Консультация для воспитателей
«Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ»
Творческая сюжетная игра детей дошкольного возраста-деятельность, где дети берут на себя роли взрослых и в специально создаваемых игровых воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. (Д.Б. Эльконин)
Сюжетно-ролевая игра- это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослым. Ей присуще основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Так же это деятельность, в которой дети берут на себя трудовые и общественные функции взрослых людей и в специально создаваемых самими детьми игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.
Сюжетная игра влияет на всестороннее развитие ребенка через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает моральными ценностями, узнает, что такое хорошо и что такое плохо, усваивает социальный опыт. В игре удовлетворяются его основные потребности в самостоятельности, в общении со сверстниками, происходит психическое развитие ребенка, развиваются все психические процессы, особенно воображение и образное мышление. В игре происходит нравственное развитие: ребенок учится уступать, сопереживать, сочувствовать, формируется ответственное отношение к выполняемой работе, развивается волевое поведение, умение подчинять свое поведение игровому правилу, развивается его эмоциональная сфера. Исследователи выделяют различные структурные элементы игры- основные и второстепенные: сюжет, содержание, игровую ситуацию, замысел, роль, ролевое действие, ролевое поведение, ролевое взаимодействие, правила.
Сюжет –отражение детьми в игре определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни окружающих. Существует несколько классификаций игр по сюжетам. Условно все сюжеты делятся:
- бытовые (игры в семью, парикмахерскую и т.д.),
- производственные (игры, отражающие профессиональный труд людей),
-общественно – политические (игры в войну, школу и т.д.)
Содержание- это то, что конкретно отражается в игре.
Игровая (воображаемая) ситуация- отличительная особенность игровой воображаемой ситуации – ребенок начинает действовать в мысленной, а не в видимой ситуации. Действия определяются мысленно. Ее наличие всегда обеспечивает развитие творчества, самостоятельности, создает свободу выбора, обеспечивает вхождение ребенка в игру.
Замысел-план действий, задуманный играющими.
Роль — это образ, который ребенок изображает в игре. Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме. К роли дети относятся избирательно.
Ролевое действие — это деятельность ребенка в роли.
Ролевое взаимодействие-осуществление взаимодействия с партнером по игре. Ребенок взявший на себя роль, должен принимать во внимание и роль своего партнера по игре.
Игровые правила — определяют и регулируют поведение и взаимоотношение играющих. Носит скрытый характер.
Выбор игры
При выборе сюжетно-ролевой игры нужно учитывать интересы детей, уровень развития игровых действий, способности развивать сюжет и др.
Продумайте с детьми примерное содержание игры. Затем спланируйте возможные направления развития сюжета. Определите и обговорите с детьми игровые правила.
Подготовьте все необходимые атрибуты для игры. Это могут быть какие-то игрушки, или вместе с детьми и родителями изготовить атрибуты. Организуйте игровую среду. Создайте игровую ситуацию для возникновения игрового замысла детей. Организуйте ситуацию распределения ролей между детьми (это могут быть фишки, карточки с ролями или учитывайте желания ребенка).
Начало игры: создайте игровую или проблемную ситуацию, проведите предварительную беседу, обговорите тему предстоящей игры и т.д.
Для сохранение игровой ситуации: используйте напоминание, указание, совет, положительную оценку, ролевое взаимодействие и др.
При завершение игры: используйте положительную оценку, анализ ролевых и товарищеских взаимоотношений.
Этапы формирования сюжетно – ролевой игры.
1. Планомерное обогащение опыта: в быту, в непосредственно – образовательной деятельности, прогулке, чтении книг, рассматривании иллюстраций, дидактических игр.
2. Перевод реального опыта в игровой. Усвоение детьми способов воспроизведения действительности в игре. Использование дидактических, театрализованных игр в обучающем процессе.
3. Современное изменение игровой среды. Подбор игрушек и игрового материала, способствующих закреплению в памяти ребенка недавних впечатлений.
4. Общение со взрослым во время игрового процесса. Организация проблемных ситуаций с учетом опыта детей и игровой среды. Развитие умений ориентироваться в игровой задаче, находить новые варианты и средства реализации задач.
У детей младшего дошкольного возраста круг знаний ограничен из – за небольшого жизненного опыта. Воспитатель должен ориентировать ребенка на взаимно дополняемые роли (мама- дочка и т.д.) Из сюжетов, используемых детьми в игре, наиболее востребованными остаются игры с куклами, которые являются самыми близкими партнерами по игре.
Но более ценным в этом возрасте становится общение с партнером – сверстником, с партнером – взрослым, особенно если взрослый берет на себя подчинительную роль (например - роль дочки).
В возрасте 4-5 лет, сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место в жизнедеятельности детей. У них появляется стремление не только играть, а исполнять роль. Содержанием игры становится не предмет и его употребление, а отношения между людьми. В этом возрасте ребенок становится более инициативным и овладевает самостоятельным ведением игры. В связи с этим меняются позиции воспитателя и ребенка в игре: педагог активнее применяет формы косвенного руководства детской игрой, предоставляя ребенку возможность действовать более самостоятельно, поощряя его инициативу.
Остановлюсь на формировании сюжета игры «Магазин сладостей» и этапами её проведения:
1 этап: Познакомились с книгой Ирина Солнышко «Поиграем в магазин». Рассмотрели иллюстрации, как продавец продает товары, (обращается с покупателями, принимает оплату). Дети проявили большой интерес к содержанию книги.
2 этап: Проведение бесед с детьми о том, кто из них был в таких магазинах и что им там покупали? Наблюдали за работой продавца? (продавец предлагает десерты и выпечку, кассир принимает оплату).
3 этап: Ознакомление детей с атрибутами. Работа воспитателя заключается в следующем: объяснить для чего тот или иной атрибут предназначен, как им пользоваться. Предложить детям самостоятельно оформить витрину и т.д.
4 этап: Переход непосредственно к игре.
Для первого раза роль продавца педагог может взять на себя, чтобы формировать деятельность детей, учить их играть и разговаривать между собой.
5. этап. Развитие сюжета.
Постепенно сюжеты меняются и усложняются:
« В кафе»;
«Кондитерская».
«День рождения».
Сюжетно – ролевая игра способствует развитию речи ребенка: пополнению словарного запаса и навыкам общения со сверстниками, взрослым. Знакомит его с социальным миром, воспитывает уважение к профессии, её значимости в жизни человека, прививает определенные навыки культурного общения в обществе. Со временем дети играют самостоятельно под наблюдением педагога.
Можно сделать обобщающий вывод, сюжетно-ролевые игры учат ребенка согласовывать свои действия с другими участниками игры, примерять на себя различные личностные качества, а так же находить выходы из различных ситуаций. Играя в эти игры, ребенок вырастает творческой и самостоятельной личностью, готовой к решению жизненных ситуаций.