СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей "Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности и в повседневной жизни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема развития творческого воображения у детей очень актуальна на сегодняшний день. Данная консультация поможет воспитателям ДОУ в решении этой проблемы 

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей "Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности и в повседневной жизни"»



КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ:

«Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста

на занятиях по изобразительной деятельности и повседневной жизни»


В современном обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности, обладающей способностью нестандартно и эффективно  мыслить, решать сложные жизненные проблемы. Для того чтобы выжить в современных условиях постоянных изменений и научиться адекватно реагировать на них, человек должен активизировать свой творческий потенциал, основой которого и является воображение.

Тема развития воображения у детей дошкольного возраста актуальна тем, что этот процесс является неотъемлемой составляющей частью любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом.  Воображение – великая сила. С его помощью мы живем в настоящем, можем вернуться в прошлое или даже заглянуть в будущее. Именно благодаря воображению существует религия, в науке совершаются важные открытия, а в искусстве создаются подлинные шедевры. Но воображение, как и любая другая психическая функция человека, подразумевает наличие постоянной работы, если у нас есть желание его развить.

С раннего детства жизнь требует от нас достаточно сформированного уровня воображения. Так, уже в дошкольном возрасте ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования образов предметов, знаков и символов, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений. Наиболее успешно становление воображения происходит в игре и изобразительной деятельности. Важно отметить, что это становление происходит не само по себе, а в процессе целенаправленного обучения и воспитания.

Когда в семье, в детском учреждении уделялось значительное внимание специальным развивающим занятиям по изобразительной деятельности с включением заданий, требующих от детей самостоятельного воссоздания и создания новых образов и ситуаций, их воображение, согласно практике, оказывалось на более высоком уровне развития.

Психологи доказали, что воображение довольно широко включено в творческую деятельность человека на различных этапах его жизни. Особенно значимым становится выявление специфики воображения, закономерностей его развития и становления при изучении дошкольного детства, так как именно в этот период, закладываются основы развития данного процесса, как указывал Л.С. Выготский.

На значение воображения, фантазии в жизни ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития. Некоторые из них (например, В. Штерн, Д. Дьюи) утверждали, что воображение ребенка богаче воображения взрослого; С.Л. Рубинштейн указывал на относительность детского воображения, которое можно оценивать только в сравнении с темпом развития других психических процессов.

Изобразительная деятельность, в частности, детское сюжетное рисование заключает в себе большие возможности. Как отмечают исследователи детского изобразительного творчества (Сакулина Н.П., Комарова Т.С., Григорьева Г.Г.), она является средством умственного, графомоторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей.

И.В. Дубровина рассматривает фантазию (мечтательность) в качестве одного из видов творческого воображения.

Воображение и фантазия это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития.

Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.

Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его дальнейшей деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше, он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения.

Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это  какой-нибудь вещью внешнего мира, или известным построением ума, или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке.

Проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста в настоящее время приобретает особое значение. Кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства выдвигают новые задачи по воспитанию всесторонне развитой личности, способной усваивать научные знания, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и активно влиять на ход общественных, экономических и культурных процессов.

Н.А.Ветлугина отмечает, что творческие способности у детей могут проявляться в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрально-игровой деятельности. Следовательно, можно выделить следующие виды детского творчества: изобразительное, словесное, театрально-игровое и музыкальное.

Развитие творческой деятельности – одна из важных задач, которую необходимо решать, обучая дошкольников рисованию, лепке, аппликации. И начинать это нужно с младшего возраста, так как именно в младшем дошкольном возрасте формируется первичная форма творческой деятельности. Дети овладевают изобразительными умениями в результате их введения в определённую ситуацию. В 2-3 года они не просто рисуют мазки, штрихи, различные очертания форм, а передают ими окружающие явления (например, «Дождик идёт», «Насыплем цыплятам зёрен»).

Старшие дошкольники уже изображают явления, передача которых вызывает у них эмоциональное отношение к образу. Это могут быть явления, поражающие детей своими цветовыми сочетаниями (например, изображение вечера или тумана в деревне) или неожиданностью (например, появление первой травы или первого снега).

Детское творчество имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать, развивая творческие способности детей. Оно обычно не имеет большой художественной ценности для окружающих людей по качеству, по масштабности охвата событий, по решению проблем, а является важным для самого ребёнка. Творчество детей значимо в мире детской игры.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.  

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей.  

Третье условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Четвертое условие успешного развития творческих способностей – не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку.

Обучение детей изобразительному искусству предусматривает наряду с приобретением ими изобразительных умений и навыков развитие воображения. Эта система включает в себя программу требований к изобразительным навыкам дошкольников и методику, основанную на воспитании у них наблюдательности, умения видеть в окружающей жизни многообразие красок, форм, движение. Большое внимание в построении всей системы обучения изобразительному искусству должно уделяться воспитанию воображения ребенка. В своей работе по руководству изобразительной деятельностью детей педагог должен сочетать методы коллективного обучения с индивидуальным подходом к каждому ребенку.

