Катаева Е.В., воспитатель
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 152 города Карталы»
Консультация для педагогов
«Формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста (профессии ближайшего будущего)»
Важность ознакомления дошкольников с профессиями взрослых, с их трудом не вызывает сомнений. Решение проблемы профориентации имеет общественный характер, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности.
Такие выдающиеся педагоги, как К.Д. Ушинский, А. С. Макаренко в своих трудах писали о приобщении дошкольников к труду.
И современные ученые В.И. Логинова, М.В. Крулехт в своих исследованиях отмечают, что детей дошкольного возраста важно знакомить не только с процессом труда взрослых, но и с созданием и получением разных продуктов труда, тогда у детей дошкольного возраста сформируются правильные представления о трудовой деятельности взрослых, будет воспитываться уважение к труду взрослых.
Ученые А.Ш. Шахманова, С.А. Козлова, считают, что в современном мире важно обратить внимание дошкольников на человека-труженика, его отношение к своему труду, в связи с чем у детей дошкольного возраста будет формироваться представление о деятельности взрослого человека.
Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования.
Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учётом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО, возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Есть и другие проблемы у педагогов дошкольных образовательных учреждений учреждения с позиции оценки их готовности решать профессиональные задачи по ранней профориентации детей.
Перечислим эти проблемы:
1) Педагоги не имеют достаточного инструментария для диагностики и оценки уровня развития представлений дошкольников о профессиональном труде взрослых, и, как следствие, не могут выстроить последовательную работу в данном направлении, деятельность носит фрагментарный, спонтанный характер;
2) Анализ рабочих программ педагогов также выявил отсутствие целенаправленной и планомерной работы по ознакомлению детей с профессиями взрослых;
3) Отсутствие достаточного количества социальных партнеров учреждения, сложности в перевозке детей организованными группами затрудняет деятельность в части проведения образовательных походов на предприятия производственной сферы;
4) Не в полной мере используются современные педагогические технологии, обеспечивающие ознакомление дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых;
5) В развивающей предметно-пространственной среде групп недостаточно представлены элементы, содержательно погружающие дошкольника в многообразие мира современных профессий, трудовых традиций, профессиональных праздников;
6) При проектировании работы по ознакомлению детей с миром профессий не учитывается социокультурный подход: детей знакомят с профессиями, которых нет в условиях среды жизнедеятельности детей, с устаревшими профессиями, при этом не делается акцент на современные профессии мегаполиса, ближайшего к детям окружения, не учитывается региональный компонент.
Возникает необходимость разработки и использования в педагогическом процессе новых образовательных технологий, позволяющих доступно и просто знакомить детей с трудовыми действиями взрослых.
Профориентация дошкольников — это, прежде всего, информирование о мире профессий, организованное через игровую деятельность. И как бы не изменился современный дошкольник, он, по-прежнему, ориентирован на самоценные виды деятельности. Он любит играть, сочинять, фантазировать, радоваться и рассуждать. Для развития и социализации детей особое значение имеет ознакомление с миром взрослых. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем. И здесь важная роль принадлежит вдумчивому, творческому педагогу, который грамотно применяет в работе с дошкольниками современные технологии.
Не секрет, что в детском саду педагогами организуются сюжетные ситуации, сюжетно-ролевые игры, но, как правило, набор данных сюжетов определен без опоры на современные изменения, происходящие в обществе. Сами педагоги, организуя игры, недостаточно ясно представляют, на что опереться при организации сюжетных игр, слабо выстроенная, хаотично организованная среда, отсутствие научно-методической составляющей, нет четко выстроенной работы с опорой на потребности дошкольника и создание соответствующих профориентации условий. Необходимо поддерживать идею государства, направленную на формирование успешной личности, способной адаптироваться к постоянно меняющимся условиям социальной жизни. Следует приобщать детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Для того чтобы работа по ранней профориентации была эффективной, необходимо составить план-проект (дорожную карту), позволяющий учесть все необходимые составляющие:
педагогические условия,
организация современной и многообразной среды с учетом тех профессий, в которых работают родители воспитанников и чей труд знаком дошкольникам.
