СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей "Квест-технология в ДОУ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для воспитателей по использованию в работе квест-технологии. 

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей "Квест-технология в ДОУ"»

Консультация для педагогов.

«Квест - технологии в ДОУ»



На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и формы взаимодействия с воспитанниками и их родителями, в основе которых лежит активизация первых и включение вторых в непосредственное участие в образовательный процесс ДОУ.

Особенно хорошо они сочетаются в квест-технологии, или как его еще называют образовательный квест, который чаще всего пользуется популярностью у подростков и взрослых, благодаря неординарной организации образовательной деятельности и захватывающего сюжета. Но и в детском саду мы тоже используем эту технологию, и она знакома нам под таким название как игра по станциям.

Так что же такое «квест»? Откуда он пришел к нам? И что мы подразумеваем, когда говорим об образовательном квесте, о квест-технологии?

Если мы обратимся к словарю, то само понятие «квест» собственно и будет обозначать игру, поиски, которые требуют от игроков решения тех или иных умственных задач для преодоления препятствий и движения по сюжету, который может быть определен или же иметь множество исходов, где выбор будет зависеть от действий самого игрока.


Из истории квестов


Прародителями «реальных» квестов являются компьютерные игры, в которых игрокам приходилось решать головоломки, преодолевать препятствия, чтобы их компьютерный герой дошел до конца игры. Только все эти задания выполнялись в виртуальном мире. В отличии от компьютерных квестов, квесты в «реальности» еще только развиваются, и их история не насчитывает и десятилетия.

Впервые попытку перенести виртуальный компьютерный квест в реальность, предприняли в азиатских странах в 2007 году, вслед за ними его стали внедрять и в Европе, а затем и в России (2013г.). Как видим, это достаточно новое, молодое нововведение, но несмотря на это оно уверенно набирает обороты и становится популярным и востребованным направлением.


Образовательный квест – это совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? Живой квест не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, но и способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих.

Детские квесты помогают реализовать следующие задачи:

• Образовательные- участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся;

• Развивающие – в процессе игры у детей происходит повышение образовательной мотивации, развитие инициативы и самостоятельности, творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей;

• Воспитательные – формируются навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь и другие


В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Они способствуют развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество, т. к. участники могут дополнять живые квесты по ходу их прохождения. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.

Для того, чтобы квест действительно был увлекательным и в тоже время, обучающим, чтобы задействовать всех участников и дать возможность каждому проявить себя, от педагога требуется высокий профессионализм как в плане подготовки такой игры, так и в ходе ее проведения.

Идей для квестов может быть много, но самое главное – грамотно все реализовать. Сценарий должен быть понятным, детальным, продуманным до мелочей.

При подготовке и организации образовательных квестов необходимо определить цели и задачи, которые ставит перед собой организатор, учитывая ту категорию участников (дети, родители, то пространство, где будет проходить игра и написать сценарий. Самое главное и, наверное, самое трудное, это заинтересовать участников.

Теперь перейдем к тому, что принято называть мотивацией в достижении поставленной цели. Все просто. На финише должен быть приз!


Этапы организации

Организационный момент. Вступительное слово ведущего с целью переключения внимания детей на предстоящую деятельность, повышение интереса, создание соответствующего эмоционального настроя:

- деление детей на группы;

- обсуждение правил квеста;

- раздача карт и путеводителей, на которых представлен порядок прохождения зон.


Этапы игры. В процессе игры игроки последовательно движутся по этапам, решая различные задания (активные, логические, поисковые, творческие и пр.).


Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на следующий этап. Команда получает недостающую информацию, подсказку, снаряжение и т. п. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. Также в ходе выполнения заданий дети получают бонусы (фишки) и штрафы.


Виды квестов:


При планировании и подготовки квеста немаловажную роль играет сам сюжет и то образовательное пространство, где будет проходить игра. Будет ли это закрытое пространство или более широкое поле деятельности, сколько будет участников и организаторов, откуда будут стартовать участники, будут двигаться в определенной последовательности или самостоятельно выбирать маршрут. В зависимости от этого квесты можно условно разделить на три группы:

- линейные, когда задачи решаются по цепочке, одна за другой;

- штурмовые, когда участники получают задачу, подсказки для её решения, но пути решения выбирают сами;

- кольцевые, когда это тот же линейный квест, но заключённый в круг. В этом случае команды участников стартуют с разных точек, и каждая идет по своему пути к финишу.


Структура квеста представляет собой следующую последовательность:


- Пролог. Здесь происходит знакомство с сюжетом, и распределение ролей.

