Консультация для воспитателей
«Организация художественно-эстетической деятельности в ДОО»
Раздел «Художественно-эстетическое воспитание» включает ознакомление детей с искусством, эстетику развивающей среды, изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и ручной труд, музыкальное воспитание, культурно-досуговую деятельность
Задачи художественного воспитания – развитие художественного восприятия, чувств и эмоций, воображения, мышления, памяти, речи; приобщение к элементарным знаниям в области искусства; формирование интереса к произведениям искусства; развитие творческих способностей детей в разных видах художественного творчества; формирование основ художественно-эстетической культуры личности.
Реализация задач художественно-эстетического воспитания предполагает включение ребёнка в различные виды деятельности: художественно-речевую, музыкальную, изобразительную, игровую, трудовую и оптимально будет осуществляться при следующих условиях:
-Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.
-Взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразную пищу для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества.
-Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности.
-Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь ДОО.
-Организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.
-Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям художественно-эстетического воспитания.
-Обеспечение преемственности в художественно-эстетическом воспитании между всеми возрастными группами детского сада, а также между детским садом и школой.
-Тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с семьёй.
-Неоценимое значение в художественно-эстетическом воспитании имеет искусство, как классическое, так и народное.
-Широкая опора на региональный материал, его специфику: природу, искусство – как классическое, так и народное. Знакомство с современным искусством и его творцами, работающими в городе, крае. Познание детьми достопримечательностей, их окружающих, знаменательных событий.
Содержание художественно-эстетического воспитания включает, в том числе знания и умения в области народного искусства, знакомство с фольклором (сказки, загадки, песенки-потешки, народные песни, танцы, хороводы), народными музыкальными инструментами, изделиями художественных промыслов, народным костюмом, а также участие в подготовке и проведении народных праздников.
Знакомство с народным искусством предполагает учёт региона, в котором расположено ДОО, национальный состав в группе и регионе. Постепенно диапазон народных художественных промыслов расширяется. В старшей и подготовительной группах детей знакомят с искусством народов мира.
Для восприятия и понимания детям наиболее доступны народная игрушка (филимоновская, богородская, дымковская, каргопольская), народные игрушки-забавы (пирамидка, грибок, матрёшка), с которыми дети легко могут действовать, а также народные детские песенки, песенки-потешки, хороводы, народные игры и т. д.
Дошкольников следует знакомить с различными творческими профессиями: архитектор, композитор, актёр, певец, артист цирка, поэт, писатель и т. д.
Детей целесообразно познакомить с историей появления музыкальных инструментов, карандаша, красок, подчеркнуть значимость всех творческих профессий для людей: их произведения приносят радость и удовольствие, развивают вкус, позволяют познавать мир, пробуждают в душе лучшие человеческие чувства.
Также подводят детей к пониманию назначения музея, библиотеки, театра, знакомят с правилами поведения в них. Эту работу необходимо проводить совместно с семьёй.
Для художественно-эстетического воспитания большое значение имеет окружающая среда ДОО в целом: оформление всех его помещений, организация и оборудование участка, где гуляют, играют и занимаются дети.
Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приёмы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.
Главная задача ДОО – научить творчеству детей в дошкольном детстве, а наиболее благоприятные условия – летний период.