СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей «Тема "Урожай. Дары природы". Чтение художественной литературы в подготовительной школе группе».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подборка художественной литературы для чтения детям 6 – 7 лет по теме "Урожай ".   Приведены примеры использования данных произведений в работе с детьми.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей «Тема "Урожай. Дары природы". Чтение художественной литературы в подготовительной школе группе».»

Консультация для воспитателей

«Тема "Урожай. Дары природы".

Чтение художественной литературы в подготовительной школе группе».


Художественная литература играет большую роль в воспитание детей. «Книга природы есть неисчерпаемый источник познаний для человека», — писал Вольтер.

Первая половина сентября. Тема недели «Урожай». Основные задачи на этой неделе: расширять и уточнять представления детей о дарах природы; формировать потребность детей в правильном питании; обогащать словарь детей.

Познакомим детей со стихотворением Татьяны Викторовны Боковой «Праздник урожая», о многообразие даров природы.

Воспитываем бережное отношение детей к хлебу. Рассказать детям о том, как рождается хлеб, о труде полевода нам помогут рассказ Эдуарда Юрьевича Шима «Жатва»; стихотворения Асена Босева «Грей, солнышко», в переводе с болгарского Ирины Петровны Токмаковой; Владимира Натановича Орлова «Хлебный колосок»; Тамары Афанасьевны Коломиец «Праздник урожая», в переводе с украинского Владимира Александровича Приходько.

О значение хлеба для человека напомнит стихотворение Роберта Мугаллимовича Миннуллина «Если будет хлеб…», в переводе с татарского Сергея Владимировича Малышева. Напомните детям: хлеб бросать – труд людей не уважать.

Раскрыть понятие «сад» нам поможет стихотворение Владимира Александровича Степанова «Что такое сад?» О труде садоводов расскажут стихотворения Елены Александровны Благининой «Яблонька»; Генриха Вениаминовича Сапгира «Садовник», рекомендованное для чтения программой «Развитие»; русская народная песенка «Мы пойдём по садику», в обработке Натальи Павловны Колпаковой.

Как приятно делиться урожаем, например, яблоком, с друзьями или близкими людьми напомнят детям сказка Владимира Григорьевича Сутеева «Яблоко» и стихотворение Пулата Мумина «Яблоко», в переводе с узбекского Юрия Наумовича Кушак.

Познавателен рассказ Эдуарда Юрьевича Шима «Яблоня для гостей».

О труде тех, кто выращивает овощи нам поможет рассказать отрывок из стихотворения Агнии Львовны Барто «Было у бабушки сорок внучат».

С воспитательной целью читаем детям сказку Елены Бацевой «Сказка про фрукты». Напомним детям, себя не восхваляйте, о других не забывайте.

Рассказ Николая Николаевича Носова «Огурцы» формирует умение детей оценивать поступки литературных персонажей, воспитывает отрицательное отношение детей к воровству. Напомните детям: без спросу взял, да не сказал, так украл. Данное произведение рекомендовано для чтения программой «Детство».

Стихотворения Юрия Егоровича Черных «Песенка ёжика», «Загадки на грядке»; Екатерины Васильевны Серовой «Слива» развивают логическое мышление детей.

На занятиях по развитию речи можно прочитать детям стихотворения Генриха Вениаминовича Сапгира «Лимон», «Считалки. Буква А»; Якова Лазаревича Акима «Яблоко», рекомендованное для чтения программами «Развитие», «Детство».

Разучим с детьми весёлую считалку Людмилы Васильевны Зубковой «Апельсин».

Побуждаем детей интересоваться смыслом слов. Показать многозначность слова «лук» нам поможет стихотворение Татьяны Анатольевны Куликовской «Слова-двойняшки. Лук».

Рассказ Василия Александровича Сухомлинского «Яблоко и рассвет» воспитывает любовь детей к родной природе. Рассказ рекомендован для пересказа.

Загадываем детям загадки о фруктах. Они формируют умение детей узнавать фрукты по описанию. Интересны детям и русские народные загадки об овощах и фруктах.

Порассуждаем вместе с детьми о значении пословиц «Доброму урожаю и добрая уборка», «День прозевал – урожай потерял», «Плох обед, когда хлеба нет».

Поддерживаем интерес детей к пальчиковым играм и скороговоркам. Разучите скороговорку «Боря базар посетил и арбуз большой купил», для закрепления умения детей отчётливо произносить согласный звук "р".

Количество произведений об овощах и фруктах велико. Выбор, уважаемые педагоги, за вами. Правильно подобранное произведение, вовремя прочитанное, оказывает огромное влияние на детей, расширяет их кругозор, развивает речь детей, приобщает к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения.


Примерный список литературы для чтения детям 6 – 7 лет

Тема «Урожай. Дары природы».

Сказки

  1. Бацева Е. «Сказка про фрукты».

  2. Сутеев В. Г. «Яблоко».

Рассказы

  1. Носов Н. Н. «Огурцы».

  2. Седугин А. А. «Этот лук я попробую».

  3. Сухомлинского В. А. «Яблоко и рассвет». Пересказ.

  4. Шим Э. Ю. «Жатва», «Яблоня для гостей».

Стихотворения

  1. Аким Я.Л. «Яблоко».

  2. Барто А. Л. «Было у бабушки сорок внучат».

  3. Бокова Т. «Праздник урожая».

  4. Босев А. «Грей, солнышко». Перевела с болгарского И. П. Токмакова.

  5. Благинина Е.А. «Яблонька».

  6. Зубкова Л. В. «Апельсин».

  7. Коломиец Т. А. «Праздник урожая». Перевёл с украинского В. А. Приходько.

  8. Куликовская Т. А. «Слова-двойняшки. Лук».

  9. Миннуллин Р. М. «Если будет хлеб…» Перевёл с татарского С. В. Малышев.

  10. Мумин П. «Яблоко». Перевёл с узбекского Ю. Н. Кушак.

  11. Орлов В. Н. «Хлебный колосок».

  12. Сапгир Г. В. «Лимон», «Считалки. Буква А», «Садовник». Отрывок.

  13. Серова Е. В. «Слива».

  14. Степанов В. А. «Что такое сад?»

  15. Черных Ю. Е. «Загадки на грядке», «Песенка ёжика».

Малые формы фольклора

  1. Русская народная песенка «Мы пойдём по садику». В обработке Н. П. Колпаковой.

  2. Русские народные загадки и загадки о фруктах.

  3. Русские народные пословицы о хлебе и об урожае.



Стихотворения


Татьяна Викторовна Бокова

«Праздник урожая».


Задачи. Познакомить детей со стихотворением Татьяны Боковой «Праздник урожая». Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать стихотворение. Показать детям многообразие даров природы. Обогащать природоведческий словарь детей.

Чтение.

— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение Татьяны Боковой «Праздник урожая».


Осень скверы украшает

разноцветною листвой.

Осень кормит урожаем

птиц, зверей и нас с тобой.


И в садах, и в огороде,

и в лесу, и у воды

приготовила природа

всевозможные плоды.


На полях идёт уборка –

собирают люди хлеб.

Тащит мышка зёрна в норку,

чтобы был зимой обед.


Сушат белочки коренья,

запасают пчёлы мёд.

Варит бабушка варенье,

в погреб яблоки кладёт.


Уродился урожай

собирай дары природы!

В холод, в стужу, в непогоду

пригодится урожай!


— Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.

Вопросы к детям.

  • Как вы считаете, почему автор назвала стихотворение «Праздник урожая»?

  • Дети, какие дары природы нам осень подарила?

— Плоды овощей и фруктов, зёрна и коренья, мёд – всё это дары природы.

  • Как вы думаете, зачем люди запасают дары лета и осени?

  • Дети, как нам сохранить дары лета и осени?

  • Что готовят из ягод и фруктов?

— Варим варенья, компоты, соки. Сушим ягоды и фрукты – сухофрукты.

  • Дети, как заготавливают на зиму овощи?

— Овощи солят, маринуют, делают салаты, хранят в овощехранилищах. Осень всем богатые дары подарила. Люди и животные дары осени собирают да на зиму запасают.











Владимир Натанович Орлов

«Хлебный колосок».


Задачи. Рассказать детям о том, как рождается хлеб, о труде полевода. Познакомить со стихотворением Владимира Натановича Орлова «Хлебный колосок». Воспитывать уважение детей к труду полеводов, бережное отношение к хлебу.

Материал к деятельности: караваи хлеба белого и ржаного, тесто, мука, колосок пшеницы и ржи (или иллюстрации). Иллюстрации работы полевода.

Чтение.

— Дети, когда мы завтракаем, обедаем или ужинаем, на наших столах всегда стоит хлеб. Как вы думаете, почему?

— Дети, хлеб – наш кормилец, здоровье оберегает, энергией и силой наполняет. А вы знаете, как рождается хлеб?

Хлеб пекут из теста, тесто делают из муки, добавляя воду, соль и дрожжи. Дети, как вы думаете, из чего делают муку?

