СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей дошкольных учреждений "Расскажи, объясни, что чувствуешь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для детей эмоциональный мир огромный и иогда непонятный. Педагогам необходимо помочь ребенку разобраться с собственными чувствами, научить объяснять свое эмоциональное состояние.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей дошкольных учреждений "Расскажи, объясни, что чувствуешь"»

Консультация для воспитателей дошкольных учреждений


Тема: «Расскажи, объясни, что чувствуешь».

Главная цель для педагога – это психологическое здоровье каждого ребенка. Если ребенок испытывает какие-либо затруднения (неуверенность, незащищенность, агрессивность, нестабильность, беспокойство) то это всегда отражается в поведении, в общении со сверстниками, взрослыми.

Особенно это заметно у детей с тяжелыми нарушениями речи, так как нарушение речи часто бывает осложнено нарушениями нервно-психической деятельности и сопровождается характерными особенностями: выраженный негативизм, агрессивность, драчливость, конфликтность повышенную впечатлительность, нередко сопровождаемое навязчивыми страхами, склонность к болезненному фантазированию. Одно из причин появления психологической патологии может быть влияние среды общения: длительные психотравмирующие ситуации, серьезные психические травмы, двуязычие в семье, социально-бытовая запущенность, неправильное воспитание.

Поэтому необходимо выявление имеющихся психологических особенностей детей для определения черт и качеств дошкольника, которые могут быть скорректированы в процессе формирования эмоциональной сферы через различные виды деятельности.

Наши дети с общим недоразвитием речи в своих произвольных действиях не соотносят цели и мотивы, они не могут заранее планировать собственные действия, регулировать свое поведение, оценивать полученные результаты, подчинять свои действия требованиям, что характеризуется низким уровнем организованности.

Вследствие этого у дошкольников проявляются неблагоприятные характеристики:

  • Неспособность сопереживать другому человеку в реальной ситуации, ни в прослушивании сказок (обычно ребенок, слушающий сказку, переживает вместе с главным героем его приключения, эти переживания буквально «написаны» на его лице,

  • Неспособность откликнуться на эмоциональное состояние близких людей,

  • Отсутствие способности к эмоциональной саморегуляции,

  • Множество отрицательных эмоций и страхов

Одной из особенностей наших детей является трудность словесного описания своих переживаний. Поэтому мы работаем над формированием эмоционально-экспрессивной лексики через ознакомление с художественной литературой, через театральную, игровую деятельность. Эмоционально-экспрессивная лексика наиболее адекватно выражает личное, субъективное отношение ребенка к тому или иному предмету высказывания и его личные чувства, эмоциональные переживания: «доброта», «печаль», «радоваться», «смелый» и др. Дети с ОНР пользуются в основном общеизвестными, наиболее распространенными словами и выражениями. Эмоционально-экспрессивная лексика используется ими выборочно. А этот лексический материал помогает развивать связную речь детей. Известно, что эмоции принимают самое непосредственное участие в процессах обучения - значимые события, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Эмоционально-экспрессивная лексика помогает осуществлять межличностное общение, служит средством коммуникации, наиболее ярко выражает симпатии или антипатии дошкольников друг к другу, к окружающим людям.

Мы проводим работу по развитию способностей воспринимать и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других людей, владению своими чувствами, формированию адекватной и дифференцированной эмоциональной экспрессии.

При работе с детьми важно учитывать основные принципы взаимодействия: установление тесных, дружеских отношений; сохранение атмосферы терпимости, чтобы ребенок чувствовал себя свободно и мог не стесняясь выражать свои чувства; распознавание чувств ребенка и отражение их вербальными приемами, чтобы ребенок учился выражать свои переживания. С базовыми эмоциями можно познакомить на фронтальных занятиях через специально подобранные упражнения и игры с учетом психологических особенностей детей. Дети учатся распознавать эмоции по пиктограммам, разнообразным картинкам, жестам и движениям. Затем, используя элементы экспрессии, ребенок сам изображает нужное состояние. Такие игры и тренинги способствуют усложнению знаний об эмоциях, снимают остроневротические реакции, нейтрализуют страхи и эмоционально-отрицательные переживания.

Литература

1 Клюева Н.В., Касаткина Ю.В, «Учим детей общению»,

2 Ткаченко Т.А. «В первый класс – без дефектов речи»

3 Лендрет Г.Л. «Игровая терапия: искусство отношений»

4.Самоукина Н.В. «Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы»

Практическая часть

Игры и упражнения.

«Испорченный телефон»

Цель: развивает понимание важности правильной грамотной речи для общения с собеседником.

Дети садятся в одну линию. Первый ребенок задумывает слова. Задача- передать это слово по цепочке как можно быстрее, говоря шепотом на ухо друг другу. В конце игры первый и последний участники произносят первый вариант слова и то, что услышал последний. Дети сравнивают, насколько изменился смысл слова. Можно проследить те изменения, которые происходили при передаче слова, для этого каждый ребенок сообщает, что послышалось ему.

«Музыка и эмоции»

Цель: способствовать развитию понимания передачи эмоционального состояния, развитию образного мышления.

Прослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки по шкалам: веселая - грустная, довольная-сердитая,смелая-сердитая,праздничная-будничная,задушевная-отчужденная,бодрая-усталая,спокойная-взволнованная,медленная-быстрая,теплая-холодная.

«Слушаем себя»

Цель: развивать концентрацию внимания, способствовать обращению внимания на себя, на свои чувства.

Обращаемся к ребенку:"Давай сядем поудобнее, расслабимся и закроем глазки. Послушаем, что происходит вокруг и внутри тебя. Внимательно прислушайся к своим ощущениям ...Что ты сейчас чувствуешь, что хочешь? Что ты услышал?" Ребенок делится своими впечатлениями.

«Картинка»

Цель: способствовать освоению навыков общения.

Договариваемся с детьми о том, что будем рисовать картину, например пейзаж, и каждый задумывает персонаж для картины. Далее воспитатель сообщает: "Я – солнышко, хочу взять в картину тебя (берет того, кто нравится). Скажи, кто ты?" Ребенок отвечает, например:"Я облачко".Далее они берутся за руки и ребенок - облачко приглашает другого в пейзаж и так до тех пор, пока все дети не войдут в картину.

«Говорят, что мы похожи...»

Один из детей (водящий) выходит в коридор. Ведущий говорит остальным примерно следующее: «Давайте вместе подумаем, напоминает ли нам этот ребенок что-нибудь приятное. Может быть, какой-то предмет или какое-то событие... Например, Алеша напоминает мне весеннее солнышко, а Маша - шоколадное мороженое. А что напоминает вам… (вышедший ребенок)?». Дети придумывают позитивные образы. Когда водящий возвращается, кто-то из детей перечисляет придуманные членами группы образы. Он должен определить, кто является автором того или иного образа.

«Я и другие»

Предложить ребенку рассказать о своем друге, маме, папе, бабушке, дедушке и т.п. Важно, чтобы ребенок мог высказать свое мнение, подчеркнуть положительные черты другого ребенка. Можно попросить ребенка рассказать и о себе, также выделяя отрицательные и положительные качества, акцентируя внимание больше на положительные.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!