Также важно определить перечень профессий, подобрать максимальное количество наглядных пособий и оборудования,
продумать каким образом будет пополняться и накапливаться информационный и наглядный материал для воспитанника.
Условиями, сопутствующими ранней профориентации, являются:
наличие развивающей предметно-пространственной среды, ориентированной на развитие у ребенка интереса к разным видам деятельности;
поддержка инициативы в разных формах продуктивной деятельности ребенка;
социальное партнерство образовательного учреждения с семьями воспитанников;
организация взаимодействия дошкольных учреждений с образовательными и развивающими центрами для приобщения детей к научно-технической, исследовательской и проектно-конструкторской деятельности.
Важную роль в обеспечении ранней профориентации дошкольников играет создание в ДОУ инновационной развивающей среды, включающей:
наличие средств организации сюжетно-ролевых игр профессиональной направленности;
иллюстративный материал, отражающий особенности различных профессий;
дидактические (настольные, печатные, интерактивные) игры, атрибуты для организации игр с предметами;
картотека художественной литературы о разных видах профессий;
костюмы, маски, принадлежности людей разных профессий;
интерактивное оборудование, каталоги видеоматериалов, познавательные мультфильмы.
Специально оборудованные уголки, предметы- заместители отлично помогут детям опробовать на практике новые знания о профессиях взрослых, позволят почувствовать себя частью общества, нужным и полезным. С этой же целью необходимо способствовать вовлечению в различные культурные практики; поручать выполнять трудовые действия, поручения, хозяйственно-бытовой труд. При этом важно поддерживать детскую инициативу и самостоятельность. Ребенок должен всегда иметь право выбора занятия по душе.
В ходе решения задач по ранней профориентации дошкольников педагоги используют прием «погружение в профессию», посещение рабочих мест, рассматривания наглядной информации по профессиональной деятельности, встречи с профессионалами и овладения профессиональными действиями доступными для дошкольников.
Можно много рассказывать о профессиях, но пока ребёнок не «погрузится» в модель профессии, он не поймёт, нравится ему это занятие или нет. Важно, чтобы в рамках знакомства он самостоятельно выполнял задания и видел результат своего труда. Согласно возрастным особенностям детей в ДОУ могут быть созданы мастерские, где ребёнок может обучаться наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели в своей самостоятельности. Мастерская представляет собой развивающую среду с учётом специфики каждой профессии и создаёт условия для игрового сюжета.
Например:
«Медицинский центр»: «Поликлиника», «Травмпункт», «Лаборатория», «Аптека», «Транспортное отделение». Таким образом, дети знакомятся с профессиями «доктор», «медсестра», «лаборант», «водитель спецтранспорта» и многими другими.
«Супермаркет»: «Торговый зал», «Кассовый зал», «Кафетерий», «Склад»;
«Служба спасения»: «Диспетчерская», «МЧС», «Дорожно-патрульная служба», «Школа выживания»;
«Концертный зал»: «Ритмика», «Театр», «Гримерная», «Костюмерная»; «Оркестр», «Вокал»;
«Дом моды»: «Ателье», «Салон красоты», «Фотостудия», «Подиум»;
«Фермерское хозяйство»: «Сад-огород», «Питомник», «Ферма», «Станция сбора лекарственных трав».
Чем больше профессий осваивает ребёнок в игровой деятельности, тем шире его выбор.
Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе развития самостоятельности и инициативности воспитанников, в частности способствует ранней профориентации дошкольников и развитию ручной умелости.
Правильно созданная предметно-развивающая среда позволяет:
− углубить практические умения воспитанников;
− выявить интересы и склонности воспитанников;
− развивать интерес и умение осуществлять профессиональные действия.