— Муку делают из зёрен растений. Зёрна растений собраны в колосок. Из зёрен пшеницы получается пшеничная мука. Из зёрен ржи – ржаная мука. Пшеница и рожь растёт на полях, а выращивают их полеводы. Полеводы обрабатывают почву на полях, сеют семена растений, ухаживают за растениями, борются с вредителями и болезнями, собирают урожай зерновых. Труден труд полевода, в любую погоду, и в дождливый день, и в жару трудится полевод, чтобы собрать богатый урожай.

Наши поэты и писатели прославляют труд полеводов в рассказах, стихах и песнях. Послушайте стихотворение Владимира Натановича Орлова.

Хлебный колосок.

В каждом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.

И растёт под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.


— Дети, хлеб – всему голова. Хлеб – наш кормилец, здоровье оберегает, энергией и силой наполняет. Не забывайте, дети, хлеб бросать — труд людей не уважать.















Роберт Мугаллимович Миннуллин

«Если будет хлеб…»

Перевёл с татарского

Сергей Владимирович Малышев.


Сначала хлеб на поле колосится,

Потом в амбаре должен очутиться.

А после он становится мукой,

Совсем невкусной, беленькой такой.

И снова превращенье происходит:

К нам из печи румяный хлеб выходит.

А если вдруг к обеду хлеба нет,

Стол пустоват, обед нам не обед.

Но всё-то мне по силам на земле,

Когда хватает хлеба на столе!



Асен Босев

«Грей, солнышко».

Перевела с болгарского

Ирина Петровна Токмакова.


Грей сильнее, солнышко,

Грей.

Зрей на поле, зёрнышко,

Зрей.

Раздавайся, молодой

Голосок.

Наливайся, золотой

Колосок.

И пока не настала

Зима,

Насыпайтесь, хлеба,

В закрома.


Тамара Афанасьевна Коломиец

«Праздник урожая».

Перевёл с украинского Владимир Александрович Приходько.


Дети:

— К дошколятам на машине

Каравай приехал ныне.

Пышной коркой похрустим,

Всех на свете угостим.

В круг вставай,

Каравай,

Кого хочешь – выбирай!

Каравай:

— Пекаря!

Он не грел на печке бок –

Каравай ребятам пёк.

Пекарь,

С нами поиграй:

Кого хочешь – выбирай!

Пекарь:

— Мельника!

Не молол он чепуху,

А смолол зерно в муку!

Мельник,

С нами поиграй:

Кого хочешь – выбирай!


Мельник:

— Хлебопашца!

Он в тенёчке не лежал,

А хлеба растил и жал!

Хлебопашец,

В круг вставай,

Кого хочешь – выбирай!

Хлебопашец:

— Рабочего!

Он приехал к нам с дарами:

Тягачами, тракторами!

Рабочий:

— Мы работы не стыдились,

Мы работою гордились.

А награда – урожай!

Всех на праздник приглашай!

Все вместе:

— Слава урожаю –

В закромах!

Слава караваю –

На столах.

Слава, слава

Дружным рукам.

Слава, слава

Труженикам.



Владимир Александрович Степанов

«Что такое сад?»

В сокращении.


Задачи. Закреплять представления детей о растениях ближайшего окружения. Познакомить с понятием «сад». Развивать умение детей внимательно и заинтересовано слушать стихотворения. Обогащать природоведческий словарь детей. Воспитывать чуткость к поэтическому слову.

Материал к деятельности: картинки или фотографии сада, растений сада.

Беседа.

— Дети, по вашему мнению, что такое фруктовый сад?

— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно, как описал фруктовый сад поэт Владимир Александрович Степанов.

Что такое сад?

Розовый наряд.

Яблони цветущие,

Скворечники поющие.

Синие капели,

Мячики-качели.

Заросли шиповника,

Ягоды крыжовника.

Груши золотистые,

Персики пушистые.

Шорох листопада,

Осенняя прохлада…


Фруктовый сад – это место, где растут деревья и кустарники, фрукты и садовые ягоды. Дети, какие фрукты растут в нашей местности?

— Дети, отгадайте, какой фрукт описал поэт?

Были белыми цветами,

Стали спелыми плодами,

Стали словно шарики,

Шарик-фонарик.

Как возьмёшь их на зубок –

Сразу брызнет сладкий сок.

— Правильно! Это яблоки. А вот ещё какие фрукты и ягоды растут в саду поэта.

Абрикос

Отгоняет абрикос

От себя настырных ос.

Есть о чём тревожится:

Мёдом пахнет кожица.


Вишня

Наполняет летом сад

Спелых вишен аромат.

Не бывает дня рожденья

Без вишнёвого варенья.

Крыжовник

У каждого садовника

В саду есть куст крыжовника.

Колючего, сердитого,

Но очень аппетитного.


— Дети, яблоки – фрукты, а крыжовник – … (Ягоды).

— Дети, фрукты и ягоды полезны для здоровья человека. В них много витаминов. Поэтому люди садят сады, где растят полезные фрукты и ягоды.





Генрих Вениаминович Сапгир

«Садовник».

Отрывок.


Мы вчера в саду гуляли.

Мы смородину сажали,

Яблони белили мы

Известью, белилами.

Починили мы забор,

Завели мы разговор.

— Ты скажи, садовник наш,

Что ты нам

В награду дашь?


— Дам в награду

Слив лиловых,

Самых лучших

Груш медовых,

Самых крупных,

Самых сладких

Спелых яблок

Два десятка,

Вишен

Целый килограмм!

Вот что дам

В награду вам.


Примечание. Данное произведение рекомендовано для чтения программой «Развитие».

«Лимон».


Что за – «ли»?

Что за – «мон»? –

В звуках нету смысла,

Но едва шепнут:

«ли-мон…» –

Сразу станет кисло.



«Считалки. Буква А».


— Что везёшь,
Автомашина?
— Всё, что есть
На букву «А».
Вот

Арбузы,
Апельсины,
Абрикосы

И

Айва


Примечание. Данное произведение рекомендовано

для чтения программой

«От рождения до школы».


































Юрий Егорович Черных

«Песенка ёжика».


У меня-то что-то есть, 
Это что-то можно съесть! 
Это что-то сладкое, 
Круглое да гладкое.


Я нашёл его в саду, 
Захочу – ещё найду. 
Это что-то сладкое, 
Круглое да гладкое.


Много-много притащу, 
Папу с мамой угощу! 
Это что-то сладкое, 
Круглое да гладкое.


«Загадки на грядке».


Как на нашей грядке

Выросли загадки:

Крепкие, ядрёные,

Длинные, зелёные –

Ароматны свежие,

Хороши солёные!

 

На соседней грядке –

Сочные загадки:

Наливные, крупные,

Вот такие круглые –

Выросли, созрели,

Тут и покраснели.

 

А на крайней грядке –

Горькие загадки:

Тридцать три одёжки,

Ни одной застёжки,

Кто их раздевает –

Слёзы проливает!


Яков Лазаревич Аким

«Яблоко».


Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.

Яблоко я пополам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю.


Примечание. Данное произведение рекомендовано для чтения программами: «Развитие», «Детство».



Людмила Васильевна Зубкова

«Апельсин».

Считалочка.


Мы делили апельсин

Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для стрижа,
Эта долька – для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура.
Он сердит на нас – беда!!!
Разбегайтесь –

Кто-куда!


Екатерина Васильевна Серова

«Слива».


Модница – слива

пока созревала,

платье за платьем

так и меняла.


Было злёное

платье атласное, –

нет, не понравилось:

выбрала красное.

Вот надоело

также и это, –

платье надела

синего цвета.


А синее платье

сменить не успела:

пришла наша Катя

да сливу и съела!

Елена Александровна Благинина

«Яблонька».


Расцветает яблонька

В молодом саду.

Я от этой яблоньки

Глаз не отведу.

Солнышко пригреет,

Дунут ветерки,

Опадут, осыплются

Наземь лепестки.

Станет наша яблонька

Проще и бедней,

А зато завяжутся

Яблочки на ней.

И подарит яблонька

Людям за труды

Крупные, румяные,

Сладкие плоды.

И подарит яблонька

Людям за труды

Крупные, румяные,

Сладкие плоды.


Пулат Мумин

«Яблоко».

Перевёл с узбекского Юрий Наумович Кушак.


Во дворе у Адылжана

Яблоня, яблоня.

Спелый плод не удержала

Яблоня, яблоня.


С ветки яблоко упало –

В руки мальчику попало:

До чего ж душист и ярок

Старой яблони подарок!


Все в полосках,

В ярких блёстках,

Яблоко, яблоко.

С алым боком,

Сладким соком,

Яблоко, яблоко.


Загляделся Адылжан –

Сам отведал бы, да жаль,

Очень хочется, да жаль!

К маме мальчик побежал.


В тёплой маминой ладошке

Яблоко, яблоко.

Видно, нравится ей тоже

Яблоко, яблоко.



— Вот спасибо, мой хороший,

Вот спасибо! Ну, а все же

Лучше бабушке домой

Отнеси подарок свой.


Мальчик бабушке приносит

Яблоко, яблоко.

И её отведать просит

Яблоко, яблоко.


Смотри бабушка на внука,

Улыбаясь, прячет руку:

— Загляни-ка ты в сарай,

Деду яблоко отдай.


Щурил глаз от света яркого

Дедушка,

Долго, долго нюхал яблоко

Дедушка.


И сказал потом лукаво:

— Это яблоко – на славу!