- Экспозиция. Это прохождение этапов, выполнение действий, решение возникающих задач.

- Эпилог. На этом этапе подводятся итоги и награждение победителей.


Для составления маршрута можно использовать разные варианты:


Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);

«Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);

Карта (схематическое изображение маршрута);

«Волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники)

Участники могут узнавать о том, куда дальше идти после того, как выполнят задание на станции (от организатора; ответ на задание и есть название следующей станции; нужно найти спрятанную подсказку на определенной территории) и т. п.

Чаще всего используют в своей работе линейные квесты, где участники идут от одной точки по определенному маршруту и встречаются в другой точке, на конечной станции.


Задания для детского квеста могут быть самыми разнообразными:


• загадки;

• ребусы;

• игры «Найди отличия», «Что лишнее?»;

• пазлы;

• творческие задания;

• игры с песком;

• лабиринты;

• спортивные эстафеты.


Принципы организации квестов:


Для того чтобы эффективно организовать детские квесты, следует придерживаться определенных принципов и условий:

1. все игры и задания должны быть безопасными (не следует просить детей перепрыгнуть через костер или залезть на дерево);

2. задачи, поставленные перед детьми, должны соответствовать возрасту участников и их индивидуальным особенностям; ни при каких обстоятельствах нельзя каким-либо образом унижать достоинство ребенка;

3. в содержание сценария требуется внедрить разные виды деятельности, так как выполнять однообразные задания дети указанного возраста, согласно психолого-возрастным особенностям, не могут;

4. задания необходимо продумать таким образом, чтобы они были последовательными, логически взаимосвязанными;

5. игра должна быть эмоционально окрашена с помощью декораций, музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря; дошкольники должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся (например, найти клад или спасти доброго персонажа от злого);

6. следует продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, но при этом не потеряют к нему интерес;

7. роль педагога в игре — направлять детей, «наталкивать» на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.


В детском саду квесты можно проводить в разных возрастных группах, начиная с младшей. Но чаще всего в старших группах, где у детей уже имеются навыки и определенный запас знаний и умений. Во многих квестах принимают участие не только дети, но и родители.


Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым.

Преимущество данной технологии в том, что она не требует какой-то специальной подготовки воспитателей, покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Главное – огромное желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.

Квест - технология, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника, четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений.

Роль педагога-наставника в квест-игре организационная, т. е. педагог определяет образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.


ВЫВОД: самое главное, это то, что квесты помогают нам активизировать и детей, и родителей, и педагогов. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, эта тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, а также улучшает детско-родительские отношения. А еще немаловажным является то, что родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья.

Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией, что и является основным требованием ФГОС ДО, ФОП ДО, ФАОП ДО.

Подводя итоги, пожелаю всем вам, коллеги, успешно применять квесты в практике работы с детками, делать их увлекательными, непредсказуемыми, и что очень важно, доступными дошколятам! Удачи всем!


















КОНСУЛЬТАЦИЯ


для педагогов




Тема: «Образовательные квесты в экологическом воспитании дошкольников»




























Составила воспитатель


1 квалификационной категории:


Лебедева Л.Д.








г.о. Серпухов 2019г.


« Нас в любое время года учит мудрая природа: птицы учат пению, паучок терпению. Пчелы в поле и в саду обучают нас труду. И к тому же в их труде все по справедливости. Отражение в воде учит нас правдивости. Учит снег нас чистоте. Солнце учит доброте: каждый день, зимой и летом дарит нас теплом и светом. И взамен ни у кого не попросит ничего! У природы круглый год обучаться нужно. Нас деревья всех пород, весь большой лесной народ учат крепкой дружбе».


А.В. Орлов





Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания как средства развития детей дошкольного возраста – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.


По новым стандартам ФГОС ДО организационные занятия по экологии уже не актуальны. Для воспитателей ДОУ важно не просто проводить занятия, а создавать единый процесс взаимодействия педагога и воспитанников на основе новых технологий, форм, методов, приемов организации деятельности детей, в которых будут гармонично переплетаться разные образовательные области. Построение образовательной деятельности базируется на индивидуальных особенностях каждого ребенка, а сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, превращается в субъекта образовательного процесса (ФГОС ДО п.1. 4. 2.).


Анализ литературных источников показал, что в последние несколько лет все более и более популярными становятся приключенческие, игровые, квесты. Идея квеста идеально подходит для ДОУ. Тщательно организованные квест-занятия актуальны в контексте требований ФГОС ДО. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в ДОУ, так как она способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Дети действуют в условиях обогащенной образовательной среды. Интегрируется содержание различных образовательных областей, используются возможности ИКТ.