Также эффективными могут быть следующие методы профориентационной работы в дошкольном учреждении:
виртуальные экскурсии по производственным предприятиям, презентации, познавательные фильмы, развивающие мультфильмы, рассказывающие о значимости труда в жизни человека и разных профессиях;
подготовка и проведение детских праздников, посвященных разным профессиям (разучивание стихов, сценок);
художественно-творческая деятельность (лепка, рисование, прослушивание музыкальных произведений, чтение литературы);
организация познавательно-исследовательской и коммуникативной деятельности (наблюдение за трудом взрослых – работников учреждения, встреча с приглашенными профессионалами);
организация профессиональных проб – участие детей в интерактивных мастер-классах на базе партнерских мастерских;
основной способ – реализация профориентации в игровой деятельности: игровые атрибуты профессиональной тематики, настольные и дидактические игры и т.д.
Перед каждым педагогом, встаёт задача поиска более эффективных современных образовательных технологий. Новые средства, формы, методы, прежде всего, должны быть ориентированы на развитие личности ребенка и развитие его способностей.
Современные образовательные технологии в контексте исследования ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста предполагают насыщение образовательного пространства цифровыми технологиями, игровыми и продуктивными действиями, включающими все виды детской деятельности, решающие задачи ознакомления с трудом взрослых.
Культурные практики детей дошкольного возраста показали широчайшие возможности для решения проблем ранней профориентации через сюжетно-ролевую игру, творческое самовыражение, театрализованную деятельность, опытно-экспериментальную работу.
Перечислим некоторые современные образовательные технологии:
1. Информационно-коммуникационные технологии помогают ознакомить детей с разными видами деятельности людей, которые невозможно изучить в группе сада.
К ним относятся:
Виртуальные экскурсии на предприятия.
Основная цель виртуальных экскурсий - вызвать интерес к профессии, показать значение трудовой деятельности в жизни человека, сформировать у детей реалистические представления о мотивах и результатах, которые движут людьми в труде.
Мультимедийные презентации.
На этапе знакомства детей с конкретной профессией можно показать слайды: рабочее место, инструменты, действия. Например, при знакомстве с профессией ветеринар - показ слайдов с изображением ветеринарной клиники. После этого организовать сюжетную игру на закрепление игровых действий: «Ветеринарная больница».
Интерактивные игры.
Интерактивная игра расширяет представления детей о разнообразных профессиях и их названиях, профессиональной форме одежды, инструментах и т.д.
2. Инновационная игровая технология, все больше используемая в работе многих педагогов, лэпбук. «Лэпбук» (lapbook) - в дословном переводе с английского значит «наколенная книга».
Лэпбук – это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.
При этом лэпбук - не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения заданной темы.
3. STEM–технологии.
В современных условиях, когда происходят интенсивные технологические изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является популяризация инженерно-технических профессий, повышения осведомленности о них и формирования необходимых навыков подрастающего поколения, начиная с дошкольного возраста, с возможностью в будущем сделать карьеру в инженерно-технической сфере. В связи с этим особой популярностью в дошкольном образовании приобрели STEM–технологии.
STEM-технологии в дошкольном возрасте используют в конструировании, робототехнике, математике, моделировании, проектировании, программировании, в изучении творческих и художественных дисциплин. В рамках данной технологии дошкольник не только знакомится с новыми направлениями развития инженерии и точных наук, а в игровой и занимательной форме формирует практический навык по реализации изученной информации.
4. Метод проектов позволяет усвоить изучаемый материал через активный поиск решения проблемы, делает образовательный процесс более интересным и продуктивным
5. Квест-игры.
Идея данной технологии состоит в том, чтобы в увлекательной форме организовать взаимодействие воспитанников в ходе поэтапного решения различных задач, разгадывание ребусов, шарад, шифрограмм, открывающих ключ к новым заданиям. Использование подобного метода делает детей более раскрепощенными, самостоятельными, позволяет расширить знания дошкольников о мире профессий, способствует развитию самостоятельности, творчества, коммуникативной активности.
Особенность мира профессий, если относить его к особой системе, которая постоянно изменяется, находясь в динамике, состоит в многообразии и привлекательности. Появление новых профессий и изменение уже существующих происходит в связи с освоением информационно-коммуникационных технологий и стремительным развитием техники.