Отечественная педагогика считает бесспорным зависимость правильного развития всех сторон личности от обучения. Развитие воображения и творческих изобразительных способностей также подчиняется этой закономерности.

Проблемы творческого процесса широко разрабатывались в отечественной психологии. В настоящее время исследователи ведут поиск интегративного показателя, характеризующего творческую личность. Этот показатель определяется как некоторое сочетание интеллектуальных и мотивационных факторов или же рассматривается как непрерывное единство процессуальных и личностных компонентов мышления вообще и творческого мышления, в частности.

Психологический анализ творческой деятельности указывает на ее огромную сложность. Она возникает не сразу, а постепенно, развивается из более элементарных и простых форм в более сложные. Она во многом зависит от накопленного человеком опыта. Творческая деятельность находится в прямой зависимости от разнообразия прежнего опыта человека.

Важнейшими составными частями процесса творческого воображения являются диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений. Диссоциация заключается в том, что сложное целое как бы «рассекается» на части, одни из которых преимущественно выделяются по сравнению с другими, сохраняются, другие забываются. Диссоциация является необходимым условием для будущей деятельности фантазии. Ассоциация – это объединение диссоциированных и измененных элементов. Таким образом, воображение творчески преобразует действительность, оно способно давать новые и неожиданные результаты.

«Истоки воображения и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» – утверждал В.А. Сухомлинский. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей.

К изобразительной деятельности относятся рисование, аппликация, лепка. Рисование популярно среди детей дошкольников 5 - 6,5 лет. По рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем выразительнее их рисунки. В изобразительной деятельности детей находят отражение специфические особенности их мышления - конкретность, образность.

Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, некоторые половые различия.

Лепка позволяет изобразить предметы в трехмерном пространстве. В ходе лепки ребенок может передать форму человека, животных, птиц, фруктов, посуды и т.д. Ценно, что свойства используемых в лепке материалов позволяют неоднократно менять форму, достигая желаемой выразительности.

Занимаясь аппликацией, дети учатся вырезать из бумаги разнообразные сюжеты, узоры, наклеивать их на фон. Дети выполняют как индивидуальные, так и коллективные работы; учатся аккуратности, усидчивости, осваивают основные приемы вырезания, правила работы с клеем.

В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму. В наибольшей степени этому способствуют занятия, на которых дети создают изображения не по частям, а из целого, например одной линией контура в рисовании.

Ребенок успешнее овладевает письмом, если он умеет производить рукой ритмичные, равномерные, плавные движения. Формированию такого рода движений способствует рисование растений, декоративное рисование по мотивам вышивок, росписей и др. В процессе рисования предметов различной формы, величины и пропорций формируются умения удерживать определенное направление. Сюжетное рисование способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей, хорошего эстетического вкуса, интереса к народному искусству, искусству родного края.

Важную роль в развитии творчества детей дошкольного возраста отводится сюжетно-тематическому рисованию, т.к. содержание сюжетно-тематического рисования является какой-либо сюжет или пейзаж. Дети включают в свои композиции не только предметы, но уже и окружающую их обстановку. Тематика сюжетного рисования определяется, прежде всего, теми впечатлениями, которые ребенок получает от наблюдения окружающей действительности. Самостоятельный выбор сюжета учит их осмысливать воспринимаемые явления, понимать связи и отношения между действующими лицами, ясно представлять обстановку и время действия. Учитывая все сложности выполнения сюжетного рисунка ребёнком, понимая их причины, можно помочь дошкольнику преодолеть многие трудности необходимости в обучении грамотному рисунку.

Таким образом, творческое воображение – самостоятельное создание новых образов, включенное в процесс творческой деятельности, дающей в результате оригинальные и ценные продукты. Воображение только тогда оправдывает себя, когда оно служит реализации идеи, когда в создаваемых образах воплощается идейный замысел.

Ко всему вышесказанному необходимо добавить: для успешного развития творческого воображения в дошкольном возрасте необходимо соблюдение ряда педагогических условий:

– положительный эмоциональный настрой и психологически комфортная обстановка;

– обеспечение интеллектуального и эмоционального опыта, как основы для творческого замысла и материала, необходимого для воображения ребенка;

– художественно-игровая форма организации занятий и совместной свободной деятельности детей и взрослых, ориентированной на развитие творческого воображения;

– учет индивидуальных особенностей ребенка;

– интеграция методов взаимодействия взрослого и ребенка;

– корректное руководство со стороны взрослого.

Соблюдение вышеуказанных условий позволяет ребенку раскрыть свои способности, дать свободу фантазии в различных ее направлениях. Возможности занятий изобразительной деятельностью в развитии творческого воображения дошкольников становятся действительно безграничными, при условии, что педагог сумеет правильно выстроить воспитательно-образовательный процесс.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!