Для экологического воспитания квест – относительно новое явление. Квест – игра в высокой степени способствуют решению задач формирования экологической культуры.


Образовательный квест отлично решает поставленные задачи в экологическом воспитании детей в доу:


расширить экологический кругозор дошкольников


расширить знания детей о родном крае: особенностях природы, растительном и животном мире, воспитание бережного отношения к природе родного края


привлечь родителей к сотрудничеству по вопросам экологического образования дошкольников


повысить педагогическое мастерство воспитателей, создать атмосферу творческого поиска в подборе наиболее эффективных форм и методов работы с детьми в экологическом воспитании.


Что такое «квест»? Откуда он пришел к нам?


В переводе с английского «квест» — игра, поиск.


Прародителями квестов являются компьютерные игры, чтобы прийти к конечной цели игры главному герою необходимо было решать головоломки, логические задания, поиск артефактов. В 2007 году квесты стали «реальными». Первые «реальные» квесты проводились в Гонконге. В России первые квесты появились в 2013году.


Цели и задачи


Цель квест- игры в дошкольном образовательном учреждении : это в игровом виде активизировать познавательные и мыслительные процессы участников, реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.


Задачи:


Образовательные - участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся;


Развивающие – в процессе игры у детей происходит повышение образовательной мотивации, развитие инициативы и самостоятельности, творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей;


Воспитательные – формируются навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь и другие.


Виды квест-игры


Квесты по числу участников:


1. Одиночные,


2. Групповые.


По продолжительности:


1. Кратковременные.


2. Долговременные.


По содержанию:


1. Сюжетные.


2. Несюжетные


По структуре сюжетов:


1. Линейный - основное содержание квеста построено по цепочке. Разгадаешь одно задание – получишь следующее, и так пока не дойдешь до финиша. Например, в квесте «Путешествие по зимнему лесу»: дети переходят от животного к животному, выполняя задания последовательно. Переходить к следующему этапу можно только выполнив задачу в данной точке.


2. Штурмовой – каждый игрок решает свою цепочку загадок, чтобы в конце собрать их воедино. Например, в квесте «Путешествие на ферму» дети, получают задание собрать потерявшихся животных. Затем они разбегаются по импровизированному лугу и каждый индивидуально выполняет задания – найти животное, разместить его в нужный домик (коровник, свинарник), разложить нужный корм, отметить на картах-схемах ту пользу, которую приносит конкретное животное.


3. Кольцевой – отправляется по кольцевой траектории: выполняя определенные задания, он вновь и вновь возвращается в пункт «А».


Например, квест «В гостях у Волшебницы воды» начинается в помещении группы, переходя в музыкальный зал, спортивный и, выполняя последовательно задания, на каждом этапе дети получают «капельки». Квест заканчивается опять в группе, где собранные капельки складываются в один общий сосуд и достигается поставленная цель игры.


По форме проведения:


1. Соревнования.


2. Проекты, исследования, эксперименты.


Задания для квестов.


1. Поиск «сокровищ».


2. Расследование происшествий (хорошо для экспериментальной деятельности).


3. Помощь героям.


4. Путешествие.


5. Приключения по мотивам художественных произведений (по аналогии с настольными играми-ходилками).


Достоинства квестов для детей дошкольного возраста


1. Квест-игра является привлекательной для ребёнка, позволяет активизировать его внимание и развивать познавательный интерес в ходе выполнения заданий.


2. Формирует у детей ощущение личной заинтересованности при выполнении задания.


3. Обогащает детей сходными впечатлениями для совместного обсуждения.


4. Формирует у детей унифицированную базу знаний и представлений, к которой можно обращаться во время работы в группе.


5. Позволяет воспитателю выделять для ознакомления те объекты, которые он считает наиболее значимыми с точки зрения решения образовательных задач в группе и учитывать при этом интересы детей в полном объёме.


6. В ходе выполнения групповых заданий дети учатся слушать собеседника не перебивая.


В ходе реализации квест-игры можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности дошкольника, даже активно взаимодействовать с семьями воспитанников.


Давайте рассмотрим структуру квеста:


Сюжет


Задания – этапы, задания, ролевые задания


Порядок выполнения


Конечная цель — оценка, приз


Но чем отличается квест от других видов деятельности, например, от игры-развлечения?


Представьте себе игру развлечение «Путешествие на ферму» где в игровой форме дети закрепляют названия животных, их голоса и особенности. И даже в гости к ним придет фермер, загадает им загадки и выполнит с ними физминутку. Здесь будут использованы различные виды деятельности. Осуществлена интеграция разных областей образования.