Информационные потоки профессиональной лексики с иностранными названиями современных профессий, например, связанных с рекламой и обслуживанием персональных компьютеров диктуют педагогам неотвратимость овладения способами объяснения детям специфики труда взрослых и особенностей, появляющихся новых профессий.
В крупных городах создаются центры по ознакомлению детей с профессиями. Так в Санкт-Петербурге реализован проект КидБург. В нем дети могут познакомиться с более чем 50 профессиями и получить навыки, которые обязательно пригодятся во взрослой жизни. Это могут быть - отважный пожарный или смелый полицейский, успешный банкир или талантливый парикмахер. Дети дошкольного возраста сами выбирают свой путь. Возможно, он даже захочет отправиться в будущее и попробовать свои силы в ультрасовременных профессиях, например, оживить робота. В КидБурге, городе профессий будущего, отсутствуют границы.
В Германии профориентации детей дошкольного возраста уделяется много внимания. Ярким примером является международная выставка Didakta, которая проводится ежегодно в разных городах Германии.
Каждый год на выставке широко представляются современные средства цифровизации связанные с освоением и применением средств и методов из цифровых технологических областей – это программы, цифровые технологии и цифровой контент, средства визуализации с включением 3D принтеров и роботов.
Мир профессий - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. И, действительность диктует современные требования. Но каждый мечтает обрести дело, которое доставит радость и ему с и принесет пользу.
Ранняя профориентация дошкольников включает в себя знания ребенка о различных видах труда, которые в дальнейшем помогут определиться с выбором профессии. Поэтому, очень важно чтобы в начальную компетенцию дошкольника должны влиться знания о современных профессиях.
Во многих садах реализуются проекты «Профессии будущего». Проект направлен на обобщение знаний детей о существующих профессиях, начиная с ближнего окружения, с профессиями родителей и людей хорошо знакомых, а также привлечение внимания к профессиям, которые появятся в будущем.
Для этого педагоги организуют с детьми:
Просмотр мультфильмов, которые рассказывают про труд и уважение к любой профессии. Обсуждение после их просмотра позволяют дошкольникам порассуждать о том, какие профессии могут возникнуть в будущем.
Просмотр познавательных презентаций «Мобильные роботы», «Стань инженером», «Конструируем роботов», которые способствуют расширению представлений у детей о создании роботов и их применении в разных сферах деятельности человека;
Виртуальные экскурсии «Мир будущего профессий» позволяют, не покидая детский сад, познакомить детей с профессиями будущего;
Исследование конструкторов по робототехнике MRT-2 SENIOR развивают конструктивные творческие способности, а также способствует овладению дошкольниками моделирующими видами деятельности;
Чтение рассказов о профессиях можно осуществить с использованием Кубика Блума, это позволит дошкольникам воспринимать прочитанное совершенно под другим углом, воображать, предполагать, а также креативно мыслить.
Использование метода «Мозгового штурма» позволяет спланировать деятельность по составлению схем-алгоритмов «Профессии будущего».
Можно познакомить детей с московской школой управления Сколково, которые совместно с Агентством стратегических инициатив создали «Атлас новых профессий», где представлены не только основные направления профессий будущего, но и умения, которыми должны обладать люди этих специальностей.
Реализация проекта «Профессии будущего» способствует стимулированию детского технического творчества к моделированию и конструированию, расширению знаний дошкольников о профессиях будущего, современных технологиях производства
Ну, а теперь давайте поговорим о том с какими профессиями будущего мы можем вскоре узнать.
О профессиях будущего
Мир меняется стремительно, а вместе с ним — и рынок труда. Старые профессии отмирают за ненадобностью, а развитие технологий влечет за собой появление новых. Уже сегодня понятно, что наши дети будут жить в новой реальности, где профессия «урбанист-эколог» или «кибертехник умных сред» станет обыденной. А популярные и надежные специальности вроде бухгалтера или экономиста станут неактуальны. Согласно «Атласу новых профессий», который разработали в Сколково, к 2030 году исчезнут 57 профессий и появятся 186 новых.