Одному такое съесть –

Велика для деда честь.


… Было вкусным, было сочным

Яблоко, яблоко.

Всем досталось по кусочку

Яблока, яблока!





Занимательная беседа «Секреты русского языка».

«Слова-двойники. Лук»


Задачи. Побуждать детей интересоваться смыслом слов. Помогать употреблять слова в точном соответствии со смыслом. Формировать умение детей составлять простые предложения. Развивать любознательность.

Материал к деятельности: Картина «Лук».

Беседа.

— Дети, мы говорим на русском языке. В русском языке много секретов. Вы хотели бы узнать секреты русского языка?

— Посмотрите, пожалуйста, на эту картинку, и скажите, что здесь нарисовано?

— Странно, картинки две, а слово вы сказали одно. Есть в русском языке слова – двойники. Мы произносим одно слово, но обозначает это слово разные вещи. Дети, как нам узнать, о каком луке идёт речь?

— Надо слово «лук» соединить с другими словами, и тогда всё будет понятно. В игру играем, смысл слова угадаем. Дети, если я рассказываю о луке-растении, руки вверх поднимаем, луковые стрелки изображаем. Если речь о луке-оружии идёт, правая рука вперёд летит.

Лексический материал.

  • горький лук,

  • меткий лук,

  • вырос лук,

  • сделали лук,

  • лук выдёргиваем,

  • лук поливаем,

  • из лука стреляем,

  • пахнет луком,

  • вооружился луком,

  • стальной лук,

  • тушёный лук,

  • охотничий лук.



  • Дети выполняют задание.

    — Замечательно! Молодцы, дети! Внимательно играли, нужный «лук» показали. Новое задание выполнить приглашаю, о луке рассказать предлагаю. Дети, придумайте два предложения. В одном расскажите о луке-овоще, в другом о луке-оружии. Например,

    Я всегда ем полезный лук. Я не умею стрелять из лука.

    Дети поочерёдно рассказывают о луке. Педагог контролирует, чтобы речь в предложениях шла о разном луке, помогает детям строить высказывания.

    — Удивительно! Сколько интересных предложений мы с вами придумали!


    Татьяна Анатольевна Куликовская

    «Слова-двойняшки. Лук».


    Лук порезал Михаил,

    После долго слёзы лил.

    Всем известно, между прочим, –

    Горький лук полезный очень.

    У меня есть лук и стрелы,

    Лучник я уже умелый,

    Лук с упругой тетивой

    Попаду в мишень стрелой.


    — Дети, о словах-двойниках не забывайте, слово «лук» всегда поясняйте.




    Беседа

    «Профессия овощевод».


    Задачи. Расширять представления детей о сфере человеческой деятельности – сельское хозяйство. Познакомить с профессией овощевод. Показать детям результаты труда овощеводов, общественную значимость их труда. Объяснить, что для облегчения труда овощеводы используют разнообразную технику. Воспитывать интерес детей к труду овощеводов. Обогащать знания об овощах, насекомых и птицах. Формировать умение детей поддерживать беседу, задавать и отвечать на вопросы, не отклоняясь от темы. Развивать умение соблюдать этику общения.

    Материал к деятельности: Презентация Волкова Н. А. «Профессия Овощевод».

    Беседа.

    — Дети, круглый год на прилавках наших магазинов продают свежие овощи. Как вы думаете, откуда привозят овощи в магазин?

    — Есть такая профессия – овощевод. Овощеводы – это мужчины и женщины, которые любят растения, знают о том, как правильно вырастить овощи. Овощеводы – трудолюбивые, сильные, терпеливые. Много нужно труда и терпения, чтобы вырастить овощи. Весною овощеводы готовят почву для растений. Копают землю с помощью лопаты, мотоблока или трактора с плугом. Дети, как вы думаете, для чего весной перекапывают землю?

    — Когда земля становится мягкой, пушистой, овощеводы сеют семена. Семена сеют вручную или с помощью техники. Если посадить семена редко, урожая будет мало. Если посадить густо, растения будут друг другу мешать расти. И вот появляются первые всходы. Урожай сам не придёт, за посевами нужен уход. Летом растения каждый день поливают. Можно полить овощи с помощью лейки. А если поле большое, помогает овощеводам удивительная машина – дождик. Но овощам нужна не только вода, но и полезные вещества. Овощеводы добавляют в почву удобрения вручную и с помощью техники.

    Что такое, что случилось, почему не видно овощей? Это сорняки заполонили всё поле! Они убивают овощи!!! Все овощеводы срочно выходят на прополку.

    Агния Львовна Барто

    «Было у бабушки сорок внучат».

    Отрывок.


    В огороде, в огороде,

    Вот беда –

    Появилась, поселилась
    Лебеда…


    Я повыдергаю траву,

    Уничтожу лебеду,

    На неё найду управу -
    Сорок внуков приведу!


    Сорок внуков, ровно сорок,

    Засучили рукава:

    — С ней расправишься не скоро!

    Ох, и цепкая трава! ...


    — Только сорняки победили, а уже новая беда!!! Дети, что случилось с нашими растениями, почему они болеют?

    — Это вредные насекомые, жуки и гусеницы, уничтожают наш урожай. Овощеводы смело бросаются в бой с вредителями, применяя химические средства. Полезные насекомые помогают овощеводам бороться с вредными насекомыми. Божья коровка, личинки златоглазки и мухи-журчалки уничтожают тлю. А жужелица спасает овощи от гусениц и вредных жуков.

    Но появляются новые вредители! Наши растения уничтожают гусеницы!! Они погубят урожай овощей!!! Дети, кто поможет овощеводам справиться с бедой?

    Птицы питаются насекомыми. Они за лето уничтожают миллионы гусениц и вредных жуков. Птицы – главные помощники овощеводов.

    — Всё лето ухаживали овощеводы за овощами, защищали овощи от сорняков и вредных насекомых, поливали и подкармливали растения. Самые трудолюбивые овощеводы соберут с полей осенью богатый урожай овощей. Доброму урожаю – добрая уборка. День прозевал – урожай потерял. Собирают овощеводы овощи вручную и с помощью машин. Кто урожай без потерь собирает, тот и побеждает. Но мало собрать урожай, надо его сохранить. Овощеводы везут собранные овощи в овощехранилища. Овощехранилище – это прохладное, сухое помещение для хранения овощей. Здесь картофель, свёкла, морковь, лук, чеснок будут храниться всю зиму. Из овощехранилища зимой привозят овощи в магазины. Но помидоры и огурцы нельзя хранить в овощехранилище, а городские жители и зимой мечтают о свежих помидорах и огурцах. Овощеводы строят зимние теплицы. Здесь зимой растут свежие овощи. Дети, какие овощи выращивают овощеводы?

    — Что должен уметь и знать овощевод?

    — Дети, посмотрите, пожалуйста, внимательно на растения и скажите, что не овощ? (вишня, слива, яблока, груша).

    — Дети, поможем овощеводу собрать овощи. Что растёт внизу, под землёй? (лук, чеснок, свёкла, репа, редис, морковь, картофель).

    — Дети, что растёт вверху, на земле? (кабачок, огурец, помидоры, капуста, перцы, баклажаны).

    — Дети, овощеводы – здоровые люди, много времени проводят на свежем воздухе. Овощеводы умные – они знают всё о растениях, о насекомых и птицах. Овощеводы сильные – они выполняют тяжёлую работу: копают землю, поливают растения, собирают урожай в корзины и ящики. Овощеводы трудолюбивые, много работают, ухаживают за овощами, защищают растения от вредителей.

    — Дети, какие у вас вопросы по нашей теме, что вас ещё интересует, что бы вы хотели узнать?

    Педагог отвечает на вопросы детей, предлагает задать вопрос малоактивным детям. На вопросы детей отвечает не только педагог, но и желающие дети. Педагог контролирует, чтобы вопросы и ответы были строго по теме, дети соблюдали этику общения, не перебивали друг друга.

    — Чудесно! Профессии изучали, что-то новое узнали.








    Сказки


    Елена Бацева «Сказка про фрукты».


    Задачи. Познакомить детей со сказкой, помочь понять её смысл. Формировать умение оценивать поступки сказочных персонажей. Побуждать детей рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Воспитывать отрицательное отношение к хвастовству.

    Чтение.

    — Дети, послушайте, пожалуйста, сказку о фруктах.


    У бабушки Дуси на большом круглом столе, покрытом вязаной скатертью, стояла красивая плетёная фруктовница. Чего там только не было: и сливы, и яблочки, и груши, небольшая веточка винограда и даже пара морковок, хотя они были и вовсе не фрукты, а овощи. Все они были намыты и только ждали своего часа. Они ждали, когда прибегут в комнату маленькие озорники Алёнка с Ванюшкой, схватят самого красивого из них, побегают вокруг стола и с хохотом убегут куда-нибудь ещё. Фрукты и овощи прекрасно знали, что их съедят, но этому были безгранично рады, ведь именно для этого они наливались соками, росли, впитывали в себя солнечные лучики, прятались от всяких жучков-червячков… На столе разыгрался спор между яблоком и грушей. Яблоко кричало:

    — Я-же сказал, я здесь самый красивый! Я буду первым, кого съедят! — Оно даже не замечало, что рядом с ним лежат другие яблочки, правда, чуть поменьше в размерах. Яблоко и действительно было очень красиво – жёлтенькое и с розовыми щёчками, а сейчас, когда оно так громко вопило, было сложно признать в нем красавца – оно всё стало прямо бордовым, а лоб был коричневым.