Рассмотрим квест «Путешествие на ферму». Главное отличие — это постановка конкретной цели игры для детей – например, помочь фермеру собрать всех разбежавшихся животных.


Цель эта должна быть преподнесена детям в игровой интересной форме. Например, пришло письмо от фермера. И нужно не просто помочь собрать, а поухаживать за ними. Найти еду, которую ест конкретное животное, найти именно его дом (коровник, свинарник…). А потом еще получить результат от ухаживания (мясо, молоко, шерсть и т.д.). Это уже получается целая история, сюжет. И дети в реальности проживают эту историю. Каждый из них выполняет свою роль в этом приключении.


Цель квеста это мощнейшая мотивация детей на их деятельность- выполнение заданий, которые их ждут на пути конечной цели. А выполняя эти задания дети закрепляют материал или расширяют свои познания в экологии. В конкретном квесте дети закрепили названия всех особей одного вида животных, названия их жилища, чем их кормить, и какую пользу они приносят человеку. Кто знал, тот закрепил. А кто раньше не слушал и не знал, захотели это узнать и узнали.


Получается главное отличие квестов - это наличие в нем сюжета, конкретной цели, элементов ролевой игры, поиска.


Для того чтобы придумать сюжет квеста необходимо определиться с темой. А тема отталкивается от того, что необходимо обнаружить, исследовать, повторить или закрепить с детьми в области экологии. От сюда вытекают цели и задачи квеста.


Большое значение имеет место проведение квеста. Именно оно позволяет создать атмосферу игры, развить любопытство детей, помогает детям вжиться в роль. Например, квест «Прогулка в зимний лес» можно провести на улице, на территории детского сада. Игру начать еще в помещении группы, детей мотивировать одеться, чтобы пойти в зимний лес. Дети гуляют по дорожкам детского сада, как по лесным тропинкам, встречают животных леса.


В подготовительных группах можно задействовать все помещения детского сада и даже включать в помощь его сотрудников.


Таким образом, можно сделать вывод, что квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить экологическое воспитание в детском саду, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым.


Квест способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, а также улучшает детско-родительские отношения. Родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья.




Консультация для родителей «Роль экологических игр в развитии детей»


Дошкольное детство – это период игры. Это подтверждают многие педагоги и психологи, это знают все современные родители. Игра в детские годы преобладает над всеми другими занятиями ребенка. Именно поэтому психолог Л.С.Выготский в своих работах назвал её ведущим видом деятельности дошкольника.


Игра, по его мнению, оказывает на дошкольника развивающее воздействие. В сюжетно-ролевых играх ребенок приобщает себя к социальному миру взрослых людей. В одно мгновение он может стать шофером, продавцом, врачом, пожарным. Свои познания в области труда и деятельности взрослых при участии творчества и фантазии ребенок воплощает в интересную игру. Особенно захватывающими являются игры сверстников: дети распределяют роли и воспроизводят не только профессиональные действия взрослых, но и их взаимоотношения.


Дидактические игры обычно содержат определенную умственную задачу. Разрезные картинки, различные настольно-печатные и словесные игры развивают мыслительные способности, память, внимание детей, умение использовать приобретенные знания в новых ситуациях. Дидактические игры чаще всего бывают совместными и требуют двух-трех и более участников. Все совместные игры развивают в детях общительность, коммуникабельность, умение строить взаимоотношения со сверстниками, подчинятся установленным правилам игры. В подвижных играх совершенствуется координация движений, формируются двигательные навыки и умения, развиваются сила и выносливость.


Игра доставляет ребенку большую радость, потому что дает ему возможность активно действовать. « Ребенок до десятилетнего возраста, - писал М.Горький, - требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир и, прежде всего и легче всего, в игре, игрой ». Очень нравятся дошкольникам игры в семейном кругу. Старшие братья и сестры охотно включаются в них. Взрослые члены семьи также могут быть прямыми или косвенными участниками сюжетно-ролевых игр детей. Участие в игре помогает взрослым проникнуть в мир интересов ребёнка.


Известно, что существуют самые разные темы и сюжеты игр. Важное место занимают игры с природным содержанием, которые строятся на знаниях ребёнка в этой области и отражают тот или иной вид деятельности людей в природе. Если родители активно приобщают ребёнка к природе через непосредственные наблюдения, труд, художественную литературу, телепередачи и т.д., заинтересованность этой «областью действительности», несомненно, найдёт отражение в играх.