75 млн человек по всему миру потеряют работу из-за развития технологий и инноваций, предсказывает Всемирный экономический форум (ВЭФ). А в России, по оценкам Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ), в течение следующих десяти лет при активной модернизации отраслей могут быть сокращены до 6 млн человек, при этом для 25 млн могут радикально измениться требования и состав работы, что говорит о фактическом исчезновении и этих мест.
«Стабильные» профессии (как минимум, до 2022 года) — ученые, инженеры по робототехнике, управляющие и исполнительные директоры, специалисты по управлению рисками, преподаватели вузов, инженеры нефтегазовой области, специалисты по кибербезопасности и специалисты по базам данных.
Наши дети — это новое поколение. Мобильное устройство стало основным инструментом познания мира. Время, проведённое в планшете или телефоне, увеличивается ежегодно. Школам, педагогам и образовательным учреждениям становится сложно справиться с требованиями детей нового поколения. Образовательным учреждениям необходимо постоянно развиваться, совершенствовать технологию преподавания и разрабатывать новые учебные программы, которые помогут им идти в ногу со временем. Это ведёт к использованию средств ИКТ в воспитании и ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста.
Вот какие прогнозы дают мировые эксперты в области статистики — Forbes, BBC, а также отечественный научный кластер «Сколково».
Перечислю несколько перспективных профессий будущего
Разработчик мобильных приложений ...
Онлайн учитель ...
Сити-фермер ...
Молекулярный диетолог ...
Робототехник или разработчик домашних роботов ...
Онлайн фитнес-тренер ...
Аналитик Big Data. ...
Инженер-эколог
Вопрос, каких специалистов готовить вузам в Европе, США, России, волнует многих. Московская школа управления «Сколково» в сотрудничестве с Агентством стратегических инициатив провели исследования, согласно которым в ближайшем будущем появятся профессии:
экоаналитик в строительстве;
генетический консультант;
IT-врач;
тренер творческих состояний;
биоэтик;
архитектор территорий;
космогеолог;
специалист по рециклингу одежды;
игропрактик;
цифровой лингвист.
ЦИФРОВОЙ ЛИНГВИСТ
Кто это: специалист, который налаживает коммуникацию между техникой и человеком. Благодаря ему машины лучше воспринимают живую речь — это делает машинный перевод точнее, а работу поисковых систем быстрее.
Какие навыки нужны: системное и стратегическое мышление, программирование и алгоритмическое мышление, концентрация и управление вниманием, цифровая грамотность, экологическое мышление.
Многие профессии будущего в этом списке выглядит фантастически, а университеты пока не готовы воспитывать таких специалистов. Как показывает опыт ведущих мировых вузов, всегда остаются актуальны навыки ведения бизнеса, исследовательские проекты. Не скоро удастся заменить человека в области творчества и искусства. Продолжит активно развиваться сфера услуг.
Эксперты выделяют несколько направлений, которые станут самыми актуальными в недалеком будущем.
Информационные технологии
Уже через 10 лет программирование будет основой грамотности. Всё будет работать с использованием программного обеспечения: от сельского хозяйства и науки до туризма и управления человеческими ресурсами.
Профессии будущего в сфере IT:
Разработчик VR/AR реальности;
Дизайнер интерфейсов;
Программист квантовых компьютеров;
Цифровой лингвист;
Куратор информационной безопасности;
Специалист по иммерсивному дизайну;
Кибернетик умных сред;
Архитектор информационных сетей;
Киберследователь
Какие навыки будут востребованы
Несмотря на то, что люди активно делегируют свои обязанности роботехнике, спокойно отдыхать в сторонке не получится. Во всем мире увеличивается количество желающих получить постдипломное образование, часто со сменой сферы деятельности. Профессионализм ценится наравне с «мягкими» навыками — умением выстраивать отношения в коллективе, руководить, задавать направление развития и находить контакт с заказчиками.
Актуальны в новом, стремительно развивающемся мире будут навыки:
программирование;
системное мышление;
межотраслевая коммуникация;
клиентоориентированность;
умение работать в условиях неопределенности;
экологическое мышление;
мультикультурность и мультиязычность.