    Груша, что находилась рядом с ним, его пыталась усовестить:

    — Ну как же тебе не стыдно, здесь и кроме тебя есть достойные фрукты, да и морковки тебе ни в чём не уступят – они тоже красивые и с витаминками. Ну чего ты кричишь, зачем остальных обижаешь?

    — А я говорю – я здесь самое красивое, я здесь самое большое, я здесь самое главное! — никак не унималось яблоко.

    — Да ведь никто и не спорит, думаешь, что ты самое красивое, ну и считай так дальше, а остальным не мешай отдыхать, ведь сам знаешь – от лишней тряски фрукты портятся — сказала ему груша.

    — Да мне плевать на всех, я буду первым, на кого внимание обратят, да я… — и он даже не заметил, что все фрукты притихли, а к нему протянулась рука. Когда оно поняло, что его взяла хозяйка, злорадно прошипел остальным:

    — Ну что видели? Вот я и лучше всех вас! — и показало язык.

    Фрукты, конечно молчали. А бабушка Дуся, оглядев яблоко со всех сторон, огорчённо произнесла: — Надо же самое красивое, да крупное было, а всё сгнило. Хорошо, что внучатам такое не попалось. — И выкинула гнилое яблоко в ведро.


    — Вот и сказке конец, а кто слушал молодец. А теперь, разумные мои дети, на вопросы мои, пожалуйста, ответьте.

    Вопрос к детям.

    • Как вы думаете, почему самое красивое яблоко быстро испортилось, сгнило?

    • Как бы вы поступили, если бы были самым большим и красивым?

    — Дети, себя не восхваляйте, о других не забывайте.



    Владимир Григорьевич Сутеев

    «Яблоко».


    Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони ещё висело одно-единственное яблоко.

    В эту осеннюю пору бежал по лесу Заяц и увидел яблоко.

    Но как его достать? Яблоко высоко висит – не допрыгнешь!

    — Крра-крра!

    Смотрит Заяц – на ёлке сидит Ворона и смеётся.

    — Эй, Ворона! — крикнул Заяц. — Сорви-ка мне яблоко.

    Ворона перелетела с ёлки на яблоню и сорвала яблоко. Только в клюве его не удержала – упало оно вниз.

    — Спасибо тебе, Ворона! — сказал Заяц и хотел было яблоко поднять, а оно, как живое, вдруг зашипело… и побежало. — Что такое?

    Испугался Заяц, потом понял: яблоко упало прямо на Ежа, который, свернувшись клубочком, спал под яблоней. Ёж спросонок вскочил и бросился бежать, а яблоко на колючки нацепилось.

    — Стой, стой! — кричит Заяц. — Куда моё яблоко потащил?

    Остановился Ёжик и говорит:

    — Это моё яблоко. Оно упало, а я его поймал.

    Заяц подскочил к Ежу:

    — Сейчас же отдай моё яблоко! Я его нашёл!

    К ним Ворона подлетела.

    — Напрасно спорите, — говорит, — это моё яблоко, я его себе сорвала.

    Никто друг с другом согласиться не может, каждый кричит: — Моё яблоко!

    Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается: Ворона Ежа в нос клюнула, Ёж Зайца иголками уколол, а Заяц Ворону ногой лягнул…

    Вот тут-то Медведь и появился. Да как рявкнет: — Что такое? Что за шум?

    Все к нему: — Ты, Михаил Иванович, в лесу самый большой, самый умный. Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть.

    И рассказали Медведю всё, как было.

    Медведь подумал, подумал, почесал за ухом и спросил:

    — Кто яблоко нашёл?

    — Я! — сказал Заяц.

    — А кто яблоко сорвал?

    — Как р-раз я! — каркнула Ворона.

    — Хорошо. А кто его поймал?

    — Я поймал! — пискнул Ёж.

    — Вот что, — рассудил Медведь, — все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить…

    — Но тут только одно яблоко! — сказали Ёж, Заяц и Ворона.

    — Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмёт себе по кусочку.

    И все хором воскликнули:

    — Как же мы раньше не догадались!

    Ёжик взял яблоко и разделил его на четыре части.

    Один кусочек дал Зайцу:

    — Это тебе, Заяц, – ты первый яблоко увидел.

    Второй кусочек Вороне отдал:

    — Это тебе, Ворона, – ты яблоко сорвала.

    Третий кусочек Ёжик себе в рот положил:

    — Это мне, потому что я поймал яблоко.

    Четвёртый кусочек Ёжик Медведю в лапу положил:

    — А это тебе, Михаил Иванович…

    — Мне-то за что? — удивился Медведь.

    — А за то, что ты нас всех помирил и уму-разуму научил!

    И каждый съел свой кусочек яблока, и все были довольны, потому что Медведь рассудил справедливо, никого не обидел.


    Рассказы


    Эдуард Юрьевич Шим

    «Жатва».


    Вот и хлеба созрели.

    С утра ползёт по хлебному полю комбайн. Косит спелую рожь, сразу обмолачивает. Оставляет на поле вороха соломы.

    Сбоку пристраиваются к комбайну грузовики.

    Забирают зерно.

    На ходу идёт погрузка.

    Люди торопятся. Про отдых забыли.

    Поскорей надо убрать хлеб, пока зерно не осыпалось, пока сухая погода держится...

    Весь день пылят на дороге грузовики. Задыхаются, приседают от тяжести.

    До бортов полны зерном.

    И даже не верится, что весь этот хлеб висел, качался в поле на тоненьких стебельках.

    — Как же вы, стебельки, выдержали?

    Дружно – не грузно!


    Эдуард Юрьевич Шим

    «Яблоня для гостей».


    В саду растут яблони разные – на любой вкус.

    Посмотрите, вот это антоновка. Крупные яблоки, зеленоватые, с кислинкой. Очень они приятелю Саньке нравятся.

    А ног это – осеннее полосатое. Тоже крупные яблоки, бокастые, солнышком разрисованные в яркую полоску. Мне очень нравятся.

    Вот это – золотая китайка. Мелкие яблочки, но как будто мёдом налитые.

    Много разных яблонь в саду, но есть одна совсем необыкновенная. На любой вкус.

    Садовник дядя Гриша посадил у ворот дикую яблоньку. Обстриг у неё ветки. А взамен приставил другие, взятые у антоновки, у осеннего полосатого, у китайки и ещё у других сортов.

    Веточки прижились. Начали расти.

    Поднялась у ворот яблоня с ветками, не похожими друг на дружку.

    Повисли на ветках яблоки всех сортов. И зеленоватые, и полосатые, и розовые, и красные, и длинненькие, и кубастенькие...

    — Дядь Гриш, зачем вы такую яблоню вырастили?

    — Для гостей. Чтоб не бегали по саду, а тут же попробовали!




    Арсений Александрович Седугин

    «Этот лук я попробую».


    Задачи. Обогащать словарь детей. Побуждать интересоваться смыслом слов. Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом. Развивать любознательность.

    Чтение.

    — Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно рассказ.


    Мама принесла из магазина связку лука и повесила на гвоздик.

    Мишка всё смотрел на лук. Луковки были золотистые, крепенькие, одна к одной. А если потрогать связку, луковки так весело шуршат.

    Мишка сказал:

    — Этот лук я попробую.

    Мама сказала:

    — Да ведь горький он.

    — Я только попробую.

    Мама улыбнулась и дала Мишке маленькую луковку.

    Мишка откусил от луковки кусочек, смотрит на маму и посмеивается.

    И вдруг Мишка выплюнул лук. А слёзы из глаз так и брызнули. И во рту дерёт, щиплет.

    Пожалела мама Мишку и скоренько дала ему кружку холодной воды.

    Горе ты моё луковое, — сказала мама.

    Мишка поморщился и сказал:

    — И правда, лук горький.

    Такой уж человек Мишка. Он всё должен попробовать. Сам! 


    — Дети, по вашему мнению, что такое горе?

    Горе – это сильнее эмоциональное состояние. Где горе, тут и слёзы. Дети, как вы понимаете выражение: «горе луковое»?

    — У выражения «горе луковое» два значения.

    Первое: незначительной для горя и плача причине. Выражение обращено к плачущему человеку и означает, что причины для расстройства нет, а слёзы его из-за ерунды.

    Второе: так говорят о невезучем и неумелом человеке.

    — Дети, как вы считаете, о чём думала мама мальчика, называя его «горе ты моё луковое» – что его слёзы из-за ерунды, или, что он невезучий и неумелый человек?


    — Дети, писатель Константин Георгиевич Паустовский сказал: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». Богатство русского языка собираем, красиво и образно говорить не забываем.












    Василий Александрович Сухомлинский

    «Яблоко и рассвет».


    Задачи. Познакомить детей с рассказом Василия Александровича Сухомлинского «Яблоко и рассвет». Помочь понять скрытые мотивы поведения героя произведения. Обогащать словарь детей новыми словами и выражениями. Воспитывать любовь к родной природе.