Сюжетно-ролевая игра с природным содержанием может быть развёрнута дошкольником на основе впечатлений от различных его жизни: посещения цирка, поездки на юг или в деревню и т.д. В любом случае игра может быть тактично поддержана взрослыми, которые найдут способы углубления знаний и интересов ребёнка. Важно, чтобы взрослый понимал, что игра- это серьёзное дело: в ней ребёнок реализует себя как деловой человек, показывает свою осведомлённость, проявляет активность и творчество. Деликатное вмешательство взрослых обобщает содержание игры, улучшает их отношения с ребёнком.


В семье можно широко использовать дидактические игры природоведческого содержания. В каждом доме найдутся настольно-печатные игры, например: «Зоологическое лото», «Кто, где живёт», «Живая природа» и т.д. Время от времени на досуге играйте с детьми в эти игры. Это поможет ребёнку запомнить названия растений и животных. Кроме того рассматривая карточки лото, вместе вспомните, где вы видели такие растения, где встречали таких животных: поговорите об их особенностях и образе жизни, среде обитания, повадках. С детьми можно играть в словесно-дидактические игры, даже когда взрослые заняты приготовлением пищи, а ребёнок находится рядом и не знает, чем заняться.


- Давай поиграем. Я буду загадывать вкусные загадки, а ты должен отгадывать их. «Ну-ка, закрой глаза и открой рот!»- говорит взрослый и кладёт в рот малышу кусочек морковки, которую режет для супа. Ребёнок хрустит ею, улыбается и, конечно, сразу отгадывает, что это, а взрослый как бы ненароком спрашивает, как же он догадался. Определить морковку на вкус не сложно - каждый ребёнок пробовал её, сырую или варёную. Труднее выделить и назвать её характерные признаки: твёрдая, хрустит, когда ешь, - сладкая. Можно положить ребёнку в рот капусту, свеклу, веточку укропа, лук и т.д. Ребёнок отгадывает и объясняет, как он разгадал «съедобную» загадку.


Можно предложить отгадывать фрукты или овощи на ощупь ребёнок закрывает глаза, а взрослый кладёт ему в руки яблоко, морковку или луковицу. Ощупав предмет, ребёнок должен отгадать и назвать его.


Игра способствует развитию сенсорных способностей ребёнка и может долго его занимать; её можно разнообразить: класть в руки малышу то хорошо знакомые, то малознакомые предметы; то один, то два плода для их сравнения и т.д.


Важной особенностью словесно-дидактических игр является возможность развивать с их помощью речь и мыслительные способности ребёнка. В самых разных ситуациях можно использовать игру «Отгадай по описанию». Вот мама с ребёнком возвращается из детского сада и заходит в овощной магазин. Мама рассматривает товар на прилавке и решает, что надо купить. Чтобы скрасить ожидание ребёнка, она предлагает поиграть.


- Хочешь узнать, что я буду покупать?- спрашивает мама и, получив утвердительный ответ, продолжает. - Я буду загадывать тебе загадки про овощи, а ты по описанию отгадай, что это. Слушай: растёт в огороде, на грядке, сидит в земле долго; сама круглая с хвостиком, тёмно-красная. Что это? Ребёнок, наверняка, отгадает, что это свекла. Можно предложить ребёнку самостоятельно придумать загадки-описания, это будет способствовать развитию его речи.


- Теперь ты придумай загадку. Сходи к прилавку, посмотри, что там есть, и загадай мне. Я попробую отгадать.


Старайтесь чаще играть с ребёнком в словесные игры - они не требуют особых условий и дополнительного материала.


Словесные дидактические игры развивают в ребёнке не только восприятие и речь, а также умение анализировать и описывать; они учат детей обобщать явления, классифицировать предметы: относить их к той или иной категории.


Вот некоторые игры.


«Когда это бывает?» (взрослый называет природное явление, а ребёнок время года). Например:


- снег идёт …. (зимой)


- радуга на небе …. (летом)


- прилетают скворцы …. (весной) и т.д.


«Что в природе бывает круглым?» (солнце, луна, планеты, апельсин и т.д.).


«Что третье?» (взрослый называет два похожих предмета, а ребёнок должен подобрать к ним третий). Например:


- ворона, голубь (сорока)


- солнце, облако (радуга)


- цветок, лист (корень) и т.д.


Организуя различные игры, помните, что ребёнок будет активен и получит удовольствие лишь в том случае, если игра ему интересна, основана на знакомых вещах. При этом у него будут развиваться быстрота реакции, ориентировка в пространстве, появится возможность использовать имеющиеся знания.