СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей групп младшего дошкольного возраста «Логоритмика в развитии речи младших дошкольников»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

С каждым годом в детском саду растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей групп младшего дошкольного возраста «Логоритмика в развитии речи младших дошкольников»»

«Логоритмика в развитии речи младших дошкольников»

Речь, как и ходьба - это два чуда из чудес,

к которым мы настолько привыкли,

что оцениваем их по достоинству

лишь в случае их отсутствия

Глен Доман


Связность речи – это связность мыслей.

Эвклид



С каждым годом в детском саду растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи.

Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение, и от этого зависит адаптация ребенка к школе. Известно, что дети с нарушением устной речи при поступлении в школу испытывают определенные трудности в овладении письмом и чтением. Таким детям следует вовремя оказать помощь, исправить дефекты звукопроизношения к началу обучения в школе.

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА – это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Цель: Коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения. сочетании со словом и музыкой.

На логоритмических занятиях реализуются следующие задачи:

  • расширение лексического запаса речи;

  • развитие слухового внимания и зрительной памяти;

  • совершенствование общей и мелкой моторики;

  • выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью и с музыкой;

  • развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.


Основными задачами логоритмического воздействия являются:

• развитие слухового внимания и фонематического слуха;

• развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;

• развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;

• воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;

• воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;

• развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;

• формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;

• формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации.


К проведению логоритмического занятия, как и к любому другому, предъявляются определенные требования.

• Занятия по логоритмике проводит логопед совместно с музыкальным руководителем 1 раз в неделю (желательно во 2-ой половине дня) или допускается введение элементов логоритмики на музыкальных занятиях.

• Занятия целесообразно проводить фронтально продолжительностью от 15 до 25 минут в зависимости от возраста детей.

• Занятия логоритмики составляются с опорой на лексические темы.

• Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.

• Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.

• В сюжете занятий используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.

Направления работы:

  • развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;

  • формирование правильного дыхания - упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания;

  • развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц;

  • развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций;

  • развитие мелкой моторики - пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики.

Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:

  • Пальчиковая гимнастика, песни и стихи, сопровождаемые движением рук. (Развитие мелкой моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти).

  • Музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами. (Развитие речи, внимания, умения ориентироваться в пространстве. Развитие чувства ритма).

  • Логопедическая (артикуляционная)гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения. (Укрепление мышц органов артикуляции, развитие их подвижности. Развитие певческих данных).

  • Чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков, фонопедические упражнения. (Коррекция звукопроизношения, укрепление гортани и привитие навыков речевого дыхания).

  • Упражнения на развитие мимических мышц. Коммуникативные игры и танцы.  (Развитие эмоциональной сферы, ассоциативно-образного мышления, выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения).

  • Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям. (Развитие мышечно-двигательной и координационной сферы).

  • Упражнение на развитие словотворчества. (Расширение активного запаса детей).



Логоритмические занятия дают возможность преодолевать проблемы в речи детей младшего дошкольного возраста, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой, позволяют детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, создать благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).

Таким образом, развитие речи детей младшего дошкольного возраста, тесно связано с развитием мелкой моторики и ритмизацией всего организма. Правильная и красивая связная речь не всегда, к сожалению, дана от рождения. Зачастую приходится прикладывать много усилий для ее формирования. Именно в таких случаях и приходят на помощь развивающие занятия логоритмикой. Одним из главных принципов успешности работы является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!