эмоционально-экспрессивной лексики через ознакомление с художественной литературой, через театральную, игровую деятельность. Эмоционально-экспрессивная лексика наиболее адекватно выражает личное, субъективное отношение ребенка к тому или иному предмету высказывания и его личные чувства, эмоциональные переживания: «доброта», «печаль», «радоваться», «смелый» и др. Дети с ОНР пользуются в основном общеизвестными, наиболее распространенными словами и выражениями. Эмоционально-экспрессивная лексика используется ими выборочно. А этот лексический материал помогает развивать связную речь детей. Известно, что эмоции принимают самое непосредственное участие в процессах обучения - значимые события, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Эмоционально-экспрессивная лексика помогает осуществлять межличностное общение, служит средством коммуникации, наиболее ярко выражает симпатии или антипатии дошкольников друг к другу, к окружающим людям.
Мы проводим работу по развитию способностей воспринимать и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других людей, владению своими чувствами, формированию адекватной и дифференцированной эмоциональной экспрессии.
При работе с детьми важно учитывать основные принципы взаимодействия: установление тесных, дружеских отношений; сохранение атмосферы терпимости, чтобы ребенок чувствовал себя свободно и мог не стесняясь выражать свои чувства; распознавание чувств ребенка и отражение их вербальными приемами, чтобы ребенок учился выражать свои переживания. С базовыми эмоциями можно познакомить на фронтальных занятиях через специально подобранные упражнения и игры с учетом психологических особенностей детей. Дети учатся распознавать эмоции по пиктограммам, разнообразным картинкам, жестам и движениям. Затем, используя элементы экспрессии, ребенок сам изображает нужное состояние. Такие игры и тренинги способствуют усложнению знаний об эмоциях, снимают остроневротические реакции, нейтрализуют страхи и эмоционально-отрицательные переживания.
Литература
1 Клюева Н.В., Касаткина Ю.В, «Учим детей общению»,
2 Ткаченко Т.А. «В первый класс – без дефектов речи»
3 Лендрет Г.Л. «Игровая терапия: искусство отношений»
4.Самоукина Н.В. «Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы»
Практическая часть
Игры и упражнения.
«Испорченный телефон»
Цель: развивает понимание важности правильной грамотной речи для общения с собеседником.
Дети садятся в одну линию. Первый ребенок задумывает слова. Задача- передать это слово по цепочке как можно быстрее, говоря шепотом на ухо друг другу. В конце игры первый и последний участники произносят первый вариант слова и то, что услышал последний. Дети сравнивают, насколько изменился смысл слова. Можно проследить те изменения, которые происходили при передаче слова, для этого каждый ребенок сообщает, что послышалось ему.
«Музыка и эмоции»
Цель: способствовать развитию понимания передачи эмоционального состояния, развитию образного мышления.
Прослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки по шкалам: веселая - грустная, довольная-сердитая,смелая-сердитая,праздничная-будничная,задушевная-отчужденная,бодрая-усталая,спокойная-взволнованная,медленная-быстрая,теплая-холодная.
«Слушаем себя»
Цель: развивать концентрацию внимания, способствовать обращению внимания на себя, на свои чувства.
Обращаемся к ребенку:"Давай сядем поудобнее, расслабимся и закроем глазки. Послушаем, что происходит вокруг и внутри тебя. Внимательно прислушайся к своим ощущениям ...Что ты сейчас чувствуешь, что хочешь? Что ты услышал?" Ребенок делится своими впечатлениями.
«Картинка»
Цель: способствовать освоению навыков общения.
Договариваемся с детьми о том, что будем рисовать картину, например пейзаж, и каждый задумывает персонаж для картины. Далее воспитатель сообщает: "Я – солнышко, хочу взять в картину тебя (берет того, кто нравится). Скажи, кто ты?" Ребенок отвечает, например:"Я облачко".Далее они берутся за руки и ребенок - облачко приглашает другого в пейзаж и так до тех пор, пока все дети не войдут в картину.
«Говорят, что мы похожи...»
Один из детей (водящий) выходит в коридор. Ведущий говорит остальным примерно следующее: «Давайте вместе подумаем, напоминает ли нам этот ребенок что-нибудь приятное. Может быть, какой-то предмет или какое-то событие... Например, Алеша напоминает мне весеннее солнышко, а Маша - шоколадное мороженое. А что напоминает вам… (вышедший ребенок)?». Дети придумывают позитивные образы. Когда водящий возвращается, кто-то из детей перечисляет придуманные членами группы образы. Он должен определить, кто является автором того или иного образа.
«Я и другие»
Предложить ребенку рассказать о своем друге, маме, папе, бабушке, дедушке и т.п. Важно, чтобы ребенок мог высказать свое мнение, подчеркнуть положительные черты другого ребенка. Можно попросить ребенка рассказать и о себе, также выделяя отрицательные и положительные качества, акцентируя внимание больше на положительные.