    Чтение

    — Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно рассказ Василия Александровича Сухомлинского «Яблоко и рассвет».


    Маленький Миша часто приходил в сад к дедушке своему Корнею. Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, мёдом.

    А Миша не мог отвести глаз от огромного, белого, нежного яблока, которое светилось на самой верхушке одной яблони.

    — Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то яблоко.

    — Нет, — ответил дедушка, — яблоко достанется тому, кто придёт в сад на рассвете и часок поработает: нальёт пчёлам воды, срежет сухие веточки.

    Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть лень.

    Наконец все-таки собрался с силами, открыл глаза, когда было ещё темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчёлам воды, срезал сухие веточки.

    Взошла утренняя звезда. Подошёл Миша к яблоне с заветным яблоком, и у него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым, как небо на рассвете.

    — Ну что ж, теперь яблоко твоё. Лезь и срывай, — сказал дедушка.

    — Нет, дедушка… Лучше завтра.

    — Почему?

    — Хочу ещё раз увидеть рассвет.


    — Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.

    Вопросы к детям.

    • Дети, где происходит действие рассказа?

    — Маленький Миша часто приходил в сад к дедушке своему Корнею.

    • Чем угощал дед внука?

    — Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, мёдом.

    • Что привлекло внимание Миши в саду?

    — А Миша не мог отвести глаз от огромного, белого, нежного яблока, которое светилось на самой верхушке одной яблони.

    • Дети, как вы думаете, что означает выражение: «Не мог отвести глаз»?

    — Дети, выражение: «Не мог отвести глаз» – это значит любоваться чем-то очень красивым, привлекательным.

    • Кому дедушка Корней разрешит сорвать самое красивое яблоко?

    — Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то яблоко.

    — Нет, — ответил дедушка, — яблоко достанется тому, кто придёт в сад на рассвете и часок поработает: нальёт пчёлам воды, срежет сухие веточки.

    • Дети, что такое рассвет?

    Рассвет – это время суток, когда солнышко просыпается. Солнышко не видно, но оно окрашивает край небо розовым цветом.

    • Как Миша преодолел лень?

    — Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть лень.

    Наконец все-таки собрался с силами, открыл глаза, когда было ещё темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчёлам воды, срезал сухие веточки.

    • Дети, как вы думаете, что означает выражение: «дух захватило»?

    — Дети, выражение: «Дух захватило» – это значит, временно перестал дышать, от удивления или радости.

    • Почему у Миши захватило дух?

    — Взошла утренняя звезда. Подошёл Миша к яблоне с заветным яблоком, и у него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым, как небо на рассвете.

    • Разрешил дедушка Мише сорвать яблоко? И что ответил дедушке Миша?

    — Ну что ж, теперь яблоко твоё. Лезь и срывай, — сказал дедушка.

    — Нет, дедушка… Лучше завтра.

    • Дети, как вы считаете, почему Миша отказался сорвать яблоко?

    — Хочу ещё раз увидеть рассвет.


    — Дети, лень свою преодолевайте, рано утром вы вставайте. За рассветом наблюдайте, чудеса природы замечайте.


    Игровая ситуация «Театр».


    Задачи. Формировать умение детей связно, последовательно и выразительно пересказать небольшие рассказы, придерживаясь плана. Помочь составить план пересказа рассказа. Воспитывать артистические качества детей, раскрывать их творческий потенциал.

    Игра.

    — Дети, в театр вас приглашаю, в декламацию поиграть предлагаю. Декламатор – это артист, который выразительно читает произведения. Дети, я предлагаю вам стать декламаторами и прочитать рассказ Василия Александровича Сухомлинского «Яблоко и рассвет» со сцены. Вы согласны?


    — Рассказ Василия Александровича Сухомлинского «Яблоко и рассвет».

    Маленький Миша часто приходил в сад к дедушке своему Корнею. Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, мёдом.

    А Миша не мог отвести глаз от огромного, белого, нежного яблока, которое светилось на самой верхушке одной яблони.

    — Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то яблоко.

    — Нет, — ответил дедушка, — яблоко достанется тому, кто придёт в сад на рассвете и часок поработает: нальёт пчёлам воды, срежет сухие веточки.

    Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть лень.

    Наконец все-таки собрался с силами, открыл глаза, когда было ещё темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчёлам воды, срезал сухие веточки.

    Взошла утренняя звезда. Подошёл Миша к яблоне с заветным яблоком, и у него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым, как небо на рассвете.

    — Ну что ж, теперь яблоко твоё. Лезь и срывай, — сказал дедушка.

    — Нет, дедушка… Лучше завтра.

    — Почему?

    — Хочу ещё раз увидеть рассвет.


    — Декламаторы, вам предстоит пересказать рассказ «Яблоко и рассвет». Чтобы ничего не пропустить, составим план пересказа. Дети с чего начнём пересказ рассказа?

    — Правильно, сначала называют автора рассказа и название рассказа. Дети, как вы думаете, сколько частей в этом рассказе?

    — Дети, мы выделим следующие части в рассказе «Яблоко и рассвет».

    План пересказа.

    1. В саду у дедушки Корнея.

    2. Миша преодолел лень.

    3. Рассвет.

    4. Разговор дедушки и Миши.


    — Дети, послушайте, пожалуйста, рассказ ещё раз. Слушайте внимательно да примечайте, какие слова использует автор рассказа.

    Педагог выразительно рассказ, делая паузы после каждой части.

    — Рассказ Василия Александровича Сухомлинского «Яблоко и рассвет».

    Маленький Миша часто приходил в сад к дедушке своему Корнею. Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, мёдом. А Миша не мог отвести глаз от огромного, белого, нежного яблока, которое светилось на самой верхушке одной яблони.

    – Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то яблоко.

    – Нет, – ответил дедушка, – яблоко достанется тому, кто придёт в сад на рассвете и часок поработает: нальёт пчёлам воды, срежет сухие веточки.


    Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть лень.

    Наконец все-таки собрался с силами, открыл глаза, когда было ещё темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчёлам воды, срезал сухие веточки.


    Взошла утренняя звезда. Подошёл Миша к яблоне с заветным яблоком, и у него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым, как небо на рассвете.


    – Ну что ж, теперь яблоко твоё. Лезь и срывай, – сказал дедушка.

    – Нет, дедушка… Лучше завтра.

    – Почему?

    – Хочу ещё раз увидеть рассвет.


    — Дети, кто желает выступить на сцене.

    Желающие дети поочерёдно пересказывают рассказ. Педагог контролирует, чтобы ребёнок назвал автора и название рассказа, последовательно и логично пересказывал, используя авторские выражения.

    Педагог поощряет детей, которые внимательно слушают выступления товарищей.

    — Восхитительно! Спасибо, дети! Вы все рассказывали выразительно, подробно, интересно. Но особенно я хотела бы отметить декламацию …

    Педагог называет, несколько детей, чьи декламации были последовательны и выразительны.


    — Дети, интересные рассказы запоминайте, друг другу наизусть читайте.


    Данное произведение рекомендовано к пересказу Гербовой В. В. «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада» 2012 г.


    Николай Николаевич Носов

    «Огурцы».


    Задачи. Познакомить детей с рассказом Николая Николаевича Носова «Огурцы». Формировать умение оценивать поступки литературных персонажей. Побуждать детей рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Воспитывать отрицательное отношение к воровству.

    Чтение.

    — Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно рассказ русского детского писателя Николая Николаевича Носова «Огурцы».


    Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не клевала. Зато, когда шли обратно, они забрались в колхозный огород и набрали полные карманы огурцов. Колхозный сторож заметил их и засвистел в свисток. Они от него бежать. По дороге домой Павлик подумал, как бы ему дома не досталось за то, что он лазит по чужим огородам. И он отдал свои огурцы Котьке.

    Котька пришёл домой радостный:

    — Мама, я тебе огурцов принёс!

    Мама посмотрела, а у него полные карманы огурцов, и за пазухой огурцы лежат, и в руках ещё два больших огурца.

    — Где ты их взял? — спрашивает мама.

    — На огороде.

    — На каком огороде?

    — Там, у реки, на колхозном.

    — Кто ж тебе позволил?

    — Никто, я сам нарвал.

    — Значит, украл?

    — Нет, не украл, а так просто… Павлик брал, а мне нельзя, что ли? Ну, и я взял.

    Котька начал вынимать огурцы из карманов.

    — Постой, постой! Не выгружай! — говорит мама,

    — Почему?

    — Сейчас же неси их обратно!

    — Куда ж я их понесу? Они на грядке росли, а я сорвал. Все равно они теперь уже расти не будут.

    — Ничего, отнесёшь и положишь на той же грядке, где сорвал.

    — Ну, я их выброшу.

    — Нет, не выбросишь! Ты их не садил, не растил, не имеешь права и выбрасывать.

    Котька стал плакать:

    — Там сторож. Он нам свистел, а мы убежали.

    — Вот видишь, что делаете! А если б он поймал вас?

    — Он не догнал бы. Он уже старенький дедушка.

    — Ну как тебе не стыдно! — говорит мама. — Ведь дедушка за эти огурцы отвечает. Узнают, что огурцы пропали, скажут, что дедушка виноват. Хорошо будет?