Если раньше иностранный был преимуществом, то теперь знание языков становится необходимым требованием для получения хорошего образования и построения успешной карьеры.
Медицина
От диагностики и исцеления от отдельных болезней медицина перейдет к комплексному анализу и системной работе с организмом в целом. Лечение будет проходить на уровне генома человека с учетом генетического кода пациента. Кроме этого, медицина будет направлена на продление жизни человека и улучшение ее качества. В этой сфере как никогда будут востребованы профессии:
онлайн-терапевт;
оператор удаленной хирургии;
эксперт по индивидуальной фармакологии;
персональный менеджер по микробиому человека;
разработчик киберпротезов и имплантов;
создатель частей тела и органов;
инженер-генетик;
специалист по биохакингу и программируемому здоровью;
оператор медицинских роботов.
Робототехника
Уже сейчас роботов активно используют в медицине, а через десять лет они станут обыденностью в квартирах и городском пространстве.
Управление роботами будет осуществляться силой мысли на основе разработанного нейроинтерфейса. Появятся новые профессии, которые еще сегодня кажутся фантастикой:
• инженер домашних роботов;
• проектировщик детской робототехники;
• разработчик медицинских роботов;
• инженер-композитчик;
• юрист в сфере робототехники;
• проектировщик нейроинтерфейсов по управлению роботами.
Биотехнологии
По мнению экспертов, биотехнологии в ближайшем будущем откроют безграничные возможности по созданию новых микроорганизмов. Это приведет к прорыву в сфере медицины, энергетики и экологии, в производстве сырья и материалов, повлияет на развитие сельского хозяйства, пищевой промышленности и появление автономных экосистем в мегаполисах.
Ждем новые профессии:
системный биотехнолог;
инженер в области синтетической биологии;
проектировщик киберорганизмов;
создатель микроорганизмов с заданными функциями;
биохимический инженер.
Образование
На волне пандемии сфера образования из консервативной стремительно перешла в активно развивающуюся. Благодаря использованию инструментов обучения с применением ИТ: видеоконференций, онлайн-курсов, симуляторов, тренажеров — всего за три месяца мы перестроились на удаленное обучение. Это дало новые возможности: ученики не просто усваивают знания, но и развивают умение работать с информацией. Новые технологии позволяют сделать образование более индивидуальным, адаптировав к запросам конкретного ученика и его личным особенностям.
В сфере образования будут востребованы следующие профессии:
разработчик образовательных траекторий;
карьерный стратег;
организатор проектного обучения;
тьютор;
специалист по образу будущего для ребенка;
ментор стартапов;
игропедагог.
Элвин Тоффлер писал: «Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться».
Вот список умений, которые будут самыми востребованными через несколько лет, хотя уже востребованы сейчас и станут максимально полезными в ближайшие годы. Правда, потребуются они в новых профессиях.
Преодоление трудностей и умение добиваться целей.
Комплексное решение проблем.
Формирование собственного мнения и принятие решений.
Знание нескольких языков, в том числе китайского.
Критическое мышление.
Поиск и накопление информации.
Умение креативно мыслить в широком смысле.
Разбираться в IT-технологиях.
Умение взаимодействовать с людьми и управлять ими.
Развитие эмоционального интеллекта.
Клиентоориентированность.
Умение вести переговоры.
Умение работать удаленно.
Способность самообучаться и быть готовым осваивать новые навыки в течение жизни.
Заключение
В заключение необходимо подчеркнуть, что профориентационные практики не только развивают у ребёнка интересы, потребности, способности, но и открывают ему мир будущего. Культура разных профессий, представленная набором ценностей, традиций, стереотипов и правил деятельности, стремительно развивается и приобретает новые векторы развития. Этот вид культуры органично входит в субкультуру детства, предоставляя ребёнку возможность пережить встречу с взрослым миром, в котором можно стать успешным, креативным лидером. Ну, а пока учитываем возрастные особенности детей, ориентируемся на главный вид деятельности – игру, и осуществляем систематическую деятельность в рамках ранней профориентации детей.