    Мама стала совать огурцы обратно Котьке в карман. Котька плакал и кричал:

    — Не пойду я! У дедушки ружье. Он выстрелит и убьёт меня.

    — И пусть убьёт! Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор.

    — Ну, пойдём со мной, мамочка! На дворе темно. Я боюсь!..

    — А брать не боялся?

    Мама дала Котьке в руки два огурца, которые не поместились в карманах, и вывела его за дверь.

    — Или неси огурцы, или совсем уходи из дому, ты мне не сын!

    Котька повернулся и медленно-медленно пошёл по улице. Уже было совсем темно.

    «Брошу их тут, в канаву, а скажу, что отнёс, — решил Котька и стал оглядываться вокруг. — Нет, отнесу: ещё кто-нибудь увидит и дедушке из-за меня попадёт».

    Он шёл по улице и плакал. Ему было страшно.

    «Павлику хорошо! — думал Котька. — Он мне свои огурцы отдал, а сам дома сидит. Ему, небось, не страшно».

    Вышел Котька из деревни и пошёл полем. Вокруг не было ни души. От страха он не помнил, как добрался до огорода. Остановился возле шалаша, стоит и плачет все громче и громче. Сторож услышал и подошёл к нему.

    — Ты чего плачешь? — спрашивает.

    — Дедушка, я принёс огурцы обратно.

    — Какие огурцы?

    — А которые мы с Павликом сорвали. Мама сказала, чтоб я отнёс обратно.

    — Вот оно какое дело! — удивился сторож. — Это, значит, я вам свистел, а вы все-таки огурцы-то стащили. Нехорошо!

    — Павлик брал, и я взял. Он мне и свои огурцы отдал.

    — А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен. Ну, больше не делай так. Давай огурцы и иди домой.

    Котька вытащил огурцы и положил их на грядку.

    — Ну, все, что ли? — спросил старик.

    — Нет… одного не хватает, — ответил Котька и снова заплакал.

    — Почему не хватает, где же он?

    — Дедушка, я один огурец съел. Что теперь будет?

    — Ну что ж будет? Ничего не будет. Съел, ну и съел. На здоровье.

    — А вам, дедушка, ничего не будет за то, что огурец пропал?

    — Ишь ты какое дело! — усмехнулся дедушка. — Нет, за один огурец ничего не будет. Вот если б ты не принёс остальных, тогда да, а так нет.

    Котька побежал домой. Потом вдруг остановился и закричал издали:

    — Дедушка, дедушка!

    — Ну что ещё?

    — А этот вот огурец, что я съел, как будет считаться – украл я его или нет?

    — Гм! — сказал дед. — Вот ещё какая задача! Ну чего там, пусть не украл.

    — А как же?

    — Ну, считай, что я тебе подарил его.

    — Спасибо, дедушка! Я пойду.

    — Иди, иди, сынок.

    Котька во весь дух помчался по полю, через овраг, по мостику через ручей и, уже не спеша, пошёл по деревне домой. На душе у него было радостно.


    — Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.

    Вопросы к детям.

    • Дети, где мальчики набрали огурцов?

    — Мальчики забрались в колхозный огород и набрали полные карманы огурцов.

    • Как вы думаете, кому принадлежат огурцы на колхозном огороде?

    — На колхозном огороде огурцы посадили колхозники. Колхозники – владельцы овощей с огорода.

    • Почему мама Котьки не обрадовалась свежим огурцам?

    — Огурцы были чужие, ворованные.

    • Как вы считаете, правильно ли поступила мама Котьки, отправив его назад на огород?

    • Дети, почему Котька, когда неё огурцы назад, плакал?

    — Ему было страшно.

    • Доволен ли был сторож, что мальчик принёс огурцы обратно?

    • Как вы думаете, почему у Котьки было радостно на душе, когда он возвращался домой?

    • Дети, чему нас учит этот рассказ?


    Без спросу взял, да не сказал, так украл. Украл, своровал. Воровство – это преступление. Дети, легко воровать, да тяжело отвечать. Кто ворует — тот беды не минует.


    — Дети, рассказы Николая Николаевича Носова интересны и поучительны. Николай Николаевич написал много интересных историй о детях. Друзья, предлагаю вам, вместе с родителями, посетить библиотеку и прочитать книги Николая Николаевича Носова.


    Данное произведение рекомендовано для чтения программой «Детство».


    Малые формы фольклора


    Задача. Пополнять литературный багаж детей малыми формами фольклора.


    Русская народная песенка

    «Мы пойдём по садику».

    В обработке Натальи Павловны Колпаковой.


    Мы пойдём по садику,

    Пойдём по зелёному.

    Мы пойдём гулять,

    Грушицу сажать.

    Расти, наша грушица,

    Этакая,

    Этакая,

    Вот этакая!


    Пословица. Скоро дерево садится, да не скоро с него плоды едятся.











    Загадки о фруктах


    Словесная игра «Фруктовые загадки».


    Задачи. Закреплять знания детей о фруктах. Формировать умение узнавать фрукты по описанию. Упражнять детей в умение подбирать слова, сходные по звучанию. Развивать слуховое внимание. Поддерживать интерес детей к загадкам.

    Игра.

    — Дети, в «Фруктовые загадки» играем, правила игры не нарушаем.

    Правила игры:

    • внимательно слушаем загадку;

    • пока загадку читают, молчим;

    • хором отвечаем, фрукт называем.


    Педагог после каждой загадки, просит детей, объяснить: какие слова в тексте помогли отгадать загадку.


    Что за барышня такая

    Смотрит с ветки, не моргая.

    Синий сарафан на диво.

    Догадались? Это – ...

    (Слива).

    Маленький шарик золотой,

    Сладким соком налитой.

    В нём полезный витамин

    Это спелый…

    (Мандарин).

    Жёлтый, кислый, ароматный,

    В чае с сахаром, приятный.

    Витаминов полон он …

    А зовут его …

    (Лимон).

    С оранжевой кожей,

    На мячик похожий,

    Но в центре не пусто,

    А сочно и вкусно.

    Это важный господин

    Солнечный …

    (Апельсин).

    В саду растёт

    Сладка, как мёд,

    Похожа на неваляшку,

    Носит тонкую рубашку.

    Любимая милуша,

    Сочная …

    (Груша).

    Эта шишка не простая,

    А огромная какая!

    В плотной жёсткой кожуре,

    И растёт она в траве.

    Удивит собою нас

    Толстокожий…

    (Ананас).

    Круглые, румяные

    С кожицею гладкою.

    Сочные, душистые

    С мякотью сладкою.

    Сидят на ветках не зяблики,

    А вкусные, полезные …

    (Яблоки).

    Плод душистый,

    Снаружи пушистый.

    Большая косточка внутри,

    Смотри, не проглоти!

    Вкуса сладкого предвестник –

    Золотистый, сладкий …

    (Персик).

    Ароматен он, пригож

    И на солнышко похож.

    Сверху – шкурка золотая,

    В центре – косточка большая.

    Привлекает пчёл и ос

    Мой любимый ...

    (Абрикос).

    Шар с короной, толстокож,

    На шкатулочку похож –

    В нём рубинов спрятан клад.

    Этот странный плод – …

    (Гранат).

    Солнечная, яркая,

    Нежная, мягкая,

    Терпкости полна,

    Круглая …

    (Хурма).

    Знают этот фрукт детишки,

    Любят есть его мартышки.

    Родом он из жарких стран,

    А зовут его …

    (Банан).


    — Сливы, лимоны, апельсины, ананасы, яблоки, груши, персики, абрикосы, мандарины, хурма, гранаты, бананы – это… фрукты.


    — Потрясающе, дети! Загадки отгадали, фрукты по описанию узнали.





    Русские народные загадки


    — Дети, отгадайте, пожалуйста, русские народные загадки об овощах.

    • Семьдесят одёжек, все без застёжек. – Капуста

    • Кто любит щи, меня в них отыщи. – Капута

    • Под кустом птица гнездо свила, яиц нанесла. Картофель

    • Сидит дед, в шубы одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает. – Лук

    • Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. – Морковь

    • Без окон, без дверей, полна горница людей. – Огурец

    • Был зелёным, маленьким, стал большим и аленьким. – Помидор

    • Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостом, а не мышь. – Репа

    • Вверху зелено, внизу красно, в землю вросло. – Свёкла


    — А вот ещё одна загадка: Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. Что это?


    Русские народные пословицы и поговорки об урожае


    • Без труда нет плода.

    • Доброму урожаю и добрая уборка.

    • День прозевал – урожай потерял.

    • Кто урожай без потерь собирает, тот и побеждает

    Поговорим о трудолюбии


    Задачи. Побуждать детей использовать в речи пословицы. Формировать положительное отношение к труду. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать умение детей соблюдать этику общения.


    Разговор «Без труда нет плода».


    — Дети, сядем рядком, да поговорим ладком. Как вы думаете, почему так в народе говорят: «Без труда нет плода?»

    Педагог подбадривает детей.

    — Нам важно знать, что думает каждый из вас.

    Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.

    — Уважай мнение товарища.

    Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряя попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Подводит итог сказанному.

    — Дети, урожай сам не придёт: за растениями нужен уход, день прозевал – урожай потерял, кто урожай без потерь собирает, тот и побеждает. Без труда нет плода.






    Разговор «Урожай».


    — Дети, сядем рядком, да поговорим ладком, так издревле на Руси приглашали к разговору. К разговору, когда человек делится своими мыслями. Дети, как вы думаете, почему так говорят: «Доброму урожаю и добрая уборка»?

    Педагог подбадривает детей.

    — Не стесняйся своего мнения! Нам важно знать, что думает каждый из вас.

    Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.

    — Не перебивай, пожалуйста, товарища. Уважай мнение товарища.

    Педагог выслушивает высказывания всех детей. Подводит итог сказанному.

    — Дети, чтобы добрый, богатый урожай сохранить, добрая, быстрая уборка нужна. Доброму урожаю и добрая уборка.


    Разговор «День прозевал – урожай потерял».


    — Дети, сядем рядком, да поговорим ладком. Как вы думаете, почему народная пословица гласит: «День прозевал – урожай потерял?»

    Педагог подбадривает детей.

    — А ты, … (имя ребёнка), как считаешь! Нам важно знать, что думает каждый человек.

    Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряет детей, которые внимательно выслушивают мнение товарищей. Подводит итог сказанному.

    — Дети, день прозевал – урожай потерял, кто урожай без потерь собирает, тот и побеждает. Доброму урожаю и добрая уборка.


    Разговор «Кто урожай без потерь собирает».


    — Дети, сядем рядком, да поговорим ладком, так издревле на Руси приглашали к разговору. Как вы думаете, почему народная пословица гласит: «Кто урожай без потерь собирает, тот и побеждает?»

    Педагог подбадривает детей.

    — А ты, … (имя ребёнка), как считаешь! Нам важно знать, что думает каждый человек.

    Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряет детей, которые внимательно выслушивают мнение товарищей. Подводит итог сказанному.

    — Дети, кто урожай без потерь собирает, тот и побеждает, на зиму еду запасает. Доброму урожаю и добрая уборка.











    Русские народные пословицы о хлебе


    • Пришло время жать – некогда дремать.

    • Хлеб – всему голова.

    • Плох обед, когда хлеба нет.

    • Хлеб бросать – труд людей не уважать.

    • Хлеб – батюшка, вода – матушка.

    Здоровый образ жизни. Поговорим о хлебе


    Задачи. Формировать потребность детей в правильном питании. Воспитывать бережное отношение к хлебу. Побуждать детей использовать в речи пословицы. Продолжать развивать речь как средство общения. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать умение соблюдать этику общения.


    Разговор «Плох обед, когда хлеба нет».


    — Дети, сядем рядком, да поговорим ладком. Как вы думаете, почему так говорят: «Плох обед, когда хлеба нет»?

    Педагог подбадривает детей.

    — А ты, … (имя ребёнка), что думаешь! Согласен или не согласен с мнением товарищей.

    Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.

    — Уважай суждения товарища! Каждый человек имеет право на своё мнение.

    Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряя попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Подводит итог сказанному.

    — Дети, плох обед, когда хлеба нет. Хлеб – наш кормилец, здоровье оберегает, энергией и силой наполняет. Не забывайте, дети, хлеб бросать — труд людей не уважать.



    Разговор «Хлеб – батюшка, вода – матушка».


    — Дети, сядем рядком, да поговорим ладком. Как вы думаете, почему народная пословица гласит: «Хлеб – батюшка, вода – матушка»?

    Педагог подбадривает детей.

    — А ты, … (имя ребёнка), как считаешь! Нам важно знать, что думает каждый человек.

    Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряет детей, которые внимательно выслушивают мнение товарищей. Подводит итог сказанному.

    — Дети, не зря в народе говорят, хлеб – батюшка, вода – матушка. Хлеб – наш кормилец, здоровье оберегает, энергией и силой наполняет. Без воды всё живое засыхает, медленно умирает. Дети, хлеб уважайте, никогда его не бросайте. Воду оберегайте, краны закрывать не забывайте.






    Скороговорка – это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка”.


    Занимательная игра

    «В краю Скороговория».

    «Арбуз».


    Задачи. Поддерживать интерес детей к скороговоркам, желание их запоминать. Обогащать бытовой словарь детей. Закреплять умение отчётливо произносить согласный звук "р". Отрабатывать интонационную выразительность речи детей. Упражнять в передаче ритмического рисунка слов. Развивать память детей.

    Игра.

    Понедельник. Знакомство со скороговоркой.

    — Дети, в край Скороговории приглашаю, с новой скороговоркой познакомить обещаю. Педагог читает скороговорку медленно, чётко проговаривая все звуки.

    Боря базар посетил

    И арбуз большой купил.

    — Дети, какие слова вам незнакомы?

    Базар – место, где продают разные товары, овощи и фрукты. Дети, Боря что посетил?

    Педагог контролирует, чтобы дети отвечали на вопрос полным предложением, не переставляя слова, логическим ударением выделяя нужное слово. При необходимости педагог показывает пример.

    — Боря базар посетил. Дети, Боря базар что сделал?

    — Боря базар посетил. Дети, Боря базар посетил и что купил?

    — Боря базар посетил и арбуз большой купил. Дети, Боря базар посетил и арбуз какой купил?

    — Боря базар посетил и арбуз большой купил. Дети, Боря базар посетил и арбуз большой что сделал?

    — Боря базар посетил и арбуз большой купил.

    — Дети, кто самостоятельно прочитает скороговорку.

    Боря базар посетил

    И арбуз большой купил.

    Желающие дети читают скороговорку. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук "р".

    — Чудесно, дети! Скороговорку запоминали, чётко читали.


    Вторник. Школа актёрского мастерства.

    Педагог читает скороговорку.

    Боря базар посетил

    И арбуз большой купил.

    — Дети, открываем Школу актёрского мастерства. Мы произнесём скороговорку с разной интонацией. Один актёр удивлённо спросит: Боря базар посетил и арбуз большой купил? А другой радостно ответит: Боря базар посетил и арбуз большой купил!

    — Дети, кто хочет выступить на сцене?

    Педагог приглашает на сцену поочерёдно детей парами.

    — Актёры, не забывайте, скороговорку нужно произносить, чётко проговаривая все слова.

    Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук "ц".

    — Прекрасно, дети! Скороговорку запоминали, как актёры читали.


    Среда. Ритмический рисунок.

    Педагог читает скороговорку.

    Боря базар посетил

    И арбуз большой купил.

    — Дети, познакомимся с ритмом скороговорки. Мы произносим скороговорку и с помощью ладоней измеряем ритм скороговорки. Дети, не забывайте, скороговорку нужно произносить чётко, проговаривая все слова.

    Педагог произносит скороговорку медленно по слогам, чётко проговаривая все звуки, и одновременно прохлопывает ритм скороговорки (слог-хлопок), делая паузу после каждого слова. Предлагает желающим детям прочитать скороговорку, прохлопывая ритм. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки и поддерживали ритм. Затем педагог повторяет скороговорку, ускоряя ритм. Дети произносят скороговорку вместе с педагогом.

    — Восхитительно, дети! Ритм скороговорки поймали, чётко повторяли.


    Четверг. Конкурс чтецов.

    Педагог читает скороговорку.

    Боря базар посетил

    И арбуз большой купил.

    — Дети, «Конкурс чтецов» открываю, скороговорку повторить предлагаю. Не забывайте дети, скороговорку произносим, чётко проговаривая все слова. Начинаю я.

    Педагог произносит скороговорку. Все дети по очереди читают скороговорку. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все слова.

    — Потрясающе, дети! Скороговорку быстро читали, чётко слова сказали.


    Пятница. Игра «Раз, два, три, быстро повтори».

    — Дети, игру «Раз, два, три…» начинаем, скороговорку быстро повторяем. Вот так.

    Боря базар посетил

    И арбуз большой купил.

    Педагог произносит скороговорку в быстром темпе.

    Раз, два, три! Раз, два, три!

    Скороговорку быстро, чётко повтори!

    Желающие дети читают скороговорку. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все слова.

    — Замечательно, дети! Скороговорку быстро повторяли, слова не потеряли.


    Примечание. Скороговорку повторяют два раза в день.

    Совет педагогу. Если ребёнок стесняется при всех повторять скороговорку, с ним педагог повторяет скороговорку индивидуально.










    Пальчиковая игра «Фрукты».


    Задачи. Поддерживать интерес детей к фруктам. Обогащать речь существительными, обозначающими названия фруктов. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей. Увеличить подвижность пальцев.

    Игра.

    Закличка.

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Я зову вас поиграть.


    — Дети, в пальчиковую игру играем, фрукты изучаем. Движения пальчиками, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.

    Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, проговаривают названия фруктов.

    Как у нашей Зины

    фрукты в корзине:

    Ладони и пальцы рук, сложенные в горсти.

    груша,

    банан,

    гранат, яблоко, хурма.

    Поочерёдно, начиная с мизинца, загибаем пальцы на правой руке.

    (Дети проговаривают названия фруктов).

    Как у нашего Димы

    фрукты в корзине:

    Ладони и пальцы рук, сложенные в горсти.

    абрикос,

    мандарин,

    лимон,

    персик,

    апельсин.

    Поочерёдно, начиная с мизинца, загибаем пальцы на левой руке.  

    (Дети проговаривают названия фруктов).

    Фрукты чисто

    моем, моем.

    Фрукты долго

    моем, моем.

    Сложим ладони вместе и трём ладонь о ладонь.

    Стол накрываем,

    Ладонь правой руки положим

    на кулачок левой руки.

    друзей угощаем.

    Руки вперёд, покажем ладони обеих рук

    с разжатыми пальцами.


    — Замечательно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, новые слова запоминали.



    Самомассаж пальцев рук «Яблочко».


    Задачи. Поддерживать интерес детей к фруктам. Обогащать речь наречиями. Продолжать знакомить детей с массажем пальцев рук. Воспитывать желание заботиться о своём здоровье. Формировать умение детей управлять своими движениями.

    Игра.

    — Дети, как вы думаете, для чего нужно делать самомассаж? (предположения детей).

    Самомассаж здоровье укрепляет,

    Жизненную силу повышает.

    — Дети, мы разучим текст «Яблочко» для массажа пальцев рук колечками. Большой и указательный пальцы правой руки замыкаем в колечко и надеваем по очереди на все пальцы: от большого до мизинца. На каждый палец медленно надеваем «колечко» от ногтя к основанию пальца. Колечко надеваем, пальцы растираем, от ногтя вниз колечко опускаем. Затем — меняем руки. Педагог показывает движения.

    — Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, слова стихотворения повторяйте. На каждую строку стихотворения одеваем «колечко» на один палец.

    Педагог читает текст, выделяя голосом наречия, и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, повторяя строчки стихотворения.


    Текст

    Движения


    Левой рукой массаж правой руки.

    Яблочко, вот оно

    Большой палец.

    Соку спелого полно.

    Указательный палец.

    Ой, лю-ли, ой, лю-ли,

    Средний палец.

    Соку спелого полно.

    Безымянный палец.

    Так свежо, и так душисто,

    Мизинец.

    Правой рукой массаж левой руки.

    Так румяно-золотисто.

    Мизинец.

    Ой, лю-ли, ой, лю-ли,

    Безымянный палец.

    Так румяно-золотисто.

    Средний палец.

    Будто мёдом налилось,

    Указательный палец.

    Видно семечки насквозь.

    Большой палец.


    — Чудесно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, новые слова запоминали.







    Интеллектуальная разминка

    «Фрукты и овощи».


    Задачи. Закрепить знания детей овощах и фруктах. Развивать слуховое внимание, сообразительность, логическое мышление.

    Беседа.

    — Дети, интеллект наш развиваем, предложение продолжаем.

    Дети отвечают хором. Если ответы разные или ответ неверный, педагог повторяет вопрос ещё раз. Если дети не называют верный ответ, педагог читает вопрос и ответ.

    Вопросы.

  • Помидор, огурец, капуста, свёкла – это … (овощи).

  • Яблоко, груша, апельсин, банан – это … (фрукты).

  • Помидоры растут в огороде, а яблоки … (в саду).

  • Земляника – ягода, капуста – … (овощ).

  • Огурцы – овощи, груши – ... (фрукты).

  • Персик – сладкий, лимон – ... (кислый).

  • Абрикос – маленький, ананас – ... (большой).

  • Помидор сладкий, а чеснок … (горький).

  • Бананы – овальные, яблоки – ... (круглые).

  • Апельсин – оранжевый, лимон – ... (жёлтый).

  • Экзотический, колючий, большой, сочный … – это … (ананас).

  • Овощерезка режет овощи, а соковыжималка … (выжимает сок).

  • Помидор – вершки, свёкла – … (корешки).

  • Внутри яблоко – семечки, внутри персика – ... (косточка).

  • Птицы – это животные, фрукты – это ... (растения).

  • Дом – строят, фрукты – ... (растут).

  • Выращивает овощи овощевод, а фрукты – … (садовод).

  • Чипсы вредные, а фрукты и овощи… (полезные).


    — Дети, интеллектуальную разминку прекращаю, благодарность объявляю. На вопросы быстро отвечали, ответы правильно называли. Все вы, дети, молодцы! Особенно отметить хочу … Педагог отмечает наиболее активных детей.

    — За игру вас, дети, благодарю!!!












    Игровая ситуация

    «Фруктовое государство».


    Задачи. Совершенствовать диалогическую форму речи детей. Развивать умение поддерживать беседу. Обогащать представления о правилах речевого этикета и способствовать осознанному желанию и умению детей следовать им в процессе общения. Поддерживать интерес детей к фруктам.

    Материал к деятельности: Картина «Фруктовые человечки».

    Беседа.

    Педагог обращает внимание детей на картину «Фруктовые человечки».

    — Дети, в некотором царстве, в фруктовом государстве жили-были … Странно, что это за человечки? Кто жил в фруктовом государстве?

    Дети перечисляют, кто нарисован на картине. Если, какой-то фрукт пропущен, педагог уточняет: «А это кто?».

    — Дети, как одним словом, назвать всех жителей фруктового государства?

    — В фруктовом государстве живут фрукты. Жители фруктового государства приветливые, приятные в общении. Встречаясь, они улыбались и приветствовали друг друга добрыми словами. Как вы думаете, что они говорили друг другу?

    — Фруктовые человечки обращались друг к другу со словами: «господин…», «госпожа…». Доброго здоровья, господин Персик! Рад вас видеть, госпожа Вишня! Доброе утро, господин Лимон! Моё почтение, госпожа Груша! Здравствуйте, господин Абрикос! Приветствую вас, госпожа Слива!

    — Фруктовые человечки очень общительны. Интересно, о чём они беседуют?

    — Жители фруктового государства любят беседовать о погоде, о здоровом образе жизни, о пользе фруктов для здоровья. Дети, представьте, что вы жители фруктового государства, вышли гулять и встретились друг с другом. Подумайте, что вы скажите друг другу, о чём будете беседовать?

    Педагог помогает детям разбиться на пары, выбрать фрукт, который они изображают.

    — Дети, я открою вас секреты диалога, беседы вдвоём.

    • Посмотрим собеседнику в глаза, улыбнёмся и доброжелательно поприветствуем.

    • Поинтересуемся здоровьем, делами собеседника.

    • Внимательно, не перебивая, выслушаем ответ.

    • Доброжелательно, спокойным голосом ответим на вопросы собеседника.

    • Вежливо попрощаемся.

    Дети ведут диалог друг с другом. Педагог контролирует, чтобы дети соблюдали секреты диалога, помогает строить высказывания.


    — Прелестно, дети! В фруктовых человечков играли, о добрых словах не забывали.




    Источники художественных произведений.


    1. Журнал "Весёлые картинки", 1975, № 9. Москва, «Молодая гвардия», 1975 г.

    2. Журнал "Весёлые картинки", 1977, № 1. Москва, «Молодая гвардия», 1977 г.

    3. Журнал "Весёлые картинки", 1983, № 8. Москва, «Молодая гвардия», 1983 г.

    4. Журнал "Мурзилка", 1952, № 7. Москва, «Молодая гвардия», 1952 г.

    5. Журнал "Мурзилка", 1973, № 8. Москва, «Молодая гвардия», 1973 г.

    6. Аким Я. Л. «Весело мне». Москва, АСТ, 2023 г.

    7. Барто А. Л. «Было у бабушки сорок внучат».

    8. Бокова Т. В. «Лучшие стихи к праздникам», Москва, АСТ, 2008 г.

    9. Благинина Е. А. «Не мешайте мне трудиться». Москва, «Детская литература», 1985 г.

    10. Зубкова Л. В. «Апельсин». Москва, «Малыш», 1975 г.

    11. Куликовская Т. А. «Слова-двойняшки». Москва, «ГНОМ», 2024 г.

    12. Мумин П. «Яблоко». Москва, «Малыш», 1987 г.

    13. Носов Н. Н. «Огурцы». Москва, Детгиз, 1954 г.

    14. Русские народные загадки «Галочка-смекалочка». Москва, Детгиз, 1959 г.

    15. Сапгир Г. В. «Нарисованное солнце». Москва, «Детский мир», 1962 г.

    16. Сапгир Г. В. «Садовник». Москва, «Малыш», 1973 г.

    17. Сапгир Г. В. «Считалки». Москва, «Малыш», 1965 г.

    18. Сборник «Загадки». Москва, Детиздат, 1936 г.

    19. Сборник «На поляне детства». Казань, Редакционно-издательский центр, 2011 г.

    20. Сборник «Подарок». Ленинград, «Детская литература», 1960 г.

    21. Сборник «Русские народные загадки». Москва, Детгиз, 1954 г.

    22. Сборник «Стихи к осенним детским праздникам». Москва, ТЦ Сфера, 2010 г.

    23. Степанов В. А. «Родная природа». Москва, «Фламинго», 2003 г.

    24. Сутеев В. Г. «Сказки и картинки». Москва, «Детская литература», 1969 г.

    25. Сухомлинский В. А. «Хрестоматия по этике». Москва, «Педагогика», 1990 г.

    26. Черных Ю. Е. «На лугу пасутся ко…» Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство, 1979 г

    27. Шим Э. Ю. «Сказки, найденные в траве». Москва, «Детская литература», 1